Дизайн
#статьи

Шрифт Soyuz Grotesk: где используют и с чем сочетают

Рассказываем, для каких проектов подходит Soyuz Grotesk, и показываем примеры шрифтовых пар с ним.

Изображение: Agil / Dribbble

Создать эффектную типографику для сайта, документа, постера или рекламы непросто. Правильное решение очень важно: шрифты влияют на восприятие текста и изображений, они способны и привлекать, и отталкивать. К тому же их много, и даже если для проекта уже выбран основной шрифт, к нему наверняка понадобятся дополнительные.

Разберём модную современную гарнитуру Soyuz Grotesk и расскажем, с чем её сочетать.

Soyuz Grotesk — что это за шрифт

В 2017 году Роман Горницкий выпустил шрифт Soyuz Grotesk. Он опубликовал его как продукт своей студии Typefaces of the Temporary State: название можно перевести как «Шрифты временного государства» или «Шрифты временного состояния». Номинально это оцифрованный шрифт без засечек, который с середины 1960-х и до конца 1980-х был моден в СССР, однако за созданием «Союза» стоит намного более интересная история, чем перевод литер в digital.

В 1963 году два студента Полиграфического института, Юрий Курбатов и Максим Жуков, сконструировали «кириллическую гельветику». В Европе и США к этому времени интернациональный (или швейцарский) стиль уже был широко распространён, а шрифтовые студии и крупные компании создали множество чистых, нейтральных, удобных гротесков. Однако на Западе не работали над кириллическими кассами: из-за изоляции большей части русскоязычного мира такой потребности не было. В странах соцлагеря, в свою очередь, у дизайнеров не было доступа к западным шрифтам. Курбатов и Жуков решили сами создать кириллизированный «советский Neue Haas Grotesk», несмотря на то, что у них не было ни проектировочных документов, ни эскизов оригинальных литер.

Их проект заметно отличался от всего, что использовали советские типографии: для современников шрифт Курбатова и Жукова выглядел необычно, свежо, «по-западному» — и потому стал моден. Однако это даже не был набор в прямом, традиционном смысле: шрифт существовал только в виде фотокопий, поскольку студентам, а впоследствии и молодым специалистам, не дали возможности отправить его в производство.

Особенно меня завораживал процесс выклеивания заголовков. На контрастной фотобумаге печатали шрифтовые наборные кассы, из них вырезали нужные буковки и клеили слова на резиновый клей по едва заметным карандашным направляющим. Потом делали ещё одну репродукционную съёмку, ещё отпечатки и получали оригинал-макет для тиража.

Анна Казьмина,
воспоминание о работе отца-дизайнера, личный блог

Заголовок на обложке книги набран гротеском Курбатова и Жукова. В оформлении видны неровности — вероятно, макет был собран не очень аккуратно
Изображение: Высшая школа, 1977
Этот цифровой Neue Haas Grotesk максимально близок к оригинальному рисунку шрифта 1957 года
Скриншот: сайт Composer.trade / Skillbox Media

В 1966 году другой студент Полиграфа, Василий Валериус, переработал дизайн уже на тот момент известного бюллетеня ВНИИТЭ «Техническая эстетика». Вёрстка стала более «швейцарской», а название он набрал советским «нойе хаасом». Именно этот вид обложки и логотипа потом будет долгое время ярко выделять «Техническую эстетику» среди другой периодики в Союзе. 

Вёрстка в самом первом выпуске бюллетеня за январь 1964 года и в первом выпуске с новым дизайном в январе 1967-го
Изображение: Библиотека имени Н. А. Некрасова

Популярность гротеска Курбатова и Жукова в кириллической печати росла. Однако из-за того, что он распространялся только фотокопиями — в отличие от «государственных» гарнитур «Литературная», «Заголовочная газетная» и прочих, — появлялись образцы, стилистически напоминающие этот шрифт.

Изображение: издательство «Химия»
Пропорции и рисунок некоторых букв на обложке учебника и объёмных знаков на стеле напоминают «советскую гельветику»
Фото: Skillbox Media
Ещё один пример оформления текста гротеском «по мотивам»: в шрифте Курбатова и Жукова не было заглавных букв, для этой рекламы их, вероятно, дорисовали
Изображение: dikiy_m / Livejournal

В 2016 году фонд V-A-C основал платформу «Центр экспериментальной музеологии», где занимаются исследованием музея как институциональной единицы и медиума. Разрабатывать айдентику ЦЭМ пригласили Романа Горницкого, и для этого проекта он решил оцифровать и актуализировать гротеск Курбатова и Жукова. Эта версия шрифта для центра была названа им Aestetica — с отсылкой к «Технической эстетике».

Шрифтовая пара Aesthetica и Kazimir Text в дизайне сайта
Скриншот: сайт redmuseum.church / Skillbox Media

Горницкий продолжил изучать тему и работать над графикой кириллической и латинской кассы, и этот проект вырос в Soyuz Grotesk — шрифт без засечек с особенным, узнаваемым визуальным характером и деталями:

  • Только строчными буквами и только в солидном начертании Bold.
  • R и z, будто нарисованные носителем русского языка, который никогда не видел латиницу и чертит их впервые — например, r как развёрнутую ч. Эти ироничные детали — референс к появлению первой кириллизации «Гельветики», которую создавали в отрыве от латиницы, только наоборот: такой графикой Горницкий показал, как можно латинизировать кириллицу.
  • Вертикальными тонкими линиями в й, щ, ц, э и кавычками-лапками из таких же штрихов — ещё тоньше, минималистичнее и чище, чем в проекте советских студентов Полиграфа.
Кириллица и латиница Soyuz Grotesk
Изображение: Skillbox Media

Историю разработки шрифта от самого Романа Горницкого на английском языке можно прочитать здесь.

Посмотрим, как Soyuz Grotesk используют в дизайне сайтов и книг, рекламе и брендинге.

Soyuz Grotesk в дизайне лендингов

Шрифтовая пара из бесплатных Soyuz Grotesk и Raleway придала минималистичному лендингу базы отдыха прогрессивный, но тёплый характер.

Soyuz Grotesk и Raleway
Скриншот: сайт «8 Сосен» / Skillbox Media

Виртуальный павильон России на Венецианском биеннале в 2018 году служил как пространство для независимых проектов. Он был «построен» на платформе Readymag, а для оформления текстов дизайнерка Мария Косарева выбрала свежий на тот момент Soyuz Grotesk — самый русский из гротесков. Такое решение помогло выразить идею пересечения национального и глобального.

Изображение: Maria Kosareva / Readymag

Страница лагеря для взрослых, где занимаются разными видами искусства, оформлена парой из родственных шрифтов Soyuz Grotesk и Helvetica Neue, а контраст им составляет рукописный Gogol.

Шрифтовая пара Soyuz Grotesk, Helvetica Neue, Gogol
Скриншот: сайт «Арт Ретрит» / Skillbox Media

В дизайне лендинга о развивающей игре Soyuz Grotesk с его необычной латиницей символизирует креативность, а нейтральный Manrope успокаивает насыщенный элементами дизайн.

Шрифтовая пара Soyuz Grotesk и Manrope
Скриншот: Contraste Agency / Skillbox Media

Soyuz Grotesk в печати

Kallocain — дистопия шведской писательницы Карин Бойе о «таблетках правды» в тоталитарном государстве. Для оформления основного объёма текста бразильские дизайнеры выбрали современную антикву Brenner, а для заголовков Soyuz Grotesk. Здесь он служит визуальной отсылкой к Восточной Европе.

Шрифтовая пара Soyuz Grotesk и Brenner
Изображение: Alles Blau / Julia Masagão / Behanc

Дизайнерка Наташа Агапова разрабатывала и графическое оформление экспозиции в Доме Гоголя «Верю — не верю», и каталог, который в 2019 году стал победителем премии «Жар-книга». Темой выставки были анекдоты о взаимоотношениях Гоголя и Тургенева, и шрифтовая пара из Soyuz Grotesk и Betina Script визуально поддерживает ироничное настроение.

Soyuz Grotesk и Betina Script в каталоге и оформлении выставки от Наташи Агаповой
Фото: Жар-книга / издательство «Перо» / «Дом Гоголя»

Soyuz Grotesk в визуальных коммуникациях

Фирменные шрифты Arzamas — Formular и Lava, их используют практически во всех каналах академии. Однако в обложке для подборки фильмов дизайнерка Маша Касаткина использовала Soyuz Grotesk, и в композиции с мягкими прямоугольниками винтажных оттенков он создаёт настроение семидесятых.

Изображение: Arzamaz / Telegram

Акция «На работу на велосипеде» проходит несколько раз в год в крупных городах, в том числе в Санкт-Петербурге. Для этой инициативы студия Holystick оформила тексты на афишах и в SMM-графике Soyuz Grotesk, который даже на насыщенном деталями и яркими цветами фоне выглядит заметно.

Фото: Holystick Studio

Soyuz Grotesk в айдентике

Soyuz Grotesk — наследник шрифта с историей и визуальными деталями, которые вызывают определённые чувства у читателей с опытом жизни в СССР. Например, уважение к слову и ощущение, что так оформлены тексты, за которыми стоят учёные и инженеры. Так, студия Electric Red использовала Soyuz Grotesk в дизайне фирменного стиля для Открытого университета Егора Гайдара.

Изображение: Electric Red
Изображение: «Фонд Егора Гайдара»

Кроме того, этот гротеск зрители могут воспринимать как серьёзный, маскулинный. В этом примере исключительно коммерческого дизайна Soyuz Grotesk работает в дизайне айдентики для бренда мужской косметики.

Изображение: Anatolie Micaliuc / Behance

Айдентика кафе грузинской кухни в квартале Flacon — «Хлебозавод» в Москве построена на основе Soyuz Grotesk. Благодаря этому бистро выделяется среди модных заведений: шрифт способен вызывать ностальгию по временам доброго советского кино и при этом выглядит современно и ясно.

Фото: «Грузинское бистро YUG»

Больше примеров Soyuz Grotesk в рекламе и размышления о его популярности — в посте Маши Троицкой.

Где скачать Soyuz Grotesk

Soyuz Grotesk в единственном начертании Bold распространяется только бесплатно. Шрифтовые файлы можно скачать на разных агрегаторах, но лучший способ — на сайте Typefaces of The Temporary State. Так вы гарантированно получите правильный, качественный ZIP-архив.

Шрифтовая пара Soyuz Grotesk и Manrope — оба шрифта бесплатные
Скриншот: сайт oliiji / Skillbox Media

Альтернативы Soyuz Grotesk

С одной стороны, у Soyuz Grotesk нет близких аналогов. Это шрифт с особенным визуальным характером и необычной логикой в графике. С другой стороны, он производная от великого Neue Haas Grotesk, поэтому можно обратиться к другим гротескам интернационального стиля:

  • Pragmatica — первая настоящая кириллическая «гельветика».
  • Aktiv Grotesk — нейтральный, но строгий гротеск. Его можно активировать с подпиской Adobe Creative Cloud.
  • Neue Montreal — семейство современных шрифтов без засечек, которые отлично подходят для digital-дизайна.
  • Unica77 — гибрид трёх шрифтовых столпов: Helvetica, Akzidenz-Grotesk и Univers.
  • Rubik Bold и Extra Bold — именно в полужирном и жирном начертаниях можно увидеть подобие «Союзу».
  • Didact Gothic — с Soyuz Grotesk его роднит форма t.
Логотип оформлен Soyuz Grotesk, и рядом с Helvetica Regular он выглядит акцидентным
Изображение: Andrew Malakhov / Angelina Kotosova / Behance

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Шрифт в дизайне Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована