Музыкальные обложки как культ: история дизайн-бюро Hipgnosis
Их клиенты — Pink Floyd, Led Zeppelin, AC/DC, Black Sabbath и другие рок-звёзды.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
«Короли клея и ножниц» — так называли себя Обри Пауэлл и Сторм Торгерсон, основатели дизайн-бюро Hipgnosis.
Сегодня повторить художественные приёмы из портфолио дизайн-бюро может практически каждый дизайнер. Но в 1967-м британцы совершили революцию в индустрии и заменили стерильные обложки-клише с портретами музыкантов на футуристичные коллажи, экспериментальную графику и атмосферные кадры.
Рассказываем историю Hipgnosis и вспоминаем 17 музыкальных обложек, которые они создали.
Начало Hipgnosis — дружба с Pink Floyd и творческая тусовка
Сторм Торгерсон и Обри Пауэлл познакомились студентами. Первый снимал кино и учился в престижном британском Королевском колледже искусств, второй — не учился, но фотографировал, преимущественно экспериментально. По ночам они тайком обрабатывали фотоплёнки в студенческой лаборатории и в ванной богемной лондонской коммуналки — и не понимали, куда их приведёт увлечение творчеством.
Первым клиентом креативной пары стало издательство — они сняли восемь обложек для новых книг. В то же время группа Pink Floyd, с участниками которой они близко дружили, выпускала новый альбом A Saucerful of Secrets — и искала вдохновение для дизайна обложки у творческих друзей. Торгерсон предложил пару идей и вписал себя и Пауэлла в этот проект.
Обложка оказалась успешной, и менеджер Pink Floyd Брайан Моррисон пригласил дизайнеров поработать на другие группы. Торгерсон и Пауэлл согласились, хотя и подозревали, что основной мотив — недорогая стоимость их работы. Но так они нащупали свою нишу.
В 1969-м Торгерсон завершил обучение, и дизайнерам стали недоступны возможности студенческих кабинетов. Они закупили оборудование и арендовали студию — так и началась эра Hipgnosis. И здесь тоже не обошлось без Pink Floyd: название бюро случайно придумал один из основателей группы Сид Барретт. На вечеринке он шариковой ручкой написал его на идеально белой стене в коммуналке — Торгерсон и Пауэлл были в восторге.
Клиентов становилось всё больше, но зарабатывали дизайнеры мало. Приходилось брать другие проекты: рисовать иллюстрации для британских авиалиний и афиши для вечеринок местных гангстеров. Чтобы переломить ситуацию, пошли ва-банк — перестали озвучивать стоимость своей работы и предложили заказчикам назначать её самостоятельно. Риск прогореть окончательно был велик, но уловка оправдала себя: очередной клиент заплатил 800 фунтов, хотя дизайнеры готовы были взять проект за 200. С тех пор они никогда не работали в убыток, и доходы только росли.
Рок-н-ролл, частные самолёты и 370+ обложек в портфолио
Hipgnosis выстрелили благодаря новаторству и бунтарскому духу. На пике популярности они уезжали на съёмки за границу на частных самолётах музыкантов и как факиры согласовывали любой бюджет на творческие эксперименты.
Но их популярность связана не только с харизмой. Типичная обложка 1960-х — студийный портрет музыкантов на нейтральном фоне, максимум — необычный шрифт. Hipgnosis же воспринимали музыкальную обложку как точку контакта музыканта и слушателя и инструмент продаж.
Умелый маркетинг дизайнеры объединили с искусством и психологией. Они рассказывали истории музыкантов через нестандартные метафоры и смелые визуальные образы. Много экспериментировали с фотографией и графикой: снимали на кинооборудование, собирали коллажи, высвечивали, искажали, нарушали инструкции использования камер. Они не отказались от портретов, но снимали их креативно. В общем, создавали магию без фотошопа — и их обложки привлекали внимание покупателей на скучных полках.
Креативный процесс бюро тоже отличался. Дизайнеры лейблов часто не были знакомы с музыкантами и даже не слушали их музыку. Пауэлл и Торгерсон общались с артистами лично, слушали их альбомы, приезжали в студии, проводили время в неформальной обстановке — узнавали их. И стремились раскрыть с неочевидных сторон. Иногда заменяли психологов и распаковывали в своих работах творческие или личные кризисы, с которыми сталкивались клиенты.
В середине 1970-х к креативной паре присоединился дизайнер Питер Кристоферсон: быстро вырос из ассистента в полноценного партнёра. Он стал рефери между Торгерсоном и Пауэллом: несмотря на творческую синергию и теплоту в отношениях, они часто ссорились как в последний раз — кидали в стену дорогостоящие камеры и резали финальные макеты.
Вспыльчивый нрав сооснователей стал одной из причин распада бюро в 1982-м. Другие — создание CD-дисков с компактной площадью упаковки и запуск MTV. Новой точкой контакта музыкантов и слушателей стали видеоклипы. Партнёры взяли отпуск, и хотя в дальнейшем продолжили работать в музыкальной индустрии, творческий путь дизайн-бюро Hipgnosis завершился, а вместе с ним — и целая эпоха.
Истории создания 17 обложек
Pink Floyd — Ummagumma, 1969
Эту обложку Hipgnosis сняли одной из первых. Вместо студии — задний двор дома, где жила девушка Торгерсона. Вместо эффектной графики — вырезанное из подручных материалов название группы на полу комнаты. Сет-дизайн — случайный: позже в интервью дизайнеры признавались, что пластинка с саундтреком к американскому мюзиклу «Жижи» просто заполнила пустое пространство в кадре. Но лейбл был доволен: Pink Floyd не любили фотографироваться — чаще отдавали предпочтение графике.
Фотографировали винтажной камерой Rolleiflex на цветную негативную плёнку 6×6.
Приём Дросте назвали в честь одноимённой нидерландской шоколадной фабрики: именно на упаковке какао этой марки он был использован примерно в 1900 году — впервые в коммерческом дизайне. Хотя эффект известен давно и встречается ещё в живописи Средних веков.
Led Zeppelin — House of the Holy, 1973
Поздним сентябрём 1972 года Hipgnosis пришли в офис Led Zeppelin в Лондоне, чтобы обсудить обложку для нового альбома. С собой они взяли только ручку и пачку сигарет — и ни одного скетча. Идею одобрили на словах и согласовали неограниченный бюджет.
Hipgnosis придумали визуализировать финальную сцену научно-фантастического романа Артура Кларка «Конец детства». По сюжету дети планеты уходили с Земли в мерцающий свет. Для этого поехали на Дорогу гигантов в Северной Ирландии — заповедник из 40 тысяч базальтовых колонн, которые образовались в результате извержения подводного вулкана десятки миллионов лет назад.
Пауэлл хотел снять кадр при мягком свете — в золотой час: в первые минуты после восхода или сразу перед закатом. Но ловить его в ноябре было слишком оптимистично: каждый день лил дождь. Так прошло пять дней: дети-модели замерзали и скучали, их грим закончился, и вместо него стали использовать аэрозольную краску для автомобилей.
В итоге фотограф принял волевое решение сделать коллаж из нескольких изображений и сфотографировал детей в разных ракурсах на чёрно-белую плёнку.
Al Stewart — Past Present And Future, 1973
Эту обложку создавали в несколько этапов. Сперва сфотографировали Минак — театр под открытым небом на отвесной скале на берегу Атлантического океана. Далее ориентировались на свет в этом кадре.
В студии сфотографировали модель. Мантию зафиксировали рыболовной бечёвкой, чтобы сымитировать движение. Выставили свет, чтобы добавить отблески на ткани в правильных местах.
Обе фотографии напечатали. Их обратные стороны зашкурили до толщины тончайшей бумаги для самокруток бренда Rizla, а контуры обвели тонкими чёрными чернилами. Изображения объединили в коллаж и направили на каждую из его сторон равноудалённый свет, чтобы не было видно их границ. Сняли камерой Hasselblad с линзой 120 мм.
Pink Floyd — Wish You Were Here, 1975
Обложка девятого альбома Pink Floyd — бунт против неискренности и отчуждённости шоу-бизнеса того времени. Лейблы подписывали контракты с артистами, не вникая в их музыку. А сами музыканты тяжело переживали расставание с коллегой по группе — Сидом Барреттом, который с трудом выживал в этой среде из-за зависимостей и мягкого нрава.
Hipgnosis выбрали двух бизнесменов в декорациях киностудии как метафору отчуждённости. Они пожимают друг другу руки — и один из них горит, не выдерживает фейковости их отношений. Снимали в стерильных павильонах киностудии Warner Bros. в Калифорнии.
Led Zeppelin — Presence, 1975
На встрече с группой Пауэлл уснул. Проснулся, когда все увлечённо обсуждали идею разместить на обложке чёрный предмет. Он не стал прерывать дискуссию и задавать вопросы. Идею одобрили и договорились финально утвердить после просмотра макетов.
Чёрный предмет на аутсорсе изготовил графический дизайнер Джордж Харди из фетра и картона. Торгерсон выбрал несколько фотографий из журнала National Geographic, на которых схематично изобразил чёрный предмет. Пауэлл отправился в Мюнхен презентовать результат креативной работы группе.
На тумбочке отеля и с приглушённым светом мистический «обелиск» выглядел особенно эффектно и зачаровал Роберта Планта и Джимми Пейджа. Музыканты тут же забыли про макеты и стали расспрашивать Пауэлла. Тот растерялся: на установочной встрече он спал, а перед поездкой не обсудил концепт с партнёром. К счастью, Led Zeppelin так заинтриговал «обелиск», что они поделились своими интерпретациями, которыми остались довольны. Пейдж даже предложил правки в дизайн предмета: изгиб и неровное основание. Hipgnosis неохотно согласились, но в итоге сами остались довольны результатом.
Накануне релиза запланировали масштабную маркетинговую кампанию: разместить увеличенные копии чёрного предмета у Эйфелевой башни, Белого дома и других достопримечательностей. Но идея провалилась: новость слили в СМИ, и менеджмент потерял интерес к кампании.
10cc — Deceptive Bends, 1977
Вдохновением стало название альбома — в переводе «обманчивые изгибы» — и дорожный знак на пути к студии группы. Дизайнеры добирались по извилистым дорогам среди густых деревьев. Под эффектом впечатлений придумали сторителлинг.
Главным героем стал дайвер, который спас девушку из таинственных вод. Что его ожидает: удовлетворение от хорошего поступка или неочевидные опасности?
XTC — Go 2, 1978
Группа XTC не хотела использовать в дизайне сюрреализм и спецэффекты и отвлекать от внутреннего содержания альбома. Для них Торгерсон написал манифест о дизайне обложек виниловых пластинок — его разместили на лицевой и оборотной стороне.
Sad Cafe — Misplaced Ideals, 1978
Референсом для обложки стал финал фильма «Список Эдриана Мессенджера» с Кирком Дугласом в главной роли. Он сыграл убийцу, который весь фильм маскировался, но в итоге всё же показал своё истинное лицо.
Гримёр Том Смит снял слепок с лица модели и по эскизу изготовил маску из латекса. Она прилегала внутри, а снаружи была чуть растянута. В маске проделали отверстия для ноздрей, пришили стеклянные глаза. В день съёмок Смит приклеил маску жидким латексом ко лбу и пространству вокруг глаз модели.
Ashra — Correlations, 1979
Альбом Ashra состоит из мелодичных гитарных партий. В качестве метафоры выбрали воду, которая льётся из питьевого фонтанчика. И чтобы добиться нужного эффекта на снимке, Пауэл осознанно нарушил рекомендации производителя камеры.
Mark Ashton — Solo, 1979
Эту обложку снимали на шведскую камеру Hasselblad и цветную прозрачную плёнку 6×6. Готовую фотографию на десять минут поместили в духовку, предварительно разогретую до 180 градусов. Высокая температура эффектно расплавила и запечатала изображение.
Peter Gabriel — Peter Gabriel, 1980
На эту обложку Hipgnosis вдохновил концептуальный американский фотограф Les Krims. Именно он обнаружил особенность камеры Polaroid SX-70: фотоплёнки можно двигать, пока они находятся под пластиковым защитным корпусом и сохнут. Светочувствительная эмульсия при этом эффектно мигрирует по поверхности плёнки — и создаёт искажения на проявляющейся фотографии.
Дизайнеры вспоминают, что на съёмках было весело. Каждый снял несколько десятков изображений. В процесс включился и сам музыкант. Полученный эффект имитировал расплавившийся воск — будто Гэбриел тает, подобно восковой фигуре. Весь процесс съёмки занял три часа.
10cc — Look Hear?, 1980
Пауэлл отправился снимать обложку на Гавайи — фотографировать овечку на кушетке психотерапевта на фоне океана. Острова были выбраны не случайно: там самые эффектные сёрферские волны.
К съёмке готовились заранее: ещё в Лос-Анджелесе созвонились с Департаментом сельского хозяйства, чтобы забронировать овец для съёмок. Их с трудом, но удалось найти — на экспериментальной ферме при местном университете. Пауэлл выехал.
Уже на островах оказалось, что на Гавайях нет ни одной кушетки. Пришлось заказать и ждать доставку. В мемуарах Пауэлл вспоминает, что ожидание было приятным: загар, океан, вечеринки.
Наступил день съёмок. Овечку постригли, помыли специальным шампунем и сделали ей педикюр. Но она ожидаемо боялась воды. Пришлось воспользоваться успокоительным и помощью ветеринара и пары пастушьих собак — в их присутствии овечка успокаивалась.
Roger Taylor — Fun In Space, 1981
Для Queen идеи Hipgnosis были слишком смелые. Хотя группа отказалась сотрудничать с дизайн-бюро, барабанщик Роджер Тейлор нанял их для работы над обложкой своего сольного альбома.
Креативная концепция родилась из космического названия. На лицевой стороне разместили Тейлора, на оборотной — инопланетянина. Они держали в руках журналы друг с другом на обложках.
Реквизит для съёмки Торгерсон нашёл в книжном рядом с домом — весёлый инопланетянин на обложке журнала Creepy сразу влюбил в себя. Дизайнеры поехали в Нью-Йорк выкупать права на его использование у издателя и иллюстратора. Те согласились.
Yumi Matsutoya — Sakuban Oaishimasho, 1981
Hipgnosis продали японской певице Юми Мацутоя идею обложки, на которой одновременно изображены солнечный и дождливый день.
Решили снимать в Исландии. Мацутоя было принципиально важно передать облака в драматическом эффекте — как на скетче. Но в дни съёмок погодные условия не были подходящими. Пауэлл снял несколько кадров и применил техниколор (гидротипную печать), чтобы добиться идеальной цветопередачи.
John McLaughlin — Music Spoken Here, 1982
Чтобы обсудить идею обложки, дизайнеры поехали к гитаристу-виртуозу Джону Маклафлину в Париж. Британский музыкант жил там с женой и строил карьеру на местной сцене. Это давалось ему нелегко: он играл в необычной манере джаз-фьюжен и был иностранцем.
Целый день участники Hipgnosis и музыкант разговаривали, слушали его новый альбом и пили вино. На обложке разместили его фото, на котором он пытается вставить квадратный стержень в круглое отверстие.
Robert Plant — The Principle of Moments, 1983
Одна из последних работ Hipgnosis как дизайн-бюро — обложка для второго сольного альбома Роберта Планта из Led Zeppelin. Концепцию он придумал сам: фото с искажением, на котором он плетёт узоры нитью.
Hipgnosis в тот период увлекались эффектом размытия в фотографии. Планта решили снять при дневном свете на медленной выдержке. Мистическое искажение создавали с помощью ассистента из фотолаборатории.
Various Artists — Hey Drag City, 1994
Когда эта фотография появилась на обложке музыкального альбома, дизайн-бюро уже распалось. Но она дождалась своего часа.
На фото трибьют чучелам диких уток, которых придумал дизайнер Артур Гредлингтон. В 1938-м они были на пике популярности и украшали гостиные: располагались в трёх экземплярах на стене, будто пролетали над камином.
В 1973 году утки по-прежнему встречались в некоторых домах, но уже считались китчем. Hipgnosis купили три тушки у мясника и воспроизвели привычный, но опостылевший дизайн интерьера в студии.
У многих клиентов дизайн-бюро фотография вызывала брезгливость. Только в 1994 году инди-лейбл выкупил её для обложки сборника.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Другие материалы о дизайне в музыке
- Дизайн музыкальных альбомов: от белых конвертов до яркого Spotify
- «Золотая эра» Канье Уэста: разбираем дизайн культовых обложек альбомов
- От Хаоса до Бытия. Как пометки композитора в партитуре стали шрифтом
- Что в этом такого? О дизайне обложки Goo группы Sonic Youth
- Клипы для вдохновения: нейросети, путешествие на Марс и безумная фея