Дизайн
#Интервью

GRS Space: устойчивый дизайн в экологичном пространстве

Поговорили с дизайнером Машей Катарьян о ресайклинге и функциональном дизайне в проектировании интерьера.

Иллюстрация: Masha Kataryan / Annie для Skillbox Media

Экологичные дизайн-решения и принципы естественности в пространстве — уже тренд. По крайней мере, на Западе. Впрочем, и в России появляется всё больше производителей мебели и декора, специализирующихся на переработке и вторичном использовании. Поговорили с архитектором Машей Катарьян, чтобы узнать, где она черпала вдохновение и какие устойчивые решения приняла при оформлении пространства бьюти-бара GRS Space.

Маша занималась развитием голландского бюро Svesmi около семи лет: решала задачи, связанные с общественными пространствами и реорганизацией московских библиотек — например, библиотеки Достоевского. Потом в рамках бюро у неё были большие проекты для Политехнического музея, для жилого комплекса ЛСР. Затем Маша поняла, что работа над архитектурными проектами занимает годы, а ей хотелось видеть результаты быстрее. Поэтому она решила уйти в частную практику. Она открыла своё бюро, работающее с интерьерами.

Маша Катарьян

Архитектор. Окончила МАРХИ в 2012 году, руководила проектами жилых домов, музеев и библиотек в архитектурном бюро Svesmi. Маша развивает сервис material, а также проектирует частные и общественные интерьеры в собственной студии Ruka. Ведёт телеграм-канал «материал, найдись!» и базу локальных производителей в Notion.

Активный образ жизни в концепте

«Блогер Валерия Симакова захотела спроектировать бьюти-бар GRS Space. Я подумала, что могу применить здесь свой опыт, который я получила в работе с общественными пространствами. Она сразу сказала, что хочет гендерно-нейтральное пространство — чтобы приходили и мужчины, и женщины и чтобы парню было не зазорно сделать там маникюр.

Бьюти-бар GRS Space. Вид с улицы
Изображение: предоставлено Машей Катарьян

Валерия Симакова ведёт блог, в котором рассказывает про макияж, про здоровое питание, про активный образ жизни. Она не пьёт кофе — только матчу, которую заказывает из Японии и готовит в студии, — и сортирует мусор. Все эти бытовые вещи она хотела привнести в своё общественное пространство. Мне показалось важным отразить её образ жизни и перенести её блог в интерьер студии. Чтобы бьюти-пространство стало органичной частью её образа жизни.

«Я сразу же решила, что будем отказываться от гендерных стереотипов: для девочек — мягкое, для мальчиков — наоборот, брутальное».

Мы должны были найти какие-то устойчивые решения, которые будут соответствовать современному образу жизни, ориентируясь на то, что невозможно всё производить заново, с нуля, нанося вред окружающей среде. Устойчивый дизайн — это функциональный дизайн, где каждая вещь на своём месте. Через него мы также хотели донести до людей важность экологичного образа жизни, разумного потребления».

Эскизы мебели
Изображение: предоставлено Машей Катарьян
Эскизы мебели
Изображение: предоставлено Машей Катарьян
Эскизы мебели
Изображение: предоставлено Машей Катарьян

Экологические решения

«Как раз через владелицу студии я познакомилась с ребятами из Eburet, которые делают стулья из переработанного пластика. Я им сразу написала: „А что вы ещё делаете?“. Они говорят: „А у нас ещё есть панели“. Мы сделали с ними стойки ресепшен.

Мы решили использовать в интерьере винтажную мебель: купили у закрывшегося салона красоты парикмахерские кресла и кресла с мойкой, всё аккуратно восстановили, перетянули экокожей.

Интерьер бьюти-бара GRS Space
Изображение: предоставлено Машей Катарьян
Интерьер бьюти-бара GRS Space
Изображение: предоставлено Машей Катарьян

На самом деле переработанные материалы довольно дорогие, но в нашем проекте даже их было не очень много. И это тоже устойчивое решение — использовать как можно меньше ресурсов. Мы сделали минимум перегородок — выстроили зонирование для пространства с туалетом и раковиной, а наверху спрятали места для хранения».

Работа с пространством

«Само пространство я хотела сделать максимально открытым — так, чтобы использовать минимум перегородок и панелей, но при этом добиться, чтобы всё было хорошего качества. В помещении был очень высокий потолок: казалось бы, зашей — ничего не будет видно и всё будет супер. Но мы решили оставить коммуникации в открытом виде, вообще не закрывать всю эту красоту. Видно фактурный, в пятнах, бетонный потолок, который при этом контрастирует с гладким светлым полом.

Интерьер бьюти-бара GRS Space
Изображение: предоставлено Машей Катарьян

Вся наша работа перекликается с концепцией, которой владелица салона придерживается в работе с макияжем. Она считает, что макияж должен быть максимально естественным и подчёркивать индивидуальность человека. То же самое мы постарались показать в интерьере: мы сохраняем его естественность, используем минимум отделочных материалов и наполняем пространство знаковыми предметами, у которых есть индивидуальность. Это, например, зеркало с волной или зона кафе с панелями из переработанного пластика красивого бирюзового оттенка».

Интерьер бьюти-бара GRS Space
Изображение: предоставлено Машей Катарьян
Интерьер бьюти-бара GRS Space
Изображение: предоставлено Машей Катарьян

Устойчивый дизайн в мелочах

«Мне нравится решать через дизайн насущные, естественные проблемы. Например, ты моешь руки в общественных местах и затем берёшь ту же дверную ручку уже чистыми руками — меня это всегда раздражает во всех интерьерах.

Для санузлов GRS Space мы нашли локтевые ручки для людей с инвалидностью. Их производят в Италии. Я очень удивляюсь, почему их никто не использует. У них абсолютно сюрреалистичный вид, будто они с картины Дали, — пластиковые, тягучие, сами по себе выглядят как арт-объект. Мы специально выбрали белые ручки, чтобы их было хорошо видно на ярком фоне. Когда пользуешься такой ручкой, ты её не касаешься.

Локтевая ручка
Изображение: предоставлено Машей Катарьян

Или, например, всегда ужасно раздражает, когда ломятся в туалет. Мы поставили рядом с кабинкой зелёную лампочку: она сигнализирует, что там есть человек. И навигация как будто упрощается, администраторам теперь проще: на вопрос, где туалет, можно отвечать, что он там, где зелёная лампочка.

Интерьер бьюти-бара GRS Space
Изображение: предоставлено Машей Катарьян
Интерьер бьюти-бара GRS Space
Изображение: предоставлено Машей Катарьян

И ещё мы отказались от полотенец. Я понимаю, что это очень приятно, когда для тебя каждый раз их стирают либо ставят большие клёвые установки с бумажными полотенцами, но мы остановились на сушилках для рук, потому что поняли, что так сократим количество выбрасываемого мусора. Высушить руки — что здесь такого?»

Где черпать вдохновение

В России я пока вижу активность только с переработанным пластиком. При этом в мире люди делают что-то из парашютов, из холодильников. Но, как я понимаю, на Западе очень сильная государственная поддержка, дают гранты на разработку, поэтому там много разных технологий.

Лучший способ понять, что происходит в мире в сфере ресайклинга, — следить за западными выставками. Ещё я всегда рекомендую подписаться на Architectural Digest (AD) во всех регионах, где этот журнал выпускается, — в нём публикуют все самые интересные интерьеры в мире, отобранные редакторами.

Следить за новыми технологиями и материалами в создании мебели удобно на канале Dutch Design Week, а также через портфолио авторов, которые размещаются на Design Miami.

И я всегда рекомендую узнавать что-то новое из рабочего процесса других дизайнеров и самим делиться опытом. Я собрала базу локальных производителей в Notion — в ней 280 разных авторов и брендов, а ещё есть отдельный раздел ресайклинга.

В России много классных брендов, о которых я узнала уже после проекта бьюти-бара. Например, пластиком занимаются 99recycle, ещё есть Zero-waste. Я рада, что в России постепенно развивается это направление. Хотелось бы ещё больше экспериментов».

Научитесь: Профессия Дизайнер жилых и коммерческих интерьеров Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована