Знайте их: лучшие современные фотографы
Восемь девушек из России, которые работают с модной и концептуальной фотографией на мировом уровне.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Мы решили разобраться, кто работает с модной (и не только) фотографией в России — и в мире — последние несколько лет? Расскажем о нескольких девушках, которые профессионально делают фотопроекты.
Профессиональная география наших героинь флюидна — как и реальность, в которой амбициозный художник не может существовать иначе, кроме как путешествуя по миру. Однако стартовой точкой в карьере для большинства из них стали Москва или Петербург. И особенно интересно, с чего начиналась их история в фотографии и какой опыт этому предшествовал: журналистка, медицина, клиническая психология и учёба на кинооператора — всё это, так или иначе, привело девушек в профессию.
Решили не ограничиваться известными именами и включили в подборку молодых фотохудожниц с небанальным видением. Их подход на стыке визионерства и концептуальной фотографии, а работа не вписывается в рамки классических портретов и не ограничивается коммерческими лукбуками. Но есть и громкие имена, с которых и начнём.
Катя Туркина
Катя живёт между Москвой и Лондоном. Она училась на врача, потом на журналиста и окончила магистерский курс Fashion Photography в London College of Fashion в 2016 году с проектом о своей сестре Алисе, а позже стала там же преподавать.
«Мой двухгодичный курс был больше про творчество, чем про технику, — там учат концептуально мыслить».
Её художественные и исследовательские работы посвящены восприятию реальности, отношениям между природой и человечеством.
Катя уже давно снимает для международных проектов и журналов Dazed, i-D, Numero Russia, Vogue Italy, Wonderland UK, выпустила две фотокниги, сняла документальный фильм Boys Don’t Cry, работала над изданием о трансформации моды и потреблении.
«Документалистика ― моя страсть, особенно всё то, что делает Magnum, и в этом я не оригинальна. Одна из самых любимых фотографов ― Вивиан Сассен, также мне близка эстетика Пьера Дебюшера, хотя она совершенно не трендовая. Нравится Мартин Парр ― абсолютно невыносимый человек, но у него потрясающие фотографии и безумные репортажи».
Катя Туркина,
интервью для портала Be-in в 2017 году
Елизавета Породина
Елизавета родилась в Москве, а когда ей было 12, семья переехала в Мюнхен. Сначала она выбрала профессию клинического психолога, но потом рискнула и переключилась на любимое дело — фотографию.
Теперь она известная фотохудожница: в социальных сетях за её творчеством следят почти полмиллиона человек, она снимает самых известных моделей и актёров и работает с культовыми брендами — Chanel, Hermes и Dior. Елизавета фотографировала для The Cut, Vogue, Time, а во время карантина снимала рекламные кампании в Zoom.
Художественное видение Породиной находится где-то на стыке фотографии и живописи, а одна из важных тем в её работах — андрогинность.
«Я считаю, что человек — это вселенная, это собрание множественности аспектов. Я считаю, что ограничение через гендерные роли — это неправильный подход к человеку, это слишком ограничивающий подход к человеку. Мне часто кажется, что общество, в котором мы живём, ограничивает мужчин на какое-то очень маленькое количество аспектов, которые для меня как творческого человека не очень интересны, которые иногда меня расстраивают, а иногда злят, и я не хочу, чтобы эти аспекты являлись частью моего творчества».
Елизавета Породина
в интервью для медиа Turist, 2023 год
Читайте также:
Полина Вашингтон
Полина выросла в Великом Новгороде. Со второго раза поступила в Университет кино и телевидения и переехала в Санкт-Петербург. Десять лет она снимала «потусторонние» пейзажи и портреты на плёнку — так родилась серия снимков DVRKVISIONS. Потом Полина начала постепенно мириться с цифрой: свет увидели серии Wishful thinking, Solutions, No vision, Bloom.
«Раньше я снимала что-то более естественное — леса, природу. Часто использовала приём мультиэкспозиции. Но в какой-то момент мне всё это наскучило, хотелось вырваться за рамки. Я начала экспериментировать с искусственным светом, а также решила сменить привычные природные локации на городские».
Полина Вашингтон
в интервью для Blaze, 2021 год
Полина выпустила книгу Vision о поиске себя и своего пути в творчестве, ведёт блог о фотографии, проводит мастер-классы и создаёт поэтичные видеоклипы. Кстати, в фотографию Полина пришла с кинооператорским образованием.
«Я поступала, изначально зная, что там дают классную базу по работе со светом, композиции и многим другим аспектам, которые мне очень пригодились в фотографии. Важный момент, который здорово получилось перенести в фотографию, — это то, что в кино создаётся очень целостная картина. Всё должно быть идеально продумано: типаж героя, свет, локация, цветовое решение».
Полина Вашингтон
в интервью для Blaze, 2021 год
Камилла Ханапова
Фотограф и арт-директор из Санкт-Петербурга. Её клиенты — модные бренды Arny Praht, IRNBY, Sorelle, My Dear Petra, сеть «Золотое яблоко». В 2018 году Камилла стала обладательницей премии Hasselblad Master в категории «Архитектура».
«Архитектура — это мой способ исследовать мир вокруг. Модная и портретная фотография — это мой способ исследовать других людей. Но в конечном итоге, что бы я ни делала, я делаю это о себе, о своих чувствах, о своих высказываниях про какие-то ситуации и явления, о мире в моём восприятии. Но и модная, и портретная фотография дают мне материалы, инструменты и возможности выразить это всё. Возможно, поэтому я никогда не выберу для работы только один жанр».
Камилла Ханапова,
интервью для Abduzeedo, 2019 год
«Я стараюсь делать снимки, которые позволяли бы зрителям не только посмотреть на картинку, но и пережить как можно больше. Может быть, у них получится представить, что происходит за стенами и дверями. Они задумаются: „Откуда здесь отсветы?“ Я хочу, чтобы они изучали мои фотографии, задавали вопросы, я хочу разбудить их воображение».
Камилла Ханапова,
интервью для Abduzeedo, 2019 год
Читайте также:
Маргарита Смагина
Маргарита снимает в Санкт-Петербурге, Москве и по всему миру, делает коммерческие и персональные творческие проекты. Её основное направление в коммерции — модная съёмка: работы Маргариты можно найти в ID-magazine, Fucking Young, Buro 24/7, L’Officiel UA, L’Officiel AZ, Harper’s Bazaar Ru, «Собака.ру», Esquire. Работала с Nike, Ushatava, Hugo Boss, Ziq & Yoni, Befree, LG, Londa Professional.
Кроме этого, Рита попробовала себя в качестве дизайнера: в конце 2022 года вышла её совместная коллекция с брендом Befree, для которой она сама сняла кампанию и лукбук.
«У меня множество камер, и мне нравится, что есть возможность работать с разными форматами: плёнкой, цифрой, игрушечными камерами, камерами с низким разрешением — мне всё интересно. Мне нравится комбинировать, совмещать и наблюдать, как изображения влияют друг на друга. Ещё нравится работать с физическими материалами: печатать, рисовать поверх фото, складывать их, перефотографировать. Это добавляет в мою работу ещё один уровень творчества и исследования».
Маргарита Смагина
в интервью для Haze Gallery, 2023 год
Саша Мадемуазель
Фотограф, продюсер, фоторедактор The Blueprint. С 16 лет Саша проводила ночи в клубе «Солянка», снимая вечеринки и знакомясь с будущими звёздами мира моды и журналистики — фотографии тусовщиков от Саши можно найти в Dazed, i-D и даже Libération. Четыре года преподавала в Школе дизайна ВШЭ, много тусовалась с юными скейтерами на базе марки «Рассвет» и делала шоу Гоши Рубчинского от Калининграда до Екатеринбурга.
В 2022 году у Саши прошла персональная выставка «Кровь на танцполе» со снимками, сделанными с 2006-го по 2022-й. Получилась история на стыке личного дневника и фоторепортажа с легендарных московских тусовок в барах «Солянка» и Simachev.
«Поскольку я работаю фоторедактором, я строго и критично отношусь к своим фотографиям. С самого начала я развивала свой визуальный язык, просматривая множество галерей и портфолио. Я начинала день, сидя перед компьютером, и ложилась спать в 5 утра, и всё это время смотрела на работы других фотографов на Flickr».
Саша Мадемуазель
в интервью журналу Metal
Люба Козорезова
Люба окончила магистерский курс по фотографии в Вестминстерском университете. Сотрудничает со многими российскими брендами и lifestyle-изданиями: в её портфолио работы для Seasons, Flacon Magazine, SNC, музея «Гараж» и института «Стрелка».
«В апреле 2022-го я приехала в Тбилиси без особой цели, руководствуясь скорее романтическими идеями. Вопрос „а у тебя какой план?“ в тот момент вызывал только непреодолимое желание убежать в противоположном направлении от человека, который его задал. А фраза эта звучала от самых разных людей чуть ли не каждый день. Плана ни на жизнь, ни тем более на какой-то фотопроект у меня не было, поэтому все снимки из этой серии я подписывала просто „Walking, 2022“. Это мои одинокие и неодинокие, по большей части бесцельные прогулки по городу».
Люба Козорезова
для Blueprint, 2022 год
«Мне кажется, „стиль“ — это какой-то очень коммерческий термин. <…> Я бы перечислила три темы, над которыми чаще всего работаю сейчас: ностальгия, телесность, детство».
Люба Козорезова
проекту Stillsproject, 2021 год
Вера Баркалова
Вера родилась и выросла в Подмосковье. Получила диплом журналиста и окончила Школу фотографии и мультимедиа имени Родченко, выставлялась в России, в Европе и Азии. Работала в дуэте со скульптором Екатериной Коваленко в жанре тотальной инсталляции как фотограф, видеограф и саунд-артист.
Вера — работает «в полях» как художник-исследователь. Она создаёт сюжетные псевдодокументальные фотосерии, которые показывают социальный контекст героев и их мистически-обыденную жизнь.
«Моё детство пришлось на руины, оставшиеся от „совка“. Я росла в середине нулевых в посёлке, жители которого все без исключения верили в мистику и выполняли бытовые ритуалы. А в детских лагерях мы вызывали духов. <…>
Сейчас, по моим наблюдениям, люди уже оборвали связь с ритуалами. Я не говорю, что во всё это нужно верить, но через ритуалы — а это переживание определённых событий — можно узнать о традициях места, своих родителей, предков. Узнать больше о себе».
Вера Баркалова
в интервью Bird in Flight, 2022 год
«В своих работах я рассказываю о человеке и его понимании действительности, а также о психологических обстоятельствах, в которых он оказывается. Полагаю, что темы для размышлений, которые мы выбираем (для творчества и вообще), идут изнутри нас, а ритуальность — это что-то знакомое каждому, хоть и необъяснимое и мистическое».
Вера Баркалова
в интервью Bird in Flight, 2022 год
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!