Гипсокартонная древность: фейк в архитектуре
Оцениваем фальшивые элементы на старых и новых домах.
Фото: Herzog & de Meuron
К ложным балконам, фальшколоннам, заложенным окнам и бутафорским нишам в архитектурном мире отношение неоднозначное. Лишённые практической ценности, визуально сомнительные ― чему они служат? Что это ― архитектурные юморески, художественная необразованность или же вынужденные решения? Истина где-то посередине.
Скопировать целиком и полностью
Всевозможные подражания ушедшим стилям и эпохам — самое крупное звено в этой структуре. В этом случае авторы проекта полностью копируют приёмы, методы и порой даже материалы прошлых лет. Имитация может оказаться успешной, но чаще превращается в пародию. Тем не менее подобные запросы есть и у крупных компаний-застройщиков, и у владельцев участков в небольшом садоводстве. Хотя посредственный историзм вызывает привычную усмешку у эстетов, забавного здесь мало.
В этой жажде прикоснуться к прошлому отражается в первую очередь боль утраты исторического наследия. XX–XXI век отметился беспрецедентным числом погибших архитектурных ценностей, а статья «Утраченные памятники Москвы» на «Википедии» насчитывает семь огромных разделов. Сюда же добавляется тоска по всеобщему «большому стилю» и городской гармонии, неприятие постмодерна в его общей безыдейности и бессодержательности. Характерен негативный комментарий «ни о чём», в рамках которого современная архитектура воспринимается как пустая, излишне функциональная.
Эти чувства знакомы не только россиянам. Копирование старинных дизайнерских решений распространено во многих странах.
Борьбой за «классические» архитектурные формы отметился даже экс-президент США Дональд Трамп, подписав в 2020 году указ «О содействии красивой федеральной гражданской архитектуре». Однако многие специалисты отмечают, что замена исторических ансамблей пусть качественным, но всё-таки новоделом, горю не поможет.
ЮНЕСКО в 2005 году созвала конференцию и выпустила по её итогам Венский меморандум. Несмотря на приверженность охране памятников, вердикт собравшихся градостроителей, искусствоведов, проектировщиков, юристов, культурологов был однозначен.
Новая жизнь требует новой застройки.
«Современная архитектура должна избегать всех форм псевдоисторического дизайна, так как он не соответствует ни историческим, ни современным требованиям», — отмечается в документе.
Стремление к постройке «дорогого и богатого» дома с вензелями в коттеджном посёлке нам интуитивно понятно. Но как проявляется и откуда к нам пришёл фейк в отдельных составляющих здания?
Предположительно, всё началось более ста лет назад. Конструктивизм был первым крупным направлением, позволившим так откровенно играть с наблюдателем. Все конструктивные элементы были выставлены наружу. Нельзя было смотреть на прекрасные строения прежних лет, не присматриваясь к несущим балкам, опорам, фундаменту. Возможно, именно «вывернутые наизнанку» авангардные дома стали точкой невозврата в мир до эпохи модерна.
Читайте также:
Дьявол в деталях: какие элементы древней архитектуры чаще всего превращают в фейк
Спросом пользуются не только фальшколонны и лжефронтоны. Существуют и псевдодвери, и ненастоящие лестницы, и всегда закрытые окна, выходящие не на улицу, а в крытый душный двор… Всё это напоминает ложные карманы в одежде: красиво, но обидно и неудобно. Функции у них схожие: контур кармана оставляют, чтобы сохранить стилевое единство, а пазуху зашивают, чтобы одежда не мялась и сидела точно по фигуре. К тому же на проработку мелочей уходят время, силы и деньги, которые массмаркет не хочет тратить.
То же происходит и с архитектурными обманками: без лишних затрат передаётся определённое настроение или стиль, удобство здесь на втором плане. Иногда они прикрывают какие-то уже принятые строительные решения (разводка водоснабжения, электричества) или мелкие недочёты: торчащий провод, неаккуратный стык, грубый карниз. Порой это вкус заказчика или дизайнера. Тут ничего сделать уже нельзя, просто принять. Иногда это экономия на декоре: так появились статуи и пилястры из гипсокартона.
Практикующие архитекторы отмечают, что такие задачи надо уметь обыгрывать ― псевдобалки, колонны должны хотя бы приблизительно напоминать своих более цельных предшественников. Колонна, держащая воздух, или приколоченная поперёк потолка балка, вероятнее всего, в интерьере будут ощущаться не столько декоративными, сколько лишними и даже пугающими (мы все знаем, для чего нужны эти детали, и в подвешенном виде они скорее создадут ощущение, что потолок/стена/окно небезопасны и падают).
Модные имитации подстерегают нас и на менее крупных архитектурных формах, например в садах и скверах. Образчики постсоветского дачного, деревенского и придомового искусства оценит не каждый, однако это давно уже не только знаменитые лебеди из покрышек.
Традиционные клумбы на загородных участках нередко заменяют рокарии ― смесь цветника и альпийской горки («валуны» и гравий могут быть стилизованы под естественный материал). Вместо тяжёлых интерьерных камней за сходную цену строители возведут бетонные гроты и создадут искусственные камни любой формы: долговечные, безвредные, лёгкие и дешёвые.
Непрофессионалу сложно отличить их от природной фактуры. Для кого-то это то же самое, что пластиковые цветы, но вместе с тем встречаются и вполне добротные поделки для любителей. Иногда получается недурной коллаб новых технологий и простых зелёных насаждений.
Веселья ради
В крупных проектах создание архитектурных «миражей» может быть вызовом, авторской иронией над архаичными методами организации пространства. Окно «в никуда» или в другое закрытое помещение может быть уместным в арт-пространстве, дорогом коворкинге или современном офисе, но вряд ли применимо в типовой квартире (автор этих строк проживает с окном в открытый подъезд, фото могу предоставить).
Подобного рода архитектурные «фальшивки» нередко привлекают общественное внимание, а их авторы получают признание как минимум внутри своего сообщества. Дизайнерские юморески становятся вирусными в соцсетях. Правда, «уникальные здания» из подборок блогеров нередко оказываются временными арт-объектами, как, например, дом — чёрная дыра в американском городе Хьюстоне. Он прожил всего пару месяцев, но до сих регулярно всплывает в виртуальных списках местных достопримечательностей.
Однако такие шутки — не чистое искусство, неприменимое в повседневности. Когда-то новинкой считались и стеклянные лестницы, и нарочито асимметричные здания, и огромные вышки (вспомним неприязнь к металлическим башням ― Эйфелевой, Шуховской), которые сейчас прочно осели в городском ландшафте. А вот знаменитый дом-куб в нидерландском Роттердаме не обрёл последователей и остался уникальным строением.
Современные архитекторы много работают и с озеленением ― отель Parkroyal Collection Pickering 2013 года в Сингапуре, например, с виду напоминает офисное здание, которое захватили джунгли. С неизбежным удорожанием земли «вертикальные леса» становятся всё популярнее, особенно в густонаселённых городах Азии.
Цветущие крыши и балконы не заменят полноценного выезда на природу, но всё же приятны взору (и, надо полагать, нашим уставшим от выхлопных газов лёгким). Чтобы «город-сад» ― голубая мечта всех урбанистов ― не засох за пару лет, в выборе растений и поддержке их жизнедеятельности строителям помогают профессиональные ботаники и агрономы.
Из последних громких проектов можно упомянуть Эльбскую филармонию. Гамбург, крупный портовый хаб на севере Германии, давно борется за звание культурной столицы страны, и к возведению новой филармонии здесь отнеслись ответственно. Здание, напоминающее не то айсберг, не то стеклянный корабль, строили десять лет, однако результатом довольны и горожане, и гости города.
А что было раньше?
Мы говорили о том, что фейк стал приметой новейшего времени.
Впрочем, один заметный тренд в классической архитектуре — тоже фейк. Речь идёт об орнаментах, а именно об арабеске и гротеске. Арабески в некотором роде являются отголоском раннего колониализма. Дорогие узорчатые ковры, «восточная» посуда, стены, украшенные деревянной резьбой, книги в расписных обложках пользовались огромным успехом в Европе XV–XIX вв. и были заимствованы у Ближнего Востока через Византию и Испанию. Однако глубинный смысл арабесок европейцы не поняли.
В арабских, а затем и в центральноазиатских странах вязь-орнамент была философским концептом. Она считалась символом вечности, каллиграфы вставляли в роспись аяты Корана, стихи знаменитых поэтов, приветственные надписи.
Арабески можно продолжать бесконечно и прервать на любом месте, не нарушив композиции, и в этом была своя мудрость. По такому принципу создавалась не только резьба и роспись, но и музыка, поэзия. Затем узоры были бездумно скопированы и упрощены: арабского художники не знали и, возможно, даже не подозревали о существовании такого алфавита. Получился этакий симулякр, знак без означаемого. Такой орнамент сейчас называют «куфи», хотя он не связан с подлинным куфическим письмом арабского мира.
Его же спутали с античным «гротеском» ― причудливым растительным орнаментом, появившимся в ренессансные времена по древнеримским образцам.
Акт недоброй воли
Наконец, надо признать, что это часто бывает вынужденным действием: замурованные окна, нерабочие фонтаны и прочие остатки былой роскоши появляются от безысходности. Многие сооружения невозможно поддерживать в прежнем виде без постоянных денежных вливаний, и не каждый муниципалитет может себе такое позволить.
В Англии «налог на окна», windows tax, ввели в 1696 году, а отменили только через полтора столетия, в 1851-м. За отказ от абсурдного и губительного для здоровья закона ратовали врачи, филантропы, журналисты и даже писатель Чарльз Диккенс. Все мы помним, что во многих монастырях, бывших имениях и церквях в советское время располагались общежития, склады и дома культуры, директорам которых не нужны были сквозняки, протечки и лишние источники света. При восстановлении домов и интерьеров реставраторы также нередко вынуждены руководствоваться экономическими мотивами.
Причин для украшения квартир и фасадов фейковыми элементами множество. Запрещать или негодовать здесь бесполезно ― о вкусах не спорят, а на каждый запрет можно найти несколько путей их обхода. Однако есть надежда, что время рассудит сторонников и противников, сохранив для будущих поколений наиболее достойные примеры архитектурных иллюзий.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!