«Айдентика будущего — создавать не дизайн, а инструменты»: студия VOSK о фирстиле G8 2023
Липкая айдентика, фотофильтр-пакет и «глазированные» 3D.
Изображение: Redkeds / Vosk
G8 — независимый фестиваль креативных индустрий, который организует агентство REDKEDS. Ежегодно его команда привлекает разных партнёров для разработки айдентики и даёт дизайн-студиям и независимым специалистам площадку для самовыражения.
В 2023 году над образом G8 работала студия VOSK — мы поговорили с ребятами о выборе нестандартных и метафоричных дизайн-решений.
Из статьи вы узнаете:
- как команда искала идею;
- зачем понадобилось делать сервис обработки фото и как в этом помогли ИИ и iPhone;
- почему делать быстро и неаккуратно — лучше, чем долго и скрупулёзно;
- что этот проект дал дизайнерам.
В главных ролях:
Василий
Подрядчиков
партнёр в VOSK
Саша
Базан
партнёр в VOSK
Влад
Мд Голам
креативный разработчик
Александра Корбанкова
дизайнер
С чего всё начиналось?
Саша: К Виталику из REDKEDS мы подошли на премии G8 в 2022 году, когда взяли Гран-при в айдентике и брендинге — решили познакомиться вживую. Мне кажется, между нами сразу возникла химия, и мы в процессе поняли, что будет классно заколлабиться и создать вместе айдентику для фестиваля.
С REDKEDS мы уже делали дизайн-проекты. И нам комфортно вместе работать, потому что у нас есть понимание в вопросе свободы творчества, экспериментов.
О задаче
Василий: Нам нужно было сделать брендинг фестиваля, при этом мы не знали, на какой площадке он будет проходить и какие потребуются носители. Знали только, что это офлайн-история и что в этом году на фестивале будет упор на релизы и громкие инфоповоды.
Виталик и Паша из REDKEDS не поставили нам задачу. Они просто сказали: «Развлекайтесь. Делайте, что вам нравится. Предложите ваше видение, а мы дадим фидбэк. Вы художники, просто кайфаните».
Поэтому для нас весь этот проект — креативный процесс. В нём было больше чего-то хаотичного, нежели структурного.
Об общении с клиентом
Саша: Хотя мы дизайн-based студия и работаем только с людьми, которые понимают ценность дизайна, мы хотели показать, как выглядит работа с заказчиком, заинтересованным в дизайне.
Всё общение по проекту мы вели в чате «G8 branding 2023», где 150 участников. Это было классно, дизайн-эксгибиционизм. Устраивали бы такое чаще, если бы людей было больше.
В целом в коммуникации у нас был «пинг-понг». Мы приходили, показывали наработки, они всё по большей части одобряли. Единственное, мы не смэтчились по логотипу — им понравилась изначальная версия, но мы её усовершенствовали, а ребята не поняли. В итоге «родилась» версия номер три, которая нравилась всем.
У нас было мало встреч, несколько звонков всего. На контрольной мы показали концепцию и сразу получили суперположительный фидбэк.
О поиске идеи?
Саша: Мы где-то пять недель почти ничего не делали :-). Фоном накидывали мысли, что-то ресёрчили. Но в итоге поняли, что нам нужно просто сесть и вместе всё придумать. Так, в один момент мы собрались в Figma и параллельно искали — каждый своё.
Весь этот проект — классический, но гиперболизированный процесс нашей работы. Мы не идём какими-то стандартными путями, много что предлагаем, работаем больше, чем надо, где-то что-то в последний момент. С другими клиентами у нас всё намного структурнее и скучнее, но в G8 мы просто оторвались по тому же фреймворку.
Василий: Мы хотели сделать что-то простое, быстрое, несложное. Не треш-дизайн, а просто что-то неаккуратное, небрежное, с чем легко будет работать. Описали семантический ряд для слова «анбоксинг» и поняли, что это про «релиз». Но чтобы что-то релизнуть, надо что-то запаковать. И нам в голову пришла метафора коробки или упаковки.
Саша: Мы решили потроллить время, в которое живём. Рекламщиков и креативщиков-дизайнеров, которые приходят на фестиваль, чтобы себя продать. Это лицемерие. Мы вспомнили «Ярмарку тщеславия». На самом деле любой фестиваль про это: люди туда приходят, чтобы потешить эго, буквально делают себе упаковку из своих работ, чтобы себя продать.
Василий: Потом случайно мы нашли какую-то картинку с упаковкой из IKEA, и у нас появилась идея показать, как что-то запечатали, распаковали, мы начали её крутить. Сейчас индустрия находится в состоянии клинической смерти, переживает сложный период. И мы её завернули — как в музеях заворачивают экспонаты до лучших времён.
Кстати, на фестивале появятся статуи — арт-объекты, которые будут прямо иллюстрировать эту идею, — завёрнутые в упаковки разные предметы.
Упаковать вещь можно по-разному, но мы остановились на вакууме. Это часть троллинга над индустрией, так как вакуум сам дешёвый и обычно в него заворачивают дешёвый товар. Плюс это помогает хранить вещь дольше — будто консервация до лучших времён.
Василий: Что касается денег — у нас не было задачи сделать дешевле. Но для себя мы решили, что хотим просто и эффектно — в этом вся красота. И в других проектах с клиентами мы априори также ищем экономные решения. А в айдентике фестиваля это перекликалось и с концептом — идеей упаковать что-то быстро, неряшливо местами, без лишних усилий и при этом красиво.
О 3D-инструменте и фотографиях
Влад: Хотя я не работаю в VOSK, я с удовольствием согласился помочь ребятам сделать инструмент. У них было очень чёткое видение того, что они хотят, — это редкость, когда человек приходит за такой странной необычной штукой и при этом очень чётко может сформулировать, что ему нужно.
Задача — сделать такую штуку, которой может пользоваться человек без дизайн-образования и без понимания 3D. Простую, трешовую, смешную, глянцевую — как метафору на желание людей подороже себя упаковать, продать.
Мы затестили Lidar. Первые сканы оказались довольно тяжёлыми и неидеально передавали смысл. Плюс для них нужен был iPhone не ниже 11 и только Pro-версии. Из‑за этого ограничения мы не могли использовать Lidar.
Потом я вспомнил, что в мире разработки есть потрясающая вещь, когда можно использовать какой-то сервис с помощью API. Мы можем применять любые инструменты, которые доступны и разработаны разными людьми, и собрать что-то из конструктора, из уже готовых решений. И на первом прототипе было понятно — это то, что нужно.
Василий: Лица мы сразу решили показать в 3D — притом так, чтобы оно формировалось само собой. Так проще в плане реализации и использования, чем учить отдельного человека делать всё это в Photoshop. Мы хотели сделать инструмент, который будет выполнять всю работу за нас, — человек закинул изображение, нажал кнопочку и готово. С 2D так не получится — там нужен специалист, который будет воссоздавать нужный эффект. Плюс упаковку мы так или иначе видим в пространстве, она объёмная — 3D это ощущение передаёт.
Мы подумали про нейросети, они сейчас умеют потрясающе переводить фотографии в 3D, в том числе в карты нормалей. Мы взяли это и совместили с нашим треш-3D-подходом.
В какой-то момент мы нашли способ обклеить человека плёнкой. Мы «выдавливаем» людей из плоскости и клеим поверх наклейки. Добавили в инструмент кучу разных крутилок, вертелок, настроек, чтобы можно было это всё кастомизировать.
С тех пор как мы передали инструмент REDKEDS, мы перестали это контролировать — в этом был смысл. Был только момент, когда ребята начали повторяться. Я с ними созвонился, про инструмент пару слов сказал — и после этого всё стало намного разнообразнее, бодрее.
И часто мне ребята скидывали согласовать дизайны для разных направлений. Я такой смотрю и думаю, что можно было бы цвета поправить или ещё что-то — но в итоге решил, что так и должно быть, и всегда всё утверждал сразу. Тут смысл в том, что оно какое получится, такое пусть и будет. Ребятам главное нравится, они реально делают бешеные штуки.
Эта работа для нас в первую очередь — опыт. Мы сделали необычную вещь, лёгкий в использовании инструмент, который могут брать любые дизайнеры. Где ты закидываешь идею, очерчиваешь ТЗ, и у тебя получается на выходе какой-то интересный результат.
Пусть наше решение костыльно, неидеально, но уникально — в этом и кайф. Мне кажется, айдентика будущего — не вся, конечно, но частично — будет построена на том, что мы будем создавать не дизайн, а инструменты.
Возможно, мы разовьём идею дальше. Ведь в этом инструменте можно делать объёмными и глянцевыми не только людей, но и любые объекты. Менять фактуру, экспериментировать и постоянно открывать новое.
Паттерны и графика
Александра: Для упаковок мы сделали штрихкоды. Они максимально неаккуратные, иногда находят друг на друга, что тоже помогает обыграть идею неаккуратной упаковки. Такие штрихкоды можно встретить где угодно — в какой-нибудь лавочке в маленьком городе или у большой сети.
У меня был опыт взаимодействия с китайским заводом. Я писала им подробный гайд, указывала размеры штрихкодов, всё красиво верстала, но в итоге всё равно было много косяков, потому что часто люди не уделяют внимание мелочам.
Василий: Сейчас штрихкоды более-менее аккуратные, но буквально несколько лет назад они все были корявые, особенно в местечковом магазинчике или у малоизвестной доставки. Это странные, нелепые штрихкоды с ошибками, где что-то растягивается, не вмещается, всё превращается в кашу.
Раньше меня это раздражало, но в контексте нашего проекта я подумал, что будет круто их обыграть. Добавить штрихкоды с намеренными ошибками, например неверными переносами, которые будут подчёркивать концепт «околотрешового» дизайна. Мы даже значки сами не рисовали — просто взяли где-то бесплатные, и всё.
И это очень хорошо сочетается с треш-3D. По-быстрому сделал, нормально, запускаем, идём в бар. Примерно вот такая история.
И всё, что касается айдентики, мы делали очень быстро, чтобы получилось что-то неидеальное, но уникальное. Так снимаются какие-то хорошие фильмы — ты почувствовал и быстро это выразил. И ты иногда сам не понимаешь, почему ты так сделал, но это прикольно выглядит.
О пользе для команды
Влад: Очень классно участвовать в проектах, где можно экспериментировать, идти за какой-то эмоцией, а не по чёткому гайду с регламентированным результатом.
Прикольно было то, что весь процесс отображался в публичном чате, ко мне оттуда даже клиент пришёл. Из-за того, что просто в чатике увидел, что мы что-то крутое делаем.
И проект я сейчас показываю людям, с кем работаю или с кем знакомлюсь. Такие экспериментальные и весёлые работы — классный способ рассказывать о том, что ты делаешь.
Александра: Этот проект очень нестандартный, свободный, особенный. Такого у меня не было никогда. И не знаю, когда будет в следующий раз.
Классно работать, когда нежёсткие границы, когда вроде есть референсы, система образов, но при этом всё расплывчато, и ты можешь играться с упаковкой — вытаскивать бесконечное количество приёмов и каких-то зацепок.
Но при этом мне хотелось не цитировать саму себя, не повторять на каждом носителе один и тот же какой-то приём. И это головоломка, которая прокачивает способности думать и фантазировать в определённых рамках.
Василий: Для меня этот проект — возможность делать больше интуитивных вещей, искренних.
И мы сейчас почти никак не контролируем игру дизайнеров с ним. Понятно, что с точки зрения дизайна что-то можно сделать острее, интереснее. Но наша цель и состояла в том, чтобы посадить стажёров без опыта делать прикольные штуки.
Плюс этот проект дал возможность нам высказаться. Мы сделали необычную вещь, что смело для рынка — сейчас он особо осторожный. И зрители не зря любят G8. Тут часто дизайнеры показывают настоящие вещи, без прикрас. Это цепляет.
Ещё этот проект позволил мне почувствовать себя ребёнком в какой-то степени. В процессе мы просто игрались и не знали, что будет дальше. Это ощущение юношеского любопытства, задора, безответственности в хорошем смысле. Я работаю всегда на ощущениях. Реально хороший дизайн ты считываешь за секунды.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!