Дизайн Маркетинг
#статьи

Как выбрать фотографа и заказать фотосессию

Девять советов о том, как оплачивать, что должно быть в ТЗ и какие можно вносить правки.

Фото: ivan_kislitsin / Shutterstock

Фотосессии нужны маркетологам, чтобы создать рекламу. Такую услугу заказывают арт-директора, чтобы сделать презентацию айдентики, дизайнеры интерьеров и декораторы, чтобы зафиксировать результат своей работы. Множеству профессионалов из разных сфер фотосъёмка нужна, чтобы продукты, которые они делают, выглядели эффектно и их собственное портфолио привлекало новых клиентов.

Все важные моменты о том, как обращаться с фотографом и на что обращать внимание, чтобы получать качественный результат, — в руководстве от эксперта в коммерческой съёмке Юлии Захаровой.

Юлия Захарова

Коммерческий фотограф, победительница нескольких международных конкурсов фотографии. В прошлом преподавательница «Британки» и руководительница фотовидеопавильона консорциума школ.

Как найти подходящего фотографа?

Выбирайте фотографа по релевантному портфолио.

Нужна портретная съёмка, а в портфолио фотографа только котики? Лучше поискать другого специалиста. Так же и с интерьерами, и с едой, и с репортажем.

Если вы дизайнер общественных пространств и вам нужна съёмка готового проекта, рассматривайте портфолио только тех фотографов, у кого есть опыт работы с подобными объектами
Изображение: Julia Zaharova / Behance

Что делать, если портфолио подходит, но не нравится стиль?

Будет ошибкой считать, что для вас фотограф снимет иначе.

Продолжайте поиски специалиста, визуальный стиль которого подойдёт задаче и понравится вам. Нужен тот, с кем вы найдёте общий язык.

Предположим, вы владелец бренда текстиля и вам нужна съёмка товаров на модели в окружении природы. Фотографии будут размещены в карточках товаров. В этом случае важен и опыт каталожной съёмки у фотографа, и стиль его работы — он должен совпадать с ToV бренда и вашим видением
Изображение: Julia Smolkina / Behance

Сколько стоит работа фотографа?

Фотографы берут либо почасовую оплату от 5000 рублей, либо за съёмочный день или проект от 25 000 рублей.

На цену работы также влияют расходные материалы, привлечение стилистов, срочность и сложность проекта. А также возможность демонстрации работ автором: если фотографиями нельзя делиться в своих профилях, гонорар будет выше.

Для фуд- или продакт-съёмки есть отдельная статья в смете — пропсы. Например, продукты в кадре, цветы, специальные подставки для демонстрации баночек и прочие детали в кадре. Они оплачиваются отдельно и не входят в стоимость работы фотографа
Изображение: Stepan Stepansky / Hristina Snitko / Behance

Как быть со сроками?

Договаривайтесь чётко и на берегу.

Сразу обозначьте сроки съёмки и сдачи готовой работы. Если результат вам нужен быстро, то приготовьтесь, что цена может вырасти.

Работа фотографа — это далеко не только отснять кадры и перенести их на диск. Выбор изображений, их обработка, цветокоррекция и ретушь, правильная каталогизация занимают время
Изображение: Valeria Ch / Behance

Как давать техническое задание?

Залог успешной фотосессии — ясное ТЗ.

  • Обозначайте фотографу необходимое количество кадров и их формат.

Если вы хотите кадры вертикальной направленности, то отметьте это в задании. Если будут нужны вырезанные объекты на пустом фоне, то укажите, что вам требуется формат PNG. По умолчанию фотографы отдают всё в JPG.

  • Описывайте желаемые сюжеты.
  • Показывайте примеры фотографий — референсы — или эскизы.
  • И всегда объясняйте, где будут использоваться результаты съёмки. Это поможет фотографу понять, какая техника понадобится и насколько детальной будет ретушь.
Референсом может быть кино с ярким визуальным стилем
Изображение: Alina Grebeshkova / Behance

Как и когда платить за фотосессию?

Профессионалы работают по предоплате.

Обычно до начала работы или в день съёмки необходимо оплатить 50% от общей суммы. Остальное — после сдачи материала.

Если на съёмке используется реквизит, 100% его стоимости нужно оплатить заранее.

Реквизит может стоить недорого, но в любом случае фотографы или их ассистенты тратят ресурсы на то, чтобы найти подходящие предметы
Изображение: Holystick design / Yulia Kondrateva / Yana Etkina / mila silenina / Behance

В каком виде я получу фотографии?

Обговорите, как именно фотограф передаст готовые фотографии, их формат и количество.

Будьте готовы, что фотограф не отдаст отбракованный или необработанный отснятый материал и RAW-файлы обработанных фотографий.

Фотограф не делится с заказчиком сырым материалом точно так же, как кондитер не выставляет на витрину остатки крема и коржей
Изображение: Yana Kudryashova / Behance

А что делать, если результат съёмки не нравится?

Вы будете правы в двух случаях:

  • Есть технический брак.
  • Изображения не соответствуют заявленному качеству или количеству.

Остальное — дело вкуса, и правда будет на стороне фотографа.

Вы можете не принять работу. Или прислать правки по ретуши. Если результат вас не устроил ни в каком виде, то вы можете не платить оставшуюся сумму и не использовать фотографии.

Если вы чётко согласовали с фотографом концепцию или формально дали ему полную свободу творчества, то претензии относительно визуальных решений выставлять не стоит
Изображение: Kamilla Hanapova / Behance

Как давать правки по ретуши?

После сдачи материала вы можете внести правки по ретуши. Как правило, одна правка входит в стоимость, а все последующие должны оплачиваться сверху.

Пример: при съёмке платья появились ненужные складки, а ещё оказалось, что неправильно передан цвет. Присылаете правку по ретуши: изменить цвет платья на более тёплый, убрать лишние складки на рукавах.

Клиент вполне может попросить о коррекции тона или кадрирования
Изображение: Polina Chebykina / Julia Vlasova / Behance

А можно пример идеальной работы из практики?

Мебельная фабрика ищет фотографа с портфолио мебели и интерьеров, чьи работы нравятся менеджерам и маркетологам.

Техническое задание: мебель на белом фоне в трёх ракурсах. Одно фото — мебель в интерьере. Количество предметов мебели — три. Изображения будут использоваться в соцсетях и на сайте фабрики. В качестве референса указан каталог IKEA. Фотографии нужны через две недели.

Фотограф присылает смету с учётом аренды студии и работы декоратора. Заключается договор, менеджеры фабрики вносят предоплату. Назначается дата и место съёмки, куда необходимо привезти товар.

Через десять дней после съёмки фотограф передаёт через «Google Диск» фотографии в формате JPEG и их уменьшенные копии для публикации в интернете.

Клиент доволен и вносит оставшуюся сумму.

Если задача — снять интерьер или архитектурный объект, заказчик должен позаботиться о том, чтобы на площадке не было лишних людей и чтобы у фотографа был доступ ко всем точкам съёмки. И о чистоте! Часто после ремонта в помещении гуляет строительная пыль и мусор, и убираться должен точно не сам фотограф
Изображение: Julia Zaharova / Behance

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована