Дизайн
#Мнения

Очень странные буквы

Как знаки кириллицы получаются неудачными? Это генетика или воспитание? Ольга Панькова рассказывает и показывает: дьявол в деталях.

Иллюстрация: Аня Макарова для Skillbox Media

Фото: личный архив Ольги Паньковой

Ольга Панькова


Выпускница кафедры дизайна в МЭИ и двухлетнего курса «Шрифт и типографика» в Британской высшей школе дизайна. Работает шрифтовой и графической дизайнеркой. Соосновательница «Бюробукв». Преподавательница BBE и BoldItalic. Рисовала буквы для «Яндекса», «ВКонтакте», МТС, «МегаФона», «Арзамаса» и многих других. Финалистка и победительница конкурсов D&AD, ADC Awards, «Современная кириллица», Granshan, Morisawa Type Design Competition, фестиваля «Среда», TDC.



Есть разница

Считается, что индонезийцы, китайцы, японцы не слишком хороши в рисовании кириллицы. Их можно понять: мы тоже не то чтобы отлично понимаем и знаем, как правильно рисовать их графемы.

Чтобы максимально чутко и «правильно» рисовать буквы, надо понимать их значение, историю, контекст. Кириллица для не знающего языка дизайнера как для нас иероглифы — будто что-то с другой планеты.

Да, часть букв схожа с латиницей, но есть каверзные моменты. В первую очередь — буквы б, Дд, Жж, Лл, Фф, Чч.

Б — не 6

Строчную букву Б часто рисуют похожей на 6. Вообще, иностранцы говорят, что кириллица похожа на смесь латиницы с цифрами, и используют 6 для буквы б, 4 для Ч, а 3 для буквы З.

Это, конечно, неправильно. Запомните главное про букву б: это немного сплющенное О с красивым беличьим хвостом, и у этого хвоста двойной изгиб.

Изображение: Ольга Панькова

Бывает, что её рисуют по форме сербской Б. Она красивая! Но вообще-то не совсем кириллическая.

Это сербская б от сербского дизайнера
Изображение: MyFonts
Сербская б в шрифте Toroka от студии The Northern Block
Изображение: MyFonts
Ещё одна странность с б, и не только с ней
Скриншот: сайт Google Fonts / Skillbox Media

Случается, что и хорошо знакомые с кириллицей авторы совершают ошибки.

Сербская б, а ещё ф без выносного штриха от студии Shriftovik
Изображение: MyFonts
А вот пример буквы б в виде 6
Изображение: MyFonts
Мило, но не то
Изображение: MyFonts

Д — не слишком Л

Буква Д — самая яркая после б улика, чтобы понять, рисовал шрифт знающий кириллицу человек или не знающий.

С ней много узких мест. Часто рисуют Д как П с одинаковыми основными штрихами, дополняя это горизонталью со свисающими элементами. Иногда делают сдвиг свисающих элементов слишком впритык или, наоборот, слишком далеко отставленными от основных штрихов.

Правильно рисовать так, чтобы левый штрих был чуть тоньше правого (в гротеске) и имел немного диагональную форму — если, конечно, мы строим треугольную конструкцию. Свисающие элементы должны быть не слишком толстыми (то есть не равными основному штриху), но и не слишком тонкими. Плюс свисающие элементы не равны выносным, а всегда короче их.

Бывает, что рисуют букву совсем без свисающих элементов и подобной Л — а в текстовых кириллических шрифтах такое недопустимо. Буква Л — родственник Д, у них одна основа, так что они точно не должны быть разными. Но у Л при этом есть утолщение на конце левого штриха, и делать там крысиный хвостик — ошибка.

Изображение: Ольга Панькова
Скриншот: сайт Dafont / Skillbox Media
Плохие Д и Л. Штрих у Л утоньшается, а сверху у него странный, ненужный наплыв
Изображение: MyFonts
У Д очень маленькое расстояние от штрихов до свисающих элементов
Изображение: MyFonts
Очень большой сдвиг для свисающего элемента у левого плеча и совсем небольшой справа
Скриншот: сайт MyFonts / Skillbox Media

Для меня ещё один признак хорошей кириллицы — это курсивная форма д, не похожая на g, а с выносным вверх, очень пластичная и элегантная. Когда вижу, что использована g, — уверена на 99%, что это рисовалось иностранцем.

Читается как «дживятка» из-за g-образной формы буквы. Тут похоже на болгарицу, но и у неё другие формы д, как правило, треугольные
Скриншот: сайт MyFonts / Skillbox Media
Тут тоже неправильно: в кириллическом курсиве надо использовать форму с выносным вверх
Скриншот: сайт MyFonts / Skillbox Media
Вот она — курсивная д с выносным вверх
Скриншот: сайт tomorrow.type.today / Skillbox Media

Ф — не слишком оо

У буквы Ф может быть две конструкции: Чебурашка — с двумя овалами или ушами, или круглая, когда почти ровную окружность (на самом деле скомпенсированную, конечно) рассекает посередине вертикальный штрих.

Дизайнеры без опыта работы с кириллицей, как правило, забывают, что как в строчной, так и в прописной форме буквы Ф есть выносные элементы. И если в прописной они могут быть совсем незначительными (но всё же быть должны!), то в строчной форме они должны быть той же высоты, что и другие выносные элементы шрифта — как вниз, так и вверх.

Изображение: Ольга Панькова
Когда букву вот так зажимают в строке, это выглядит совсем не классно
Скриншот: сайт MyFonts / Skillbox Media
Здесь ф без выносного вверх, зато правильная д
Скриншот: сайт MyFonts / Skillbox Media
Скриншот: сайт MyFonts / Skillbox Media
…или вот ещё один грех — недостаточно длинный выносной. Он должен быть одной высоты с б (которая, кстати, тоже очень странная)
Скриншот: сайт MyFonts / Skillbox Media

Время от времени можно встретить вроде бы прямое начертание, но в котором угадываются курсивные формы букв Т и П, позаимствованные из латиницы. Такое вызывает вопросы, если это не прямой курсив.

Тут опять же: форма д из латиницы и болгарская форма т
Скриншот: сайт MyFonts / Skillbox Media
Кроме странностей в ф, мы видим здесь болгарские в и з с выносными элементами. Как правило, такие формы в кириллице допустимы только в скриптах
Скриншот: сайт Google Fonts / Skillbox Media

Ч — не 4 и не обрезанная Н

Букву Ч часто рисуют по форме 4, отрезая у Н нижнюю часть левого штриха. Это верно, но не совсем: вход горизонтального штриха в основной правый должен быть плавным, закруглённым, а не резким.

Изображение: Ольга Панькова

У — не Y

Иногда ещё можно встретить латинскую форму Y в кириллической У. Но на мой взгляд, это две разные конструкции, и для кириллицы стоит рисовать асимметричную.

Изображение: Ольга Панькова
БYДЬТЕ
Скриншот: сайт Google Fonts / Skillbox Media
Скриншот: сайт MyFonts / Skillbox Media

З — не 3

Это может показаться невероятным, но буква З отличается от тройки. Как правило, в тройке горизонтальный верхний штрих переходит в диагональ, а уж потом в полуовал. А З состоит из двух полуовалов. Впрочем, в некоторых шрифтах их рисуют часто почти идентичными.

Изображение: Ольга Панькова

Грешить можно, но только если оченьочень нужно

Если не соблюдать прописанные выше нюансы, результат будет, но кривоватый, и на шрифты будет тревожно смотреть. Но, конечно, всегда возможны споры — ведь сейчас модна эклектика и странные формы.

Но всё же: баланс, равные высоты у выносных, хорошие пропорции и внимание к деталям и формам делают шрифт качественным и не вызывающим вопросов.

…исследователями
Скриншот: сайт MyFonts / Skillbox Media

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!


Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована