Плохой шрифт — это какой?
Он чужой, он чужой, он плохой. Ничего не говори, ведь он может отлично подойти для другого проекта.
Иллюстрация: Аня Макарова для Skillbox Media
Ольга Панькова
Выпускница кафедры дизайна в МЭИ и двухлетнего курса «Шрифт и типографика» в Британской высшей школе дизайна. Работает шрифтовой и графической дизайнеркой. Соосновательница «Бюробукв». Преподавательница BBE и BoldItalic. Рисовала буквы для «Яндекса», «ВКонтакте», МТС, «МегаФона», «Арзамаса» и многих других. Финалистка и победительница конкурсов D& AD, ADC Awards, «Современная кириллица», Granshan, Morisawa Type Design Competition, фестиваля «Среда», TDC.
Ваши первые собственноручно нарисованные буквы вряд ли будут выглядеть идеально и принесут вам награды и признание в индустрии — если только у вас нет суперпрофессионального наставника или ультрадотошного учителя. Но это не значит, что освоить разработку шрифтов невыносимо сложно. Просто качественный шрифт получается благодаря большой насмотренности и отточенному навыку ориентироваться в том, по каким принципам применяют те или иные системные решения.
Но самое главное в дизайне букв и типографике — это понимать, для кого и для чего вы берёте или создаёте каждый конкретный шрифт. В этом секрет его добродетели.
Вам читать или считывать?
Только задача определяет, годится ли тот или иной шрифт в работу и насколько он для этой работы плох или хорош.
Например, для длительного чтения мы привыкли использовать антиквы: взгляд скользит по засечкам, буквы, как правило, довольно нейтральны, они не цепляют и не мешают воспринимать информацию. Плюс срабатывает сам навык чтения: практически все длинные тексты в книгах, газетах, журналах набираются антиквой. Этот тип шрифтов настолько привычен, что, если вдруг в каком-нибудь романе заменить его на гротеск, это будет казаться странным и слишком сложным.
Или, к примеру, навигация. Для неё желательно брать шрифты чуть жирнее регулярного начертания, более широкие и понятные по графике. Как правило, это открытые гротески. И главное, чтобы рисунок букв был очевидным, не запутывался и не заплетался: буква С издалека не походила на О, а П и Л не превращались в одну букву. Как в Arial, которым набрана вся наша дорожная навигация.
При этом если взять для навигации узкий закрытый и лёгкий по начертанию шрифт, он будет плохо выполнять свою функцию — затруднит распознавание текста с большого расстояния. Следовательно, он плох для этой задачи.
Регулировка скорости шрифтами
Вообще, всегда надо заранее определять, насколько быстро должен быть распознаваем текст.
В навигации важна высокая скорость считывания информации, поэтому для неё подойдёт, допустим, гротеск Navigo. А для чего-то акцидентного, выразительного, например рекламы, стоит брать или разрабатывать сложносчитываемый шрифт или леттеринг. Благодаря ему потребитель рекламной информации «застрянет» на чтении, преодолевая сложность, чтобы понять её, и с большей вероятностью запомнит.
I’m that bad type, make your mama sad type
Всеми уважаемый Владимир Кричевский утверждает, что плохого шрифта не бывает. Суть такого утверждения в том, что главное — найти тому или иному шрифту правильное применение.
К сожалению, люди нечасто задумываются об этом и выбирают первый попавшийся шрифт, установленный в компьютере. И не то чтобы это плохо, но выбранный таким способом шрифт может не выполнять свою задачу.
Однако есть объективный шрифтовой грех. Буквы могут быть нарисованы хорошо и прекрасно с точки зрения графики, замечательно работать в печати, но не иметь хинтинга — подготовки к экрану. Следовательно, они становятся плохим веб‑шрифтом.
Как правило, это не касается macOS, у которого своя хорошая встроенная растеризация, но в нашей стране всё-таки большинство пользуется системой Windows.
Как не превратить шрифт в плохой
Если вы создаёте или ищете шрифт для долгого чтения, то не стоит выбирать что-то с нестандартным рисунком. Пользователям будет тяжело такое прочесть, и, как следствие, возникнет вопрос, насколько шрифт хорош.
Чем нейтральнее шрифт, тем с большей вероятностью он подойдёт для задачи. Чем шрифт выразительнее, тем аккуратнее с ним надо быть. Но опять же: если у вас задача зацепить зрителя или пользователя, то шрифт стоит выбирать максимально яркий и акцидентный.
Конечно, существуют условные правила хорошей или плохой кириллицы. Например, о том, что нельзя рисовать букву «б» так, чтобы она была похожа на 6 или микс из прописной буквы и цифры 6, и ещё она не должна быть похожей на сербскую букву «б», (да, она отличается от кириллической). Ч не должна быть похожа на 4. У буквы Ф есть как нижний, так и верхний (!) выносной элемент — про него всегда забывают. Какая форма Л и Д правильная, треугольная или трапециевидная? И любимое: почти все новички рисуют буквы Ш и Щ с коротким средним штрихом.
Если сложно выбрать «хороший» шрифт, как следует проанализируйте, для чего он вам нужен. Может, это будет книга английского автора середины XVIII века? Тогда тут можно порекомендовать «Кэзлон» (у англичан того времени даже была поговорка «If you in doubt set it in Caslon»). Или это оформление сайта? Значит, внимание на то, о чём сайт, и чтобы у шрифта были веб-версии. Или вы оформляете музыкальный альбом рокерам? Тогда, скорее всего, какая-нибудь нейтральная антиква будет смотреться неуместно и грустно.
И не путайте неуместность с низким качеством. При выборе шрифта обращайте внимание на пропорции букв — насколько они системные — и на кернинг. Это показатели хорошего продукта.
Идеальный кернинг не виден, и о нём никто не вспоминает. Буквы не слипаются, между ними нет дыр.
Итого: главное в выборе шрифтов — осознанность. А если вы сами решили нарисовать буквы, то удостоверьтесь, что точно понимаете область их применения.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!