На себя посмотрите
Ольга Панькова мысленно возвращается к своему старому дизайну и вам советует.
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/f9b/f9b01b651aa758edee0781cfc1240684/d34dbe4744d15d313dd2e3643ae03727.png)
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/f9b/f9b01b651aa758edee0781cfc1240684/d34dbe4744d15d313dd2e3643ae03727.png)
Иллюстрация: Аня Макарова для Skillbox Media
Часто ли вы рефлексируете над своим опытом и анализируете старые работы? Честно говоря, я — не очень. Но если вдруг где-то встречаю свои буквы, без анализа никак.
Мой опыт рисования букв начался с экспериментов для себя и друзей, и одной из первых леттеринговых работ был весенний лозунг. Сейчас я бы эту надпись сделала совсем иначе, но тогда сделала как смогла :) Тут даже бесполезно описывать, что не так с буквами, — просто хочется сделать всё по-другому.
![](/upload/setka_images/14252206122023_accf102caaa970ce65d217b9ae9a8e9a57caa67c.jpg)
Когда я порисовала для себя и друзей и, что самое важное (!), не забыла это запостить во всевозможные социальные сети, ко мне начали обращаться за леттерингом. Тогда, почти десять лет назад, в первую очередь — за меловым, и анализируя сейчас, я понимаю, что именно благодаря этому опыту очень хорошо набила руку.
Да, наверное, и там были свои косяки и недочёты, но мел — это суперклассный материал. Что-то не получилось? Стираешь и перерисовываешь заново!
![](/upload/setka_images/14252406122023_08fda0244b5397e030ee401fd2bea5b24f78a72b.jpg)
![](/upload/setka_images/14252506122023_6896a8696b8038f4fc8989ab005e4fccc3b90047.jpg)
Чем больше я выкладывала своих работ, тем больше ко мне приходило рабочих задач, и уже не только по мелу. Вот, например, «Субботний рамблер» — леттеринг для обложки развлекательного контента. Но сейчас у меня есть вопросы к ширинам букв, срезам и деталям… 😅
![](/upload/setka_images/14252406122023_c7c2d6650fe8dd3125b1541cb39af56649bd56fa.jpg)
![](/upload/setka_images/14252306122023_0ed1686442ac630326a48ddcef43684fa02b904b.jpg)
Детский фестиваль танца «Светлана» кажется сейчас слишком расхлябанным и хаотичным. В дизайне для танца должно было быть больше структуры и ритма.
![](/upload/setka_images/14252306122023_b30ff17d14b759c017197570526ff51b33cc83c5.jpg)
Книга «Научные забавы» — это одновременно боль и успех: именно после неё ко мне стали приходить и другие издательства — сначала «МИФ», а теперь Popcorn Books и «Строки».
Я нарисовала слишком буквальные и детальные иллюстрации букв. Да, леттеринг — это практически и есть буквенные иллюстрации, но сейчас, когда я уже профессионально подросла, не позволяю такого ни себе, ни своим студентам. Если бы буквы были более похожи на буквы и при этом считывались всякие химические элементы, было бы куда круче и интереснее.
![](/upload/setka_images/14252306122023_fc9956ee2f4201e204a5532c68850c6715ed24e0.jpg)
![](/upload/setka_images/14252406122023_d1e1fa8053bb4dd5f5569d4ffb49547d221a9935.jpg)
Ещё одна обложка книги, что меня беспокоит, — это «Большой творческий челендж».
Все буквы отрисованы вручную, композиция для фона тоже собрана из подручных материалов, и это заметно: слишком хорошо видно, каким инструментом выполнен леттеринг, и буквы кажутся незавершёнными.
Сейчас этот леттеринг мне кажется не до конца проработанным и сырым. Но на тот момент арт-дир был доволен результатом.
![](/upload/setka_images/14252306122023_cece785eb92cd643f5e788e5f37e3d933a76f56c.jpg)
![](/upload/setka_images/14252306122023_c0c954a3a268bfc515e88839a41a25de5bd1b194.jpg)
Мне всегда казалось, что леттеринг в советском стиле у меня получается легко и почти непринуждённо. Но вот я смотрю на работы из прошлого: в слове «пробка» бросается в глаза толстый штрих-лигатура буквы Р, а в «декабрь подарков» почти курсивная е относительно других букв первого слова.
![](/upload/setka_images/14252306122023_2229e417950c39bd1ac90259b6c781a232a40430.jpg)
![](/upload/setka_images/14252306122023_71b97f3681cfd481f98f8279e17d064ae63ea66a.jpg)
В серии леттеринга «Высоцкий», который я делала для «Яндекса» в 2018 году, очевидно, что есть недочёты с равномерностью толщин.
![](/upload/setka_images/14252406122023_b96f49b701f581862428f9c58e1a46c731d0aa89.jpg)
В «Природа вещей» тоже очень рябят толщины. Впрочем, здесь это даже можно оправдать природностью темы :)
![](/upload/setka_images/14252306122023_d75dd4921f9f5ca9dc828e1efafbd5a21dfa9c5d.jpg)
Каждый год я рисую открытки. И вот в прошлогодней явно стоило сделать больше обратного контраста в букве Р.
![](/upload/setka_images/14252306122023_b76bc71fa80c20942ed01e19c21ead7b69ad6b89.jpg)
![](/upload/setka_images/14333306122023_98f7fe737752c9a98266fb38eb8e437d6c6c1be2.png)
Именно в открытках у меня случались самые неприятные косяки — неправильно написанные слова на английском и итальянском. С итальянским ещё понятно: я его совсем не знаю. А с английским… И обидно, когда это не просто диджитал-открытка, а ушедшая в печать, причём высокую! :) И на текст, и на дизайн смотрели несколько людей, и никто не видел этой опечатки.
![](/upload/setka_images/14335806122023_1c076733da30d01108464d85a8ffad1517acec59.jpg)
Всегда проверяйте себя всеми возможными способами. Иногда ошибки не исправить никак!
![](/upload/setka_images/14341906122023_1cc7c7aaff1472b38801633d33e2f9e6221a290f.jpg)
Фото: личный архив Ольги Паньковой
Проверять и анализировать свои работы нужно. Полезно вообще вести работу поэтапно, откладывая и возвращаясь через день-два, — тогда вы увидите ошибки и недочёты.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!