Быть фрилансером или не быть?
Ольга Панькова размышляет над своим опытом работы в одиночку и рассуждает, зачем дизайнерам объединяться в студии.
Иллюстрация: Аня Макарова для Skillbox Media
Ольга Панькова
Выпускница кафедры дизайна в МЭИ и двухлетнего курса «Шрифт и типографика» в Британской высшей школе дизайна. Работает шрифтовой и графической дизайнеркой. Соосновательница «Бюробукв». Преподавательница BBE и BoldItalic. Рисовала буквы для «Яндекса», «ВКонтакте», МТС, «МегаФона», «Арзамаса» и многих других. Финалистка и победительница конкурсов D&AD, ADC Awards, «Современная кириллица», Granshan, Morisawa Type Design Competition, фестиваля «Среда», TDC.
Нашей студии «Бюробукв» в этом году два года! И пролетели они, как это бывает, незаметно.
До бюро я работала как фрилансер. Меня это вполне устраивало, но понемногу накапливались проблемы и сомнения. Попробую в этом тексте разобраться, с чем сталкиваются дизайнеры, когда работают сами по себе, и почему вообще люди объединяются в команды.
Сама-сама
Ещё до «Британки» и полного переключения на буквы у меня был опыт работы в команде дизайнером. Это всегда веселее, чем работать одной, но… Есть и «но».
Мне нравится самой решать, интересна ли задача, самой придумывать, как визуализация может выглядеть в итоге. Когда вы работаете на кого-то, и особенно если вы в начале пути, над вами есть арт-директор или начальник со своим субъективным мнением. Я с этим мнением не всегда была солидарна.
Так что во время учёбы на курсе шрифта решила совсем уйти во фриланс.
Как это обычно бывает, дизайнер-новичок сначала работает на зачётку (зачёркнуто) создание имени. На формирование клиентской базы и накопление опыта. Мне повезло: моими первыми заказчиками стали мои друзья, потом друзья друзей, и так круг расширялся. В тот момент количество дизайнеров, прицельно работающих с леттерингом, было не так много, и я, можно сказать, быстро обрела довольно стабильный объём проектов.
Но с опытом пришло понимание: всё, везде и полностью потянуть невозможно.
Кроме рисования букв есть документы, счета, акты, налоги. Это тоже неизбежно и нужно, и на эти дела важно выделять время и силы. И ещё одна неожиданность для фрилансера: начинают приходить клиенты крупнее, которых очень страшно брать в одиночку.
Читайте также:
Что лучше — перегруз или перегруз со стажёром?
В какой-то момент друзья и родственники стали замечать, что мои рабочие перегрузки становятся критичны, и говорить, что мне нужно взять стажёра. Но мне казалось, что от этого я перестану успевать что-либо делать вообще, потому что значительную часть своего времени буду кого-то учить правильно делать задачи, объяснять, как, что и почему.
Возможно, я не права, но на стажёра я так и не решилась.
Зато очень кстати ко мне в тот период обратилась моя нынешняя коллега по «Бюробукв» Таня Черкиз с предложением объединиться в команду. У неё были такие же трудности: нехватка рук, недостаток свежего взгляда со стороны. Да, это тоже проблема! Когда долго «варишься сам в себе», перестаёшь замечать некоторые вещи в работе.
Команда
Таня замечательная. Но мне тогда показалось, что было бы здорово позвать в команду ещё парочку коллег, чьими работами я восхищалась.
Мне было очень важно, чтобы все мы в объединении обладали разными стилями и характерами, но при этом все профессионально работали на высоком уровне (как бы это сейчас нескромно ни звучало). Так что я предложила присоединиться к нам ещё Тамаре Аркатовой и Кириллу Сиротину.
Так мы стали «Бюробукв». Правда, за полгода до официального старта мы долго и мучительно перебирали всевозможные названия для нашей студии, а в итоге остановились на одном из первых. Оно отражает абсолютно чётко, чем мы занимаемся — рисуем буквы :-)
Вначале я очень переживала, как мы сработаемся. До этого у нас ни разу не было общих проектов. Как мы будем делить обязанности и гонорары? Кто за что будет отвечать?
В итоге как по волшебству всё стало функционировать само собой. Да, у нас частые звонки для обсуждения процессов и задач, но работаем слаженно и, на мой взгляд, продуктивно. Мы все рисуем буквы и все ведём коммуникацию и документы.
Благодаря объединению в команду теперь можно в какие-то моменты не переживать и знать, что тебя подстрахуют коллеги. Можно взять большой проект у сложного заказчика и не бояться сделать что-то не так. Когда 8 рук и 4 головы, больше шансов придумать и реализовать решение качественней и интереснее.
Именно из-за того, что мы объединились, сложилось наше главное преимущество как студии: мы создаём много эскизов. Все отрисовываем идеи одновременно, и скетчи получаются максимально разнообразными — это выгодно и клиенту, и нам: как правило, у нас не бывает «второго раунда эскизов».
Кем мы стали, когда выросли
Мы позиционируемся как бюро, максимально креативно и интересно работающее с буквами. Можем нарисовать шрифт, но любим эксперименты — что-то акцидентное и яркое.
Когда нужно создать леттеринг или логотип, обычно процесс довольно предсказуемый: мы все рисуем эскизы, а выбранный заказчиком вариант дорабатывает автор. А вот работа над шрифтами идёт веселее: мы передаём шрифт из рук в руки, и каждый вносит свои элементы. Получается, как лебедь, рак и щука, но в итоге всё складывается.
Теперь как бывший фрилансер со стажем я понимаю, почему люди объединяются в команды. Это даёт поддержку, это голова и руки коллег, которых тебе не надо учить, как делать, — они профессионалы.
Если вы хотите найти «своих», главное, не замыкаться в себе и рассказывать другим, что вы умеете. Конечно, нужно доказывать свои умения безупречным исполнением и ясно коммуницировать — и всё обязательно сложится 🤍
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!