Дизайн
#Мнения

Зачем нам леттеринг, раз есть шрифты?

Чем именно отличаются рисованные буквы от наборных и почему не проще оформить текст готовыми литерами.

Иллюстрация: Аня Макарова для Skillbox Media

Фото: личный архив Ольги Паньковой

Ольга Панькова


Выпускница кафедры дизайна в МЭИ и двухлетнего курса «Шрифт и типографика» в Британской высшей школе дизайна. Работает шрифтовой и графической дизайнеркой. Соосновательница «Бюробукв». Преподавательница BBE и BoldItalic. Рисовала буквы для «Яндекса», «ВКонтакте», МТС, «МегаФона», «Арзамаса» и многих других. Финалистка и победительница конкурсов D&AD, ADC Awards, «Современная кириллица», Granshan, Morisawa Type Design Competition, фестиваля «Среда», TDC.


Ссылки


Использовать в дизайне готовый шрифт, а не отрисовывать свои буквы — это просто. Но это не всегда поможет отразить суть задачи.

Когда в дизайне нужен леттеринг

Для начала давайте чётко определим, что такое леттеринг и что такое шрифт.

Шрифт — это система, в которой все знаки подчинены общему принципу, графической идее и прекрасно работают в любой последовательности.

Леттеринг — это уникальный рисунок букв, который создают специально под задачу. В этом рисунке каждая буква подстраивается под другую, и если попробовать такую композицию разобрать и сложить из знаков что-то другое, то, скорее всего, ничего не получится.

«Чистый дом» набрано шрифтом Curbe
Изображение: личный архив Ольги Паньковой
«Чистый дом» оформлено леттерингом
Изображение: личный архив Ольги Паньковой

Взять готовый шрифт проще всегда, но:

  • Как правило, у дизайнеров нет шрифтов на абсолютно все случаи жизни и задачи.
Леттеринг на обложках кинофильмов
Изображения: постер к фильму «Сладкая женщина» / «Полосатый рейс» / «Ленфильм»
  • Те подходящие шрифты, которые есть в доступе, настолько распространены, что клиент не хочет из-за них слиться с общей массой.

Классный современный шрифт обычно очень быстро становится модным, популярным и массово появляется везде. При этом каждый человек, каждый заказчик хочет не быть как все, а выделяться — товаром на полке продуктового магазина, книжного, музыкального, принтом на футболку или уникальным леттерингом на постере.

  • Нарисовать несколько букв под конкретную задачу намного выгоднее, чем рисовать целый шрифт.

Обычно разработка леттеринга не так уж и затратна, как по времени, так и по стоимости.

Хотя бывает и так, что заказчик просит нарисовать леттеринг, но выгоднее и удобнее сделать шрифт, который будет подобен леттерингу. Например, «Яндекс Лавка» привлекла меня на задачу создать буквы для их упаковки, при этом надо было учесть, что названия будут меняться и добавляться. Поэтому, утвердив эскиз, я создала декоративный, но разборчивый шрифт, состоящий только из строчных букв кириллицы.

Кастомный шрифт, а не леттеринг для «Яндекс Лавки»
Изображение: «Яндекс Лавка» / личный архив Ольги Паньковой

Шрифты, похожие на леттеринг

Технологии развиваются, и благодаря этому мы всё чаще видим шрифты, которые были созданы из леттеринга или настолько декоративны, что похожи на леттеринг. Раньше инструменты не позволяли делать настолько сложные контуры — теперь же дизайнеры практически не ограничены в реализации.

Вот несколько примеров таких экспериментальных шрифтов:

  • Chippo — буквы в нём будто вырезаны стамеской по дереву.
Изображение: Teo Tuominen / Future Fonts
  • Civilitate — его графика напоминает курсивное окологотическое письмо от руки секретарей французского Возрождения.
Изображение: lo-ol Typefoundry / Future Fonts
  • WHOA — вариативный шрифт с эффектом 3D.
Изображение: Vectro / Future Fonts
  • Kilter — с визуальной текстурой за счёт букв, врисованных в буквы.
Изображение: Manic Type / Future Fonts

Как сделать уникальный леттеринг

Можно начать работу со свободного поиска и без каких-либо рамок для креатива. Но если вам нужно сделать уникальное оформление текста для логотипа или элемента дизайна, у меня есть несколько мини-советов:

  • Проанализируйте задачу.

Какие буквы максимально отражают настроение и ощущение продукта? Какую интонацию должны буквы передать? Что-то строгое и спокойное, или быстрое и яркое, или вкусное и мягкое, или острое и резкое…

  • Попробуйте составить композицию в заданных рамках.

Конкретность задачи, как правило, упрощает работу.

Вы точно знаете, куда буквы надо вписать, какой размер полотна, какая компоновка элементов, под какое разрешение должна быть сделана картинка. Отталкиваясь от этих параметров и учитывая первый пункт, сделайте скетчи.

Леттеринг для издательства «МИФ» — два эскиза и финал
Изображение: издательство «МИФ» / личный архив Ольги Паньковой
  • Обратитесь к визуальному контексту.

Если продукт или текст, который вам надо проиллюстрировать — а леттеринг это, по сути, иллюстрация, только буквенная, — имеет какую-то историческую и/или географическую отсылку, стоит изучить шрифты этого времени и территории. И, возможно, вдохновиться аутентичными примерами, чтобы точнее попасть в идею и позиционирование.

Книга «Подмастерье Гутенберга» издательства демонов печати, леттеринг на обложку сделал Олег Мацуев. Это современный дизайн, но с отсылкой к теме книги и готике
Изображение: издательство Demon Press
  • Сделайте ещё больше скетчей.

Отрисуйте как можно больше скетчей карандашом на бумаге или на планшете. Отвлекитесь, потом посмотрите, какая из композиций лучше читается, смотрится оригинальнее и соответствует задаче. После этого добавьте на кальке или в новом слое массы и детали буквам.

  • Оцените в масштабе 1:1.

Выбрав 2–3 идеи, проверьте, как они работают в размере. Перенесите условный эскиз в масштаб потенциального носителя, проверьте, насколько буквы распознаваемы, не залипают ли. Всё ли вас устраивает, если посмотреть издалека.

Очень простой и действенный способ увидеть «косяки» в своей работе — это перевернуть лист или отразить в зеркале или на компьютере. Так меняется точка зрения, и сразу становится видно, что и где нужно поправить.

  • Не бойтесь поломать.

Экспериментируйте с буквами. Попробуйте, если позволяет задача, придумать и нарисовать какие-то оригинальные формы, сделать повторяющиеся буквы разных форм, но в одной выбранной стилистике.

Кстати, именно так можно отличить шрифт от леттеринга: в нарисованных под задачу буквы, подстраиваясь под соседей, будут всегда отличаться друг от друга.

  • Не бойтесь перекреативить.

Леттеринг придуман, чтобы обращать на себя внимание и выделяться, поэтому не ограничивайте себя во время разработки. Сделайте какую-то неожиданную композицию или придумайте оригинальные лигатуры и фишки, выделяющие ваши буквы среди конкурентов. Лучше не стесняться выражать себя! Любую задачу практически всегда можно «успокоить» и сделать более «понятной»: даже самую яркую идею потом можно будет сделать более читабельной и универсальной, если это потребуется.

Ещё иногда для полной передачи настроения в леттеринге нужно добавить цвет или создать неожиданные сочетания.

От яркого леттеринга с сочетанием стилей к более спокойному дизайну текста
Изображение: личный архив Ольги Паньковой
  • Обойдитесь без тщательной полировки.

Постарайтесь при отрисовке вектора не растерять все те находки, что у вас возникли при рисовании эскизов. Именно они создают правильный вайб живого аутентичного дизайна. Не вычищайте все шероховатости, но обязательно-обязательно выстраивайте точки на экстремумы!

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Шрифт в дизайне Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована