Плохие популярные шрифты
Шрифт за 10 рублей и шрифт из рилсов, которых лучше избегать.


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Дизайнерам приходится прорываться через тысячи второсортных гарнитур в поисках по-настоящему качественных проектов. Нередко выбирают просто распространённый — ведь если шрифт используют часто, значит, он хороший?
Нет, это далеко не всегда так. Собрали для вас самые известные примеры «вредных» шрифтов и попытались объяснить, что с ними не так.
Важно! Здесь мы оцениваем кириллицы.
Латиница в проекте может быть вполне качественной, но плохая реализация кириллицы делает гарнитуру непригодной для работы с русскоязычными текстами.

Geist и Geist Mono
О шрифте
Этот гротеск завоевал симпатии широкой публики и популярность как «базовый» шрифт для субтитров коротких роликов (рилсы, тиктоки).
У Geist девять начертаний — от Ultra Light до Ultra Black, а также есть вариативная версия.

Концепция
Geist — фирменный шрифт Vercel, вдохновлённый классическими неогротесками и принципами швейцарской типографики. Предполагает использование в заголовках, логотипах, постерах и других крупных размерах.
Среди референсов авторы указывают Inter, Univers, SF Pro, Suisse International.

Проблемы
Латиница Geist реализована вполне достойно. Есть решения, с которыми можно поспорить (как и почти в любом другом шрифте), однако они меркнут на фоне того, как сделана кириллическая касса.
Geist собрал в себе почти все признаки стереотипной плохой кириллицы. Она настолько ужасающая, что разбор этого проекта пришлось сокращать.
Первое, что бросается в глаза, — бардак в пропорциях ширины букв. Очень широкая л в сравнении с родственными н, и, п, ц.

Нога в Лл также ломается книзу штриха и толщит, — это следствие недостаточной компенсации. Формы и контраст прописной и строчной Л заметно различаются.

Левый штрих Дд имеет идентичные с Лл проблемы: он заметно шире соседей, плюс нога ломается ещё сильнее.

Растянутая ы создаёт ощущение, что в шрифте есть «секретное» широкое начертание в шрифте, но это просто ошибка.

Овал в Юю — просто компонент из Оо, из-за чего вся буква очень широкая.

Вопросов к шрифту возникает ещё больше, если оценивать качество контуров и решений относительно форм букв. У хвостов в д, ц, щ та же длина, что у свисающих элементов в p, у, j и других, а их ширина идентична основному вертикальному штриху.
Это некорректное построение букв в кириллице. Хвостик щ должен быть короче у.

Сами хвостики по-разному отдалены от правой вертикали.

Эти недочёты особенно бросаются в глаза в жирных начертаниях. Ии — это отзеркаленная N, из-за чего диагональ приобретает некорректный контраст.

В Жж и Кк катастрофически тёмные диагонали.

В Фф темнящая и чужеродная для шрифта форма овала.

Пламеневидный элемент строчной б стал печально известной визитной карточкой шрифта. Он излишне задран вверх, страдает от некорректного распределения толщин и слишком сильно сдвинут влево, к центру буквы.

Дуга Чч ошибочно наследует логику формы стыков h, n и других. Это особенно очевидно, если отзеркалить строчную h.

Ещё больше проблем проявляется в расширенной кириллице Geist, но и базовый алфавит так печален, что она не стоит отдельного внимания. Об этом шрифте стоило забыть ещё на предыдущем абзаце.
Geist Mono обладает теми же недостатками, что и его старший брат, и не нуждается в отдельном анализе.
Итог
Бессмертная идея переизобрести швейцарские неогротески и вправду бессмертна при чутком и внимательном проектировании. Geist не тот случай.
Чем заменить
Golos Text — качественный неогротеск, оптимизированный как под мелкие тексты, так и под большие билборды.
Авторы — Александра Королькова и Виталий Кузьмин.


Manrope
О шрифте
Графика Manrope совмещает признаки двух типов гротесков: нео- и геометрического. Семья состоит из семи начертаний — от Light до ExtraBold и вариативной версии. Есть поддержка расширенной латиницы, кириллицы и даже греческого. Вышел в 2018 году.

Концепция
Сам автор описывает его как «полузауженный, полускруглённый, полугеометрический, полу-din’овский, полугротескный».


Проблемы
Заявленные в концепции полутона и попытка уложить все жанры гротесков в один шрифт и создают главную проблему Manrope — неоднородность. В попытке быть универсальным и попасть во все эстетики разом проект запинается о собственные решения и теряет какое-либо лицо.
Почти любой шрифт, а в особенности гротеск, строится на двух основополагающих буквах: o и n. В Manrope первая заметно менее геометрическая, чем вторая, что приводит к систематической несогласованности многих производных букв — хотя бы c, m, e, h.

Смущают не только эклектичные решения форм, но и сами контуры букв. Соединения арок в лёгких и жирных начертаниях очень темнят, требуют большей компенсации. Прописные ощущаются излишне светлыми из-за гуляющей толщины штрихов: иногда те места, что должны утолщаться, могут утоньшаться, и наоборот.

Даже если не заниматься хирургическим препарированием контуров шрифта, в Manrope всё равно найдётся ряд куда более заметных проблем.
Ф неуверенно сжала полуовалы и темнит. И имеет более тёмную диагональ, чем вертикали, — это грубая ошибка в проектировании кириллицы.
Хвосты д, щ, ц живут своей жизнью, никак не синхронизируясь друг с другом, — а стоило бы.

Итог
Эклектичная идея Manrope не приводит ни к чему, кроме системных споров букв друг с другом, неубедительности и общей неуверенности проекта.
Чем заменить
Vela Sans — это модификация Manrope, в которой исправлено множество недочётов первоисточника.
Автор — Равид Балалиев.





Читайте также:
Jost
О шрифте
Геометрический гротеск, вдохновлённый немецкими шрифтами 1920-х. Jost пытается стать ответом на запрос «как футура, но бесплатный».

Концепция
Впрочем, Jost не пытается быть ревайвалом Futura (хотя этот великий шрифт и указан как главный источник вдохновения). Сам автор позиционирует проект как «попытку запечатлеть дух гротесков прошлого с помощью нынешних технологий».
Jost состоит из девяти прямых начертаний — от Hairline до Black — и соответствующих наклонных версий, а также вариативного файла.

Изображение: Felder Books Berlin / Printed Matter

Читайте также:
Проблемы
Вид Jost продиктован его идейными вдохновителями: в нём есть разноширинность эпохи модерна, удлинённые выносные элементы, ярко выраженная геометричность. Латиница сделана удовлетворительно. Отдельные решения могут субъективно смущать, но в целом у шрифта нет критических проблем в этом алфавите.
Заметные огрехи начинаются при анализе кириллицы.
Строчная б пытается соответствовать другим выносным элементам и неловко стремится ввысь, из-за чего пламеневидный элемент выглядит изломанно и слишком светло.

Ии получены через отзеркаливание N. Решение делать Дд с треугольником хоть и странное в таком шрифте, но допустимое, — однако в таком случае Лл также должна быть треугольной. Графика самих Лл неестественно механическая: нога под прямым углом с грубым окончанием штриха.

Завышенные талии к и ж ошибочно соответствуют талии в латинской k.

Итог
Jost пытается схватить эстетику эпохи футуры, и это не такая плохая идея, однако кириллице критически не хватило внимания, что делает проект непригодным к использованию.
Чем заменить
Futura PT — зачем переизобретать футуру, если футура уже есть?
Авторы — Владимир Ефимов и Изабелла Чаева.



Coolvetica
О шрифте
Много кто открывал сайт Paratype, видел удивительно низкую цену на шрифт — 10 рублей — и с восторгом от безумной экономии покупал Coolvetica.
В теории звучит отлично: гельветика с «приколом» за 10 рублей.
На практике лучше купить жвачку.

Концепция
По замыслу автора Coolvetica отсылает к эпохе популярности Helvetica и производных модификаций со стилистическими альтернативами. «Coolvetica — это заявление, позиция, восхваление того времени, когда дизайнерам хватало смелости быть другими».
Гарнитура состоит из 35 начертаний — от Crammed Hairline до Heavy.


Проблемы
Реализация и латиницы, и кириллицы в Coolvetica не выдерживает никакой критики.
Форма и контрформа D не согласованы, что приводит к странному контрасту в полуовале, который не поддерживается другими буквами.
Нижнюю часть G следовало бы разместить слегка правее относительно верхнего терминала. Jj чужеродны не только своим изломанным контуром, но и геометрической природой, неуместной в гельветикоподобном шрифте, а качество контура оставляет желать лучшего.

M тесно в нынешнем, очень узком положении. Ss заваливаются из-за некорректного расположения терминалов.

Полуовал U асимметричен, и это не выглядит как намеренное решение о компенсации. Некорректное распределение массы в Zz делает конструкцию неустойчивой и тёмной.

Контрформа o заметно сквадрачена, что особенно бросается в глаза, если сравнивать с другими овалами в с, е и прочими. Контур c будто бы побит, что вызывает жалость.

Компенсация в нижнем стыке a недостаточна, а также вводит графическую конструкцию, которая не повторяется в аналогичных конструкциях других букв.
Контрформы b, d, q, p, g нещадно измяты в случайных местах.

Внутренние полуовалы m кардинально различаются, и это не выглядит как осознанное решение.

Внутренние дуги n и u заметно отличаются друг от друга: у первой — сильно сквадрачена, у второй — скруглена. В g и у пожалели компенсаций верхних элементов, а контуры хаотично распределяют массу.

К сожалению, Coolvetica — это не тот случай, когда при плохой латинице хорошая кириллица.
Горизонталь Б нещадно купировали.

Свисающие элементы Дд, Щщ, Цц и других очень тонкие. Месту пересечения в центре Жж не хватает компенсаций, из-за чего она заметно темнит. Нога в Лл странно распоряжается массой и выглядит неуклюже. Графема Уу была бы допустима, будь она нарисована корректнее: с терминалами там, где они должны быть, без случайных «заплывов» в контурах.

Место стыка дуги в Чч слишком светлое, а сам угол дуги крайне резок и ломает пластику буквы. Строчная ы слишком широкая. Горизонталь Э задрана слишком высоко, контур строчной э наследует побитость c.
У строчной б нарушены все принципы построения себя же: некорректное распределение массы и неуклюже случайные углы в пламеневидном элементе, механически ровная спина, недостаток компенсации овала.
Строчные и, й приобрели сильный контраст, который появился только в них.

Плечам м критически не хватает места, что приводит к тёмным пятнам. Очень широкие полуовалы в ь, ъ, ы.

Итог
Создатели Coolvetica пытаются исследовать интересную эпоху и привнести выразительность в гельветичные неогротески, однако дальше идеи это не заходит.
Чем заменить
Gramatika — шрифт, который, как и Coolvetica, обращается к эпохе модернизма в попытках разобраться, на чём строится бессмертный образ того времени и, в частности, Helvetica.
Роман Горницкий, автор Gramatika, делает это гораздо аккуратнее и профессиональнее.


Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!