Плохие популярные шрифты
Шрифт за 10 рублей и шрифт из рилсов, которых лучше избегать.
 
 
Дизайнерам приходится прорываться через тысячи второсортных гарнитур в поисках по-настоящему качественных проектов. Нередко выбирают просто распространённый — ведь если шрифт используют часто, значит, он хороший?
Нет, это далеко не всегда так. Собрали для вас самые известные примеры «вредных» шрифтов и попытались объяснить, что с ними не так.
Важно! Здесь мы оцениваем кириллицы.
Латиница в проекте может быть вполне качественной, но плохая реализация кириллицы делает гарнитуру непригодной для работы с русскоязычными текстами.

Geist и Geist Mono
О шрифте
Этот гротеск завоевал симпатии широкой публики и популярность как «базовый» шрифт для субтитров коротких роликов (рилсы, тиктоки).
У Geist девять начертаний — от Ultra Light до Ultra Black, а также есть вариативная версия.

Концепция
Geist — фирменный шрифт Vercel, вдохновлённый классическими неогротесками и принципами швейцарской типографики. Предполагает использование в заголовках, логотипах, постерах и других крупных размерах.
Среди референсов авторы указывают Inter, Univers, SF Pro, Suisse International.

Проблемы
Латиница Geist реализована вполне достойно. Есть решения, с которыми можно поспорить (как и почти в любом другом шрифте), однако они меркнут на фоне того, как сделана кириллическая касса.
Geist собрал в себе почти все признаки стереотипной плохой кириллицы. Она настолько ужасающая, что разбор этого проекта пришлось сокращать.
Первое, что бросается в глаза, — бардак в пропорциях ширины букв. Очень широкая л в сравнении с родственными н, и, п, ц.

Нога в Лл также ломается книзу штриха и толщит, — это следствие недостаточной компенсации. Формы и контраст прописной и строчной Л заметно различаются.

Левый штрих Дд имеет идентичные с Лл проблемы: он заметно шире соседей, плюс нога ломается ещё сильнее.

Растянутая ы создаёт ощущение, что в шрифте есть «секретное» широкое начертание в шрифте, но это просто ошибка.

Овал в Юю — просто компонент из Оо, из-за чего вся буква очень широкая.

Вопросов к шрифту возникает ещё больше, если оценивать качество контуров и решений относительно форм букв. У хвостов в д, ц, щ та же длина, что у свисающих элементов в p, у, j и других, а их ширина идентична основному вертикальному штриху.
Это некорректное построение букв в кириллице. Хвостик щ должен быть короче у.

Сами хвостики по-разному отдалены от правой вертикали.

Эти недочёты особенно бросаются в глаза в жирных начертаниях. Ии — это отзеркаленная N, из-за чего диагональ приобретает некорректный контраст.

В Жж и Кк катастрофически тёмные диагонали.

В Фф темнящая и чужеродная для шрифта форма овала.

Пламеневидный элемент строчной б стал печально известной визитной карточкой шрифта. Он излишне задран вверх, страдает от некорректного распределения толщин и слишком сильно сдвинут влево, к центру буквы.

Дуга Чч ошибочно наследует логику формы стыков h, n и других. Это особенно очевидно, если отзеркалить строчную h.

Ещё больше проблем проявляется в расширенной кириллице Geist, но и базовый алфавит так печален, что она не стоит отдельного внимания. Об этом шрифте стоило забыть ещё на предыдущем абзаце.
Geist Mono обладает теми же недостатками, что и его старший брат, и не нуждается в отдельном анализе.
Итог
Бессмертная идея переизобрести швейцарские неогротески и вправду бессмертна при чутком и внимательном проектировании. Geist не тот случай.
Чем заменить
Golos Text — качественный неогротеск, оптимизированный как под мелкие тексты, так и под большие билборды.
Авторы — Александра Королькова и Виталий Кузьмин.


Manrope
О шрифте
Графика Manrope совмещает признаки двух типов гротесков: нео- и геометрического. Семья состоит из семи начертаний — от Light до ExtraBold и вариативной версии. Есть поддержка расширенной латиницы, кириллицы и даже греческого. Вышел в 2018 году.

Концепция
Сам автор описывает его как «полузауженный, полускруглённый, полугеометрический, полу-din’овский, полугротескный».


Проблемы
Заявленные в концепции полутона и попытка уложить все жанры гротесков в один шрифт и создают главную проблему Manrope — неоднородность. В попытке быть универсальным и попасть во все эстетики разом проект запинается о собственные решения и теряет какое-либо лицо.
Почти любой шрифт, а в особенности гротеск, строится на двух основополагающих буквах: o и n. В Manrope первая заметно менее геометрическая, чем вторая, что приводит к систематической несогласованности многих производных букв — хотя бы c, m, e, h.

Смущают не только эклектичные решения форм, но и сами контуры букв. Соединения арок в лёгких и жирных начертаниях очень темнят, требуют большей компенсации. Прописные ощущаются излишне светлыми из-за гуляющей толщины штрихов: иногда те места, что должны утолщаться, могут утоньшаться, и наоборот.

Даже если не заниматься хирургическим препарированием контуров шрифта, в Manrope всё равно найдётся ряд куда более заметных проблем.
Ф неуверенно сжала полуовалы и темнит. И имеет более тёмную диагональ, чем вертикали, — это грубая ошибка в проектировании кириллицы.
Хвосты д, щ, ц живут своей жизнью, никак не синхронизируясь друг с другом, — а стоило бы.

Итог
Эклектичная идея Manrope не приводит ни к чему, кроме системных споров букв друг с другом, неубедительности и общей неуверенности проекта.
Чем заменить
Vela Sans — это модификация Manrope, в которой исправлено множество недочётов первоисточника.
Автор — Равид Балалиев.





Читайте также:
Jost
О шрифте
Геометрический гротеск, вдохновлённый немецкими шрифтами 1920-х. Jost пытается стать ответом на запрос «как футура, но бесплатный».

Концепция
Впрочем, Jost не пытается быть ревайвалом Futura (хотя этот великий шрифт и указан как главный источник вдохновения). Сам автор позиционирует проект как «попытку запечатлеть дух гротесков прошлого с помощью нынешних технологий».
Jost состоит из девяти прямых начертаний — от Hairline до Black — и соответствующих наклонных версий, а также вариативного файла.

Изображение: Felder Books Berlin / Printed Matter

Читайте также:
Проблемы
Вид Jost продиктован его идейными вдохновителями: в нём есть разноширинность эпохи модерна, удлинённые выносные элементы, ярко выраженная геометричность. Латиница сделана удовлетворительно. Отдельные решения могут субъективно смущать, но в целом у шрифта нет критических проблем в этом алфавите.
Заметные огрехи начинаются при анализе кириллицы.
Строчная б пытается соответствовать другим выносным элементам и неловко стремится ввысь, из-за чего пламеневидный элемент выглядит изломанно и слишком светло.

Ии получены через отзеркаливание N. Решение делать Дд с треугольником хоть и странное в таком шрифте, но допустимое, — однако в таком случае Лл также должна быть треугольной. Графика самих Лл неестественно механическая: нога под прямым углом с грубым окончанием штриха.

Завышенные талии к и ж ошибочно соответствуют талии в латинской k.

Итог
Jost пытается схватить эстетику эпохи футуры, и это не такая плохая идея, однако кириллице критически не хватило внимания, что делает проект непригодным к использованию.
Чем заменить
Futura PT — зачем переизобретать футуру, если футура уже есть?
Авторы — Владимир Ефимов и Изабелла Чаева.



Coolvetica
О шрифте
Много кто открывал сайт Paratype, видел удивительно низкую цену на шрифт — 10 рублей — и с восторгом от безумной экономии покупал Coolvetica.
В теории звучит отлично: гельветика с «приколом» за 10 рублей.
На практике лучше купить жвачку.

Концепция
По замыслу автора Coolvetica отсылает к эпохе популярности Helvetica и производных модификаций со стилистическими альтернативами. «Coolvetica — это заявление, позиция, восхваление того времени, когда дизайнерам хватало смелости быть другими».
Гарнитура состоит из 35 начертаний — от Crammed Hairline до Heavy.


Проблемы
Реализация и латиницы, и кириллицы в Coolvetica не выдерживает никакой критики.
Форма и контрформа D не согласованы, что приводит к странному контрасту в полуовале, который не поддерживается другими буквами.
Нижнюю часть G следовало бы разместить слегка правее относительно верхнего терминала. Jj чужеродны не только своим изломанным контуром, но и геометрической природой, неуместной в гельветикоподобном шрифте, а качество контура оставляет желать лучшего.

M тесно в нынешнем, очень узком положении. Ss заваливаются из-за некорректного расположения терминалов.

Полуовал U асимметричен, и это не выглядит как намеренное решение о компенсации. Некорректное распределение массы в Zz делает конструкцию неустойчивой и тёмной.

Контрформа o заметно сквадрачена, что особенно бросается в глаза, если сравнивать с другими овалами в с, е и прочими. Контур c будто бы побит, что вызывает жалость.

Компенсация в нижнем стыке a недостаточна, а также вводит графическую конструкцию, которая не повторяется в аналогичных конструкциях других букв.
Контрформы b, d, q, p, g нещадно измяты в случайных местах.

Внутренние полуовалы m кардинально различаются, и это не выглядит как осознанное решение.

Внутренние дуги n и u заметно отличаются друг от друга: у первой — сильно сквадрачена, у второй — скруглена. В g и у пожалели компенсаций верхних элементов, а контуры хаотично распределяют массу.

К сожалению, Coolvetica — это не тот случай, когда при плохой латинице хорошая кириллица.
Горизонталь Б нещадно купировали.

Свисающие элементы Дд, Щщ, Цц и других очень тонкие. Месту пересечения в центре Жж не хватает компенсаций, из-за чего она заметно темнит. Нога в Лл странно распоряжается массой и выглядит неуклюже. Графема Уу была бы допустима, будь она нарисована корректнее: с терминалами там, где они должны быть, без случайных «заплывов» в контурах.

Место стыка дуги в Чч слишком светлое, а сам угол дуги крайне резок и ломает пластику буквы. Строчная ы слишком широкая. Горизонталь Э задрана слишком высоко, контур строчной э наследует побитость c.
У строчной б нарушены все принципы построения себя же: некорректное распределение массы и неуклюже случайные углы в пламеневидном элементе, механически ровная спина, недостаток компенсации овала.
Строчные и, й приобрели сильный контраст, который появился только в них.

Плечам м критически не хватает места, что приводит к тёмным пятнам. Очень широкие полуовалы в ь, ъ, ы.

Итог
Создатели Coolvetica пытаются исследовать интересную эпоху и привнести выразительность в гельветичные неогротески, однако дальше идеи это не заходит.
Чем заменить
Gramatika — шрифт, который, как и Coolvetica, обращается к эпохе модернизма в попытках разобраться, на чём строится бессмертный образ того времени и, в частности, Helvetica.
Роман Горницкий, автор Gramatika, делает это гораздо аккуратнее и профессиональнее.


Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                    
 
                     
                     
                                     
                                     
                                     
                                    