Дизайн
#Историческое

История феминистского плаката: как объединились повестка и искусство

И почему менялся визуальный язык феминистских высказываний.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Несмотря на то что о женских правах (а точнее, об их отсутствии) начали говорить задолго до конца XIX века, первая волна феминизма стартовала именно на стыке XIX–XX столетий. Феминистское движение ставило перед собой задачу: привлечь как можно больше сторонниц.

И самым простым и эффективным способом был плакат. Графическое изображение доступно и понятно даже не умеющему читать человеку (что было актуально для XIX века).

Постеры отражали все изменения и запросы на перемены, которые происходили в обществе.

Первые плакаты и первая волна феминизма

Первые феминистские плакаты появились во второй половине XIX века в Европе — тогда общество стремительно демократизировалось, и это не могло не привести к возникновению движения за права женщин.

И для привлечения как можно большего числа сторонниц использовались максимально простые форматы плакатов — это были сухие информативные объявления крупными буквами на простом фоне без иллюстраций. Так феминистки оповещали о собраниях активисток.

В конце XIX века феминистское движение захватывало всё больше общественного внимания, выходили газеты для женщин.

Тогда появились и первые иллюстрированные плакаты, которые выпускались на деньги богатых благотворительниц.

Так, в 1897 году художница Клементина-Элен Дюфо выпустила такой плакат для феминистской ежедневной газеты La Fronde («Борьба»), а в 1906 году Алиса Кауб-Касалонга нарисовала плакат для газеты женского прогресса La Française («Француженка»).

Впервые женщина на плакате была изображена не декоративным элементом для рекламного текста, а главным действующим лицом.

Изображение: Clémentine Hélène Dufau, 1898 / Museum of Art and Design Hamburg
Изображение: Public Domain

Помимо газетных иллюстраций, феминистки использовали плакаты и на уличных акциях. На них был просто текст, без иллюстраций — для привлечения внимания этого было вполне достаточно. А главное — если текст попадёт на фото для газет, то важно, чтобы он был разборчивым.

Прозванная королевой толпы суфражистка Кристабель Панкхёрст и работница фабрики Энни Кенни прервали выступление Уинстона Черчилля и сэра Эдварда Грея (первый тогда был заместителем министра по делам колоний, а второй — министром иностранных дел), громко задав вопрос о политических правах для женщин.

На митинги того времени женщины, как правило, не ходили, к тому же ораторы не привыкли к тому, что их кто-то может перебить, поэтому такой выпад вызвал возмущение.

А когда женщины развернули плакат «Votes for women» («Право голоса для женщин»), их просто арестовали за нападение на полицейского.

Но не стоит представлять британских суфражисток как группу слабых дам в корсетах: они боролись самыми разными способами. Женщины не только рисовали плакаты: они бросали камни в окна, дрались с полицейскими, устраивали голодовки, поджоги, подвергались насилию при многочисленных задержаниях.

«Битьё окон английским мужчиной считается честным выражением политического мнения. Битьё окон английской женщиной считается преступлением».

Это цитата Эммелин Панкхёрст, суфражистки и матери Кристабель Панкхёрст (борьба за женские права была у них семейной). Она не раз била окна, и её регулярно увозили с митингов на полицейской карете.

Суфражистки и следили за последними веяниями в искусстве: шрифт текста относится к стилю модерн, который как раз начал активно развиваться
Фото: Public Domain

Цвета феминистского сопротивления: фиолетовый и зелёный

В феврале 1907 года в Англии прошло знаменитое выступление суфражисток, которое получило название «Марш грязи» — улицы Лондона были плохо убраны, про эту грязь много писали и говорили, и это отразилось в названии акции.

К ней тщательно готовились: художница Мэри Лоундес основала Лигу суфражисток-художниц — первое профессиональное объединение. Эта группа художниц и создала для шествия стиль.

Лига разработала, как бы сейчас сказали, айдентику для суфражисток: они использовали зелёные и фиолетовые транспаранты, а также создавали плакаты, листовки, открытки, знамёна, эмблемы.

Цвета плакатов были выбраны неслучайно: зелёный, фиолетовый и белый — три символических цвета движения суфражисток. Эта комбинация представляет собой акроним «Give Women the Vote», которому соответствует Green, White and Violet, а также символические значения цвета: фиолетовый — благородство, белый — чистота, зелёный — надежда.

Фото: Public Domain
Фото: The Daily Mirror

Лига много сделала для популяризации женского избирательного права. Организация принимала участие в создании большого количества плакатов, рождественских открыток, почтовых карточек и баннеров, разработанных художницами. Также Лига отвечала за украшение Куинс-холла к торжествам 1918 года.

От пародии — к героине

Плакаты Женского социально-политического союза (ЖСПС) осуждали пытки женщин-активисток в тюрьмах и призывали голосовать против правительства. На смену лаконичным текстовым плакатам пришли визуальные образы — в газетах развернулась целая война иллюстраций: антисуфражисты карикатурно изображали феминисток как некрасивых и озлобленных женщин, которые не уделяют должного внимания дому.

Изображение: Women’s Suffrage Memorabilia

В 1908 году состоялась вторая крупная процессия женского социально-политического союза. На нём женщины несли баннеры, изготовленные из ткани. Они напоминали гербы и были посвящены либо регионам и странам, представленным на демонстрации, либо деятельности женщин — медицине, литературе, преподаванию, либо выдающимся женщинам — Жанне Д’Арк, учёным Мэри Сомервилль, Каролине Гершель.

Фото: Library of the London School of Economics and Political Science / Flickr

К Международному конгрессу по вопросам женского равноправия, состоявшемуся в Будапеште в июне 1913 года, на нескольких языках был выпущен международный плакат, нарисованный Анной Сус Кораньи (1870–1947).

На плакате был изображён мифологический Атлас вместе с могучей женщиной, герои вдвоём держат мир на плечах. Посыл был ясен: пришло время женщинам участвовать в принятии политических решений.

Изображение: Bibliothèques patrimoniales

Социалистки-феминистки, организовавшие в 1907 году Социалистический интернационал женщин, использовали красный цвет рабочего движения в своих плакатах, как, например, в плакате Карла Марии Штадлер к Международному женскому дню, прошедшему в Берлине в 1914 году.

Главным отличием феминистских плакатов было изображение женщин как субъектов и участниц, в то время как большинство рекламных изображений того времени представляли женщин как объект желания или просто украшение.

«Ваш муж женился бы на вас снова?»
Изображение: The Palmolive Co. / Harpers Bazaar, 1921 / Duke University Library
Изображение: Karl Maria Stadler

В плакатах часто использовали узнаваемые мифологические фигуры — это позволяло феминисткам ассоциироваться с универсальными и позитивными ценностями.

В межвоенный период политическая борьба стала более острой. Во Франции феминистские плакаты по-прежнему требовали избирательного права, а в странах, где женщины добились этого права, они становились мишенью политических партий, особенно социалистов и коммунистов. Кризис, охвативший европейские феминистские организации в 1930-е годы, привёл к сокращению финансирования пропаганды, особенно плакатов.

Феминистские плакаты в СССР

При этом в Советском Союзе — плакаты играли несколько другую роль.

Пропагандой, в том числе и вовлечением женщин в новую, послереволюционную жизнь, занималось государство, низовых организаций, которые создали бы сами женщины, не было. Поэтому вместо борьбы за равные права женщины в СССР скорее получили расширенные обязанности. Плакаты рисовали не женщины, которых беспокоили гендерные проблемы, а власть, которой нужны были работники.

Изображение: Public Domain

Советская женщина должна была стать частью производительной силы, без учёта физиологических особенностей, а с другой стороны, никто не стремился снять с неё обязанности по бытовому обслуживанию семьи.

В 1930-е годы возникла идея глобального переустройства быта — появились комбинаты общественного питания, а вместе с ними знаменитый плакат «Долой кухонное рабство».

Изображение: плакат Г. М. Шегаль «Долой кухонное рабство! Даёшь новый быт», 1931 г.

Американский символ: Рози Клепальщица

В 1943 году художник Джей Говард Миллер, вдохновившись чёрно-белой фотографией 20-летней Наоми Паркер, которая была сделана на авиационной базе ВМС Alameda в Калифорнии, выпустил плакат «We Can Do It!», также вошедший в историю как «Рози Клепальщица» (Rosie The Riveter).

Изначально он использовался только внутри компании «Вестингауз Электрик» и призывал женщин трудиться старательнее. Но в 1980-е годы плакат пережил второе рождение и стал использоваться феминистками.

Он стал настолько популярным, что в 1994 году попал на обложку журнала Смитсоновского института, а в 1999-м — стал почтовой маркой в США. Он до сих пор входит в десятку самых востребованных изображений в Национальном управлении архивов и документации.

Изображение: J. Howard Miller

После окончания Второй мировой войны началась холодная война, которая не могла не повлиять и на феминистские организации. Требования на плакатах стали сдержаннее.

Вторая волна феминизма: личное — это политическое

В 1960–1970-е годы феминистские движения в Западной Европе возродились из-за нарастающего разрыва в правах между женщинами и мужчинами.

Феминистская визуальная культура приняла новые формы графического выражения, в плакатах нашли отражение модернизм и психоделия — это было обусловлено художественным активизмом, который стремился соединить культуру и политику.

Обилие плакатов, от кустарных до изысканных, анонсировало акции протеста, фестивали, газеты и кинорелизы содержали обличения и требования. В этом творчестве участвовали как самоучки, так и профессиональные художницы.

Например, во Франции иллюстраторка Клэр Бретеше создала плакаты для Движения за свободу абортов и контрацепции (MLAC, Movement for the Right to Abortion and Contraception) в 1973 году для фестиваля женского кино Musidora в 1974 году.

Изображение: Claire Bretécher / Musidora international women’s film festival / 1stDibs

Немало способствовали расцвету искусства плакатов доступность и дешевизна печатной техники, особенно шелкографии. Так в дизайне стали использоваться простые и яркие визуальные образы, короткие тексты и меньшее количество цветов. Женские коллективы выпускали и распространяли плакаты в духе «сделай сам» (DIY), покупая себе технику и самоорганизуясь.

Так, например, в Лондоне в 1974 году открылась коллективная студия трафаретной печати See Red Women’s Workshop. Она проработала до 1990 года и закрылась из-за финансовых трудностей. Типография управлялась феминистским коллективом и выпускала материалы, направленные на борьбу с сексистскими образами женщин и внесение вклада в визуальную культуру Женского освободительного движения.

Изображение: Victoria and Albert Museum

Мастерская была основана студентками-художницами Прю Стивенсон, Джулией Франко и Сьюзи Маки. Им пришлось научиться выполнять работу сантехников и столяров, чтобы превратить заброшенное здание без электричества в полностью функциональную студию и конференц-зал.

Изображение: Victoria and Albert Museum

Плакаты этого периода свидетельствуют о международном характере феминистских объединений. Требования тоже были общими: женщины выступали за контрацепцию и аборты, против сексизма и насилия.

Лозунги и мотивы были единообразными — поднятый кулак внутри символа Венеры, женщины, высказывающие своё мнение или размахивающие кулаками, женщины под бременем двойного рабочего дня.

Кроме того, выпускалось множество плакатов, изображающих женщин, объединённых в рамках одного движения. Это разительно отличалось от тех образов, которые транслировались через СМИ или рекламу.

Многие плакаты носили автобиографический характер: потому что женщины сталкивались с насилием и унижениями и впервые начали говорить об этом, используя в том числе и плакат.

«…Личные проблемы — это политические проблемы. На данный момент для них нет личных решений».

Так считала исследовательница и феминистка Кэрол Ханиш, полагая, что если женщине платят меньше, чем мужчине, за одинаково выполненную работу, наверное, дело не в каких-то особенностях женщины, а в самой ситуации. Лозунг «Личное — это политическое» стал определяющим и для творчества, в том числе плакатного.

Изображение: See Red Women’s Workshop / Victoria and Albert Museum

В то время как большая часть ранней работы группы была сосредоточена на отношении к браку и домашним делам, более поздние кампании были нацелены на равную оплату труда, репродуктивную свободу и большую расовую инклюзивность.

В конце 1970-х годов пропаганда достигла определённых успехов и стала влиять на национальные и международные институты, особенно в рамках Десятилетия ООН в интересах женщин, которое было провозглашено с 1975 по 1985 год.

Плакаты стали средством повышения осведомлённости о контрацепции, профессиональном равенстве и насилии в отношении женщин, иногда с помощью рекламных приёмов. В учреждениях стали отмечать 8 марта Международный женский день (IWD) — событие, имеющее активистскую историю.

Третья и четвёртая волна: торжество типографики и современного искусства

Третья волна феминизма наступила в 1990 году и продолжилась по некоторым подсчётам до 2010 года.

Феминистский плакат становится искусством, его выставляют в галереях, а феминистская символика стала неотъемлемым атрибутом многих поп-звёзд с многомиллионной аудиторией и известных брендов.

Барбара Крюгер, феминистка, художница: «Твоё тело — это поле для битвы»
Фото: Rob Corder / Flickr

Художница Барбара Крюгер за идею дизайна взяла текст, а за воплощение — шрифт, его визуальную концентрацию и динамику. Одна её работа называется «Кричащая комната» — она буквально «кричит» текстом, который занимает каждый сантиметр стен, пола и потолка.

Фото: Mesocarpo / Wikimedia Commons

Её хлёсткие текстовые инсталляции, несмотря на кажущуюся простоту — лаконичная палитра, шрифт Futura, — полюбили во всём мире, а подлинное признание пришло, когда бренд Supreme полностью скопировал дизайн Крюгер для своего лого.

Фото: David Lezcano / Unsplash

С другой стороны, вне институций и выставок, активно росло феминистское стрит-арт-движение. Четвёртая волна феминизма, одной из особенностей которой была широкая цифровизация (даже появился термин «киберфеминизм»), дала возможность объединяться самым разным женщинам.

Расцвет феминистского искусства был и в России: выставка графики и стрит-арта «Феминистский карандаш» была впервые проведена в 2012 году. Эта совместная кураторская выставка художницы Виктории Ломаско и искусствоведки Надежды Плунгян проводилась до 2015 года.

Фото: Quinn Dombrowski / Wikimedia Commons

Благодаря цифровизации в 2017 году в Вашингтоне прошёл Женский марш, посвящённый защите прав женщин. На него вышли не меньше двух миллионов человек.

Многие использовали обложку журнала авторства Барбары Крюгер в качестве плакатов: марш был антитрампистским. Дональд Трамп привёл по итогам своего президентства консервативно настроенных судей, и они отменили историческую поправку Роу против Уэйда. Это очень важный юридический документ, который гарантировал женщине право на аборт. И после его отмены ряд штатов получил возможность запрещать аборты.

Обложка журнала New York, 2016 год. Работа Барбары Крюгер. «Неудачник» — подпись на портрете Дональда Трампа
Изображение: New York Magazine

Для подготовки к огромному митингу дизайнерская лаборатория Amplifier выпустила ряд плакатов, которые отражают современную повестку.

Такая сплочённость и возможность координировать среди сотен участниц рабочие задачи — яркий признак четвёртой волны феминизма, когда благодаря соцсетям и чатам стало возможным создавать плакаты и мерч, не выходя из дома и не арендуя помещение для печати или иной совместной работы.

Изображение: Brooke Fisher / National Geographic
Изображение: Olga S L / Shutterstock

В современном феминистском плакате ощущается влияние стрит-арта: упрощённая стилистика, хлёсткая сатира, узнаваемые образы, линейный, небрежный рисунок.

Изображение: Nasir A. / Behance

Баухаус и двадцатые годы также повлияли на современную графику, особенно это видно в стилистике Барбары Крюгер: простота палитры и выделение текстовых элементов восходит к плакатному искусству 1920-х годов, некоторые специалисты считают, что на творчество Крюгер повлиял Александр Родченко и его конструктивистский плакат.

Изображение: Jeanne Dresse / Behance

Феминистский плакат сегодня — это сплав разнообразных влияний и традиций, где есть место и декоративному плакату, и строгому типографическому, и крафтовому, созданному от руки.

Фото: @herstory_uk / @scarcurtis / «Инстаграм»*

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Научитесь работать с нейросетями — бесплатно!
Большая конференция по ИИ: пять экспертов и 10 нейросетей. Освойте нейросети — работа с ними становится обязательным навыком. Нажмите на баннер, чтобы узнать подробности.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована