Эмоции в иллюстрациях: учёные исследовали, какая именно графика помогает их распознать
Научные выводы о том, как мы понимаем настроение по лицу, позе и контексту, помогут лучше генерировать изображения, рисовать иллюстрации и комиксы.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Исследовательницы из лаборатории когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов НИУ ВШЭ решили провести научный эксперимент и выяснить, по каким именно элементам рисунка люди считывают эмоции у нарисованных героев.
Краткий обзор теорий и отчёт об эксперименте «Вышки» читайте в этой статье. Выводы будут особенно полезны графическим дизайнерам и иллюстраторам.
Как мы определяем эмоции в изображениях: теории учёных
Люди распознают эмоциональные реакции в основном визуально. Есть разные гипотезы о том, что именно помогает нам определить их: отдельные элементы в выражении лица, или глаза, рот и щёки вместе, или даже полностью тело.
Объясним с примерами.
По лицу
Черты лица в мимике образуют комбинации, которые узнаёт абсолютное большинство людей. Каждый элемент — источник информации для нашего мозга, и когнитивные процессы помогают нам обработать эти комбинации и «распределить» результаты по категориям.
Учёные по-разному анализировали, как именно это происходит, и появилось два основных подхода.
- Признаковый: отдельных элементов лица — рта или глаз — достаточно для распознавания эмоций.
- Холистический: только всё лицо работает как источник информации об эмоциях.
И признаковый, и холистический подходы подтверждаются научными данными. Вероятно, в реальности механизм распознавания эмоций смешанный, и на когнитивный процесс влияет не только то, что «показывает» мимика, но и другие факторы.
По позе
Холистический подход допускает, что мы считываем информацию об эмоциях не только по лицу. Поза тела тоже важна.
Исследования о том, как мы распознаём и категоризируем эмоции по положению тел, дали разные выводы:
- Подобно мимике, позы тела, связанные с базовыми эмоциями, распознаются даже тогда, когда выражение лица не изображено.
- Точность сигналов об эмоциях от тела сравнима с точностью распознавания эмоций по лицу, а иногда может быть даже выше.
- Позы тела и выражения лица скорее обрабатываются как единое целое.
- Оценка положения позвоночника нарисованных фигур не привела к строгой корреляции между распознаванием поз тела и конкретных эмоций. Одно положение позвоночника респонденты связывали с целым спектром эмоциональных состояний.
Такой вывод предполагает, что фактор позы тела, хотя и имеет отношение к эмоциональной категоризации, не так важен, как фактор выражения лица.
Если изображения позы тела и выражение лица конгруэнтны, то есть показывают одну эмоцию, люди распознают её быстрее, чем неконгруэнтные.
По emanata
В рисованных изображениях, особенно в жанре комиксов, часто присутствует элемент, который передаёт информацию об эмоциях и помогает нарративу. Эти чёрточки, звёздочки, волнистые линии и другие значки вокруг головы или тела называются эманата.
Эманата-визуализации и их восприятие людьми тоже исследовали. Разные группы учёных обнаружили:
- Отдельно эманата не символизируют для людей конкретные эмоции — каждый значок наделяют десятками значений. Например, капелька рядом с головой на картинке может быть для зрителей потом, слезами или просто дождём.
- Эти обозначения люди скорее ассоциируют не с эмоциями, а с состояниями: например, изображение спирали — с замешательством. Однако эманата способствуют тому, что люди распознают эмоции в изображении.
- В целом эманата не делают категоризацию эмоций систематической. Впрочем, был эксперимент, который показал: вертикальная линия, нарисованная поверх изображения лица, помогает распознать грусть.
В целом эманата — дополнительный фактор, гиперболизирующий эмоциональное состояние персонажа, но этого элемента для распознавания эмоций на картинке людям недостаточно.
Почему важен контекст: визуальный язык и эффект Кулешова
Существует теория визуального языка, которую разрабатывает американский учёный Нил Кон. Согласно ей, в изображениях есть ровно те же элементы, что в речи — суффиксы, предлоги и прочие. Этими «языковыми» элементами служат детали на картинках: например, линии, которые обозначают быстрое движение, или символ лампочки около головы. С помощью таких графических морфем художники и дизайнеры выстраивают динамичную историю в статичных изображениях.
Однако отдельно эти нарисованные элементы не создают полноценную историю. Мы распознаём визуальный язык и смысл «сказанного» только тогда, когда есть грамматика. Этой грамматикой служит контекст.
Контекст — фон, ситуация, текст — играет важную роль в том, как мы воспринимаем эмоции в иллюстрациях. Существует даже так называемый эффект Кулешова.
Лев Кулешов в 1920-х годах провёл эксперимент, который объяснил, как монтаж меняет нарратив, смысл сцены и то, какие эмоции зрители считывают в кадре. Кадр с нейтральным выражением лица актёра он перемежал другими — тарелкой супа, девочкой в гробу и красивой девушкой на кушетке. Кадр с актёром был один и тот же, но зрители приписывали ему разные эмоции: нетерпение от голода или предвкушение еды, скорбь, радость.
Таким образом, когда есть контекст, люди могут распознавать эмоции даже там, где этого не предполагает изображение. А если в иллюстрации есть и богатый нарратив, и графика об эмоциях (мимика, позы, эманата), это помогает зрителям намного легче и быстрее определять их выражение.
Что помогает точнее определять эмоции: научный эксперимент
Ольга Рубцова и Елена Горбунова из НИУ ВШЭ решили провести собственный поведенческий эксперимент с группой респондентов и узнать, как люди считывают и категоризируют эмоции в изображениях. Исследовательницы предположили:
1. Чем больше элементов, передающих информацию об эмоциях, тем точнее должно быть определение.
Эманата как наиболее неоднозначный из факторов приведёт к большему количеству ошибок.
2. Повествовательный контекст улучшает определение эмоций.
Группе испытуемых предлагали определять злость, удивление, страх, счастье, грусть, облегчение и смущение по картинкам, в которых присутствовали:
- мимика, эманата, поза по отдельности;
- мимика и эманата;
- мимика и поза;
- поза и эманата;
- мимика, эманата, поза вместе.
Эксперимент показал следующее:
- Эманата показали себя как самый сомнительный элемент: по ним респонденты определяли эмоции наименее точно и наименее быстро. Вероятно, эманата на картинках вообще не улучшает категоризацию эмоций.
- По позе тела респонденты тоже считывали конкретную информацию об эмоциях не особенно точно — но только в отсутствие контекста.
В целом отсутствие контекста в иллюстрациях заставляло людей тратить больше когнитивных ресурсов, а уровень точности в определении эмоций падал.
- Изображение мимики в отсутствие контекста помогало респондентам считывать эмоции правильнее.
- Если на картинке были и лицо, и поза, и эманата, это значительно улучшало восприятие эмоций. По отдельности и попарно эти элементы давали примерно одинаковые неблестящие результаты.
- Действительно, контекст в любом случае делает восприятие эмоций более точным.
Зачем нужны эмоции в коммерческом дизайне: мнение арт-директора
— Я как дизайнер обожаю работать с иллюстрациями и, когда есть возможность, использую их.
В реальности, когда мы говорим о коммерческой иллюстрации, а не об отдельном визуальном повествовании типа комиксов или наглядной инструкции, имеют значение не только отдельные элементы графики. Важно всё: сфера деятельности компании, её целевая аудитория, готовность клиента к экспериментам, что за носитель предполагается (офлайн или онлайн).
На мой взгляд, интереснее всего иллюстрация проявляет себя в потребительском брендинге. Например, в упаковке или в приложениях это маскоты или сюжеты с продуктом. Если они изображают живые эмоции и понятные сценарии взаимодействия, то создают эмоциональную связь с брендом. Особенно если ЦА — дети или подростки.
Думаю, в корпоративном брендинге давно пора смелее смотреть на иллюстрацию как инструмент. Только здесь нужны не маскоты, а метафоричные 2D-иллюстрации или абстрактные 3D-анимации, которые передают образ компании, а не конкретные эмоции. Кстати, тренд на нейтральные флэт-иллюстрации ушёл, ура! Всем наскучил «взрослый» корпоративный мир, и мы хотим окунуться в детство.
Сейчас в тренде корявые, но искренние иллюстрации. Дети вообще максимально искренне выражают чувства, и их графику даже используют большие бренды. Вы только посмотрите на этот розовый нос у волка — это так мило :) И ещё чудесный розовый пудель с удивлённым взглядом — я точно хочу такую футболку!
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!