Как научиться рисовать лицо человека: пошаговая инструкция
Объясняем, как рисовать человеческую голову в фас и что при этом нужно учитывать.


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Человеческая голова — один из самых сложных объектов для рисования. У лица очень непростая структура: комплексные формы, переходы от одной плоскости к другой, много нюансов, которые влияют на ощущение «правильности» рисунка. При этом вы видите людей каждый день, поэтому ваш глаз может подмечать любые неточности пропорций и форм. Из-за этого вы сразу увидите ошибку в рисунке, но не сможете себе объяснить, как её исправить.
Чтобы осознанно использовать знания о человеческом лице, нужно много рисовать — и голову целиком, и отдельные части лица.
В этом материале вместе с художником Алиной Печёнкиной объясняем, как рисовать лицо пошагово, а ещё советуем, где можно взять больше полезной информации, чтобы научиться быстрее.
Базовая форма и пропорции
Чтобы не усложнять обучение, мы будем придерживаться универсальной схемы Эндрю Лумиса. Это обобщённый вариант, который поможет понять базовую структуру лица с его пропорциями.
Старайтесь рисовать легко, чтобы линии построения были тонкими, — так вы сможете спокойно их стереть и не испортить общую форму. Если вы рисуете на бумаге, используйте жёсткий карандаш.
1. Нарисуйте круг и разделите его по вертикали и горизонтали. Вертикальная линия — ось симметрии, а горизонтальная — линия бровей:

2. Проведите ещё две горизонтальные линии внутри круга сверху и снизу — у вас должен получиться квадрат, который занимает 2/3 высоты круга. Верхняя сторона квадрата — линия роста волос, нижняя — кончик носа:

3. Измерьте высоту от линии бровей до носа и нарисуйте вертикальную линию той же высоты прямо под нижней стороной квадрата. Нижняя точка этой линии — основание подбородка:

4. Проведите горизонтальную линию под нижней частью круга — это будет изгиб нижней челюсти:

5. Нарисуйте два узких овала слева и справа, чтобы их ось проходила по левой и правой стороне квадрата, — это будут виски:

Изображение: Асета Лиева
6. Разделите линию бровей на три равные части — так вы найдете ширину глаз и носа:

7. Разделите нижнюю часть квадрата на два, а затем верхнюю половину — ещё на два. Вы найдёте высоту глаз:

8. Отметьте ширину подбородка — он может быть по ширине как нос или чуть больше него:

9. Обозначьте нижнюю челюсть. Обратите внимание, что от висков до изгиба челюсти должны быть не прямыми, а под небольшим углом:

10. На этом этапе можно стереть уже ненужные линии и приглушить те, что обозначают расположение черт лица:

11. Выделите силуэт, смягчите углы нижней челюсти и обозначьте территорию щёк — проведите дуги от центров узкого овала к углам подбородка.

Изображение: Асета Лиева
12. Обозначьте шею — она может быть тонкой, толстой, прямой, чуть изогнутой. Но для обобщённой схемы пока сделайте её линии примерно параллельными линиям верхней челюсти. Где-то с середины шеи линии силуэта начинают изгибаться и плавно переходить в горизонтальную плоскость — это трапециевидная мышца:

Прежде чем добавлять на фрейм глаза, рот, нос и уши, важно порисовать их отдельно — чтобы понять их конструкцию и набить руку. Поэтому части человеческого лица мы будем показывать отдельно.
Также не забывайте, что в качестве упражнения можно и нужно рисовать все части человеческого лица отдельно в формате набросков и скетчей.
Глаза и брови
1. Для начала обозначьте область для расположения глаз: нарисуйте рядом два прямоугольника, ширина которых чуть больше их высоты:

2. Разделите эту область на три равных отрезка. Отрезок посредине — расстояние между глазами, а крайние — сами глаза. Эти пропорции можно легко запомнить по такой формуле: между глазами помещается ровно ещё один глаз. Схема идеализированная, потому что в реальности у людей глаза могут быть посажены далеко друг от друга или близко друг к другу, но пока мы изучаем обощённые пропорции.

3. Найдите высоту глаз — она составляет примерно треть от области глаз и находится чуть ниже середины:

4. Обозначьте кругами область глазных яблок, чтобы не потерять базовую форму:

5. По краям отметьте точки слезнячков и кантусов, а сверху и снизу — высшие точки дуг верхнего и нижнего века:

6. Соедините получившиеся точки дугами — у вас получится силуэт, который уже напоминает человеческие глаза. Не забывайте, что веки прилегают к глазному яблоку и должны повторять его форму:

7. Обозначьте толщину век. Нижнее должно быть чуть толще верхнего, так как оно более заметно:

8. Изобразите складку верхнего века для объёма:

9. Обозначьте две сферы чуть ниже линии бровей и нарисуйте брови:

10. Закрасьте брови и нарисуйте зрачки — они должны находиться выше середины глаз:

Изображение: Асета Лиева
Совет: для динамики и разнообразия можно поиграть с формой и линиями глаз — например, разместить внутренний и внешний уголок глаза на разной высоте:

Здесь для выразительности ещё усилены изгибы слезнячка, дорисованы ресницы и обозначены блики на радужке
Нос
1. Обозначьте основные линии построения носа. Вертикальная посредине — ось симметрии, слева и справа — ширина носа, горизонтальные — высота. Для наглядности можно условно обозначить расположение глаз:

2. В своей основе нос — это трапеция, поэтому обозначьте её, чтобы в дальнейшем вам было проще находить остальные его части. В нижней части она чуть шире, чем в верхней:

3. Примерно посередине спинки носа или чуть выше можно изобразить небольшое расширение — это место, где встречаются кость и хрящи. У многих людей оно выделяется:

4. В нижней половине нарисуйте три сферы: одну большую в центре и две поменьше слева и справа. Это будут кончик носа и ноздри:

5. Слегка выделите ноздри и кончик, чтобы их форма читалась:

Изображение: Асета Лиева
6. Выделите остальные очертания и успокойте линии построения:

Рот и подбородок
1. Обозначьте основные линии построения рта: для этого проведите одну вертикальную ось и три горизонтали на равном расстоянии друг от друга:

2. Нарисуйте один шарик и два овала: это будут нижняя губа и выступающая часть верхней:

3. Выделите объёмы губ. На верхней губе не забудьте сделать небольшую выемку под губной желобок:

Если нужно нарисовать мужские губы, обычно их делают тоньше и уменьшают выразительность изгибов. В стилизованном варианте мужские губы могут обозначать только парой линий: разрез рта и небольшой желобок под ним для обозначения нижней губы.
Уши
1. Обозначьте точки крепления ушей — они находятся на линии бровей и кончика носа.

2. Нарисуйте базовую форму ушей — они должны слегка выходить за пределы головы:

3. У ушей довольно сложная конструкция, но сейчас достаточно изобразить их строение условно и упрощённо. Для начала в верхней части изобразите загибающуюся часть внутри силуэта уха:

4. Следом в нижней части нарисуйте небольшой бугорок — козелок уха. Его линия внизу будет заворачиваться и идти вверх вдоль внешнего края уха:

5. Теперь продлите линию, которая отходит от козелка, вверх. Своим концом она будет врезаться в середину завитка, который вы нарисовали на третьем шаге:

6. Рядом с линией, которую вы нарисовали выше, изобразите ещё одну так, чтобы была словно изогнутая буква У:

Голова человека — финал
С учётом всего, что вы изучили выше, дорисуйте черты лица. В этом вам помогут линии построения, которые вы обозначали на предыдущих шагах.
Ничего страшного, если лицо не получится идеально симметричным, — в реальности симметричные лица встречаются редко. И не обязательно сейчас делать идеально гладкий рисунок — мы фокусировались на изучении пропорций лица, поэтому можно закончить работу на скетче.

А ещё можно играть с пропорциями в разумных рамках — например, преувеличить глаза. Черты можно обозначать условно, несколькими линиями, как в этом рисунке сделаны нос и губы.
Различия мужской и женской головы
Все принципы рисования мужской головы применимы и к женской. Но у них есть несколько различий, которые нужно учитывать:
1. Общая форма мужской головы стремится к прямоугольнику, женской — к овалу.
2. У женской более узкая шея.
3. Все линии женского лица мягче и плавнее.

Часто ещё у мужчин брови находятся ниже и ближе к глазам, чем у женщин.
Конечно, реальные лица очень разнообразны: есть женщины с «острыми» чертами лица и мужчины — с более мягкими и плавными. Но прежде чем переходить к рисованию индивидуальности и характера, нужно изучить общую схему пропорций. Она станет основой, на которую потом вы будете накладывать уникальные черты лица.
Что посмотреть о рисовании головы
«Академика» — детальный разбор плоскостей головы.
«Азбука Рисования» — разбор техники Лумиса и рисование головы в ракурсе ¾.
Уроки Александра Рыжкина:
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Другие материалы о рисунке и искусстве
- Перспектива в рисунке: что нужно знать и как освоить
- Что такое набросок
- Наброски человека: большой разбор и пошаговый план обучения
- Стили рисунков
- Что такое абстрактный экспрессионизм
- «Твои рисунки ужасны»: шесть успешных художников, которых называли бездарностями
- 5 фактов о картине «Девушка с жемчужной серёжкой»
- Михаил Врубель: живопись разноцветных кристаллов