Дизайн
#статьи

«Сделай завтра»: простые правила тайм-менеджмента для дизайнера

Рассказываем, почему лучше отложить на завтра то, что можно не делать сегодня.

Иллюстрация: Дима Руденок для Skillbox Media

Марк Форстер убеждён, что людям жаловаться на нехватку времени — это всё равно что рыбам жаловаться на нехватку воды. Время — это пространство, в котором мы существуем. И если его стало бы больше, то мы бы ничего не успевали так же, как и сейчас.

В книге «Сделай это завтра» Марк не призывает превозмогать и каждый день сворачивать горы. Но его советы помогут вам безболезненно разобраться с рабочими завалами и организовать свой день так, чтобы выполнять каждую задачу хорошо.

Издатель — студия «Поле».

Марк Форстер — британский коуч и автор четырёх книг о тайм-менеджменте. Проводил семинары по управлению временем и консультировал Министерство обороны Великобритании. В своей книге «Сделай это завтра» он критикует традиционные методы тайм-менеджмента и предлагает откладывать все дела на завтра, чтобы успевать сделать каждое из них.

Из статьи вы узнаете:


Принципы

Иметь чёткое видение

Гораздо проще идти к цели, когда вы чётко понимаете, в чём она заключается и что должно произойти при её достижении, — это и есть видение. Если вы его не сформулировали достаточно конкретно, то, скорее всего, связанные с ней задачи будут вызывать у вас сильное сопротивление. Дайте мозгу конкретную проблему, и он будет её решать:

«Чем чётче видение, тем больше вероятность воплотить его в жизнь. Ваше видение должно помогать вам сфокусироваться, а не окутывать всё дымкой неопределённости. Обычно для этого необходимо определить видение максимально узко».

Марк Форстер

Делать дела по очереди

Обычно дизайнерские проекты идут внахлёст один за другим, и сосредоточиться на каком-то одном из них, как правило, невозможно. Поэтому Марк предлагает применять этот принцип к ежедневным делам. Поставьте на поток свои рутинные задачи, и вы сможете эффективнее работать над большими проектами.

«В обществе принято считать, что неудачники остаются неудачниками, потому что просто сидят и ничего не делают. Однако часто причина кроется в другом: такие люди, напротив, берут на себя слишком много, начинают одновременно несколько многообещающих проектов и никогда не доводят начатое до конца».

Марк Форстер

Работать понемногу и часто

Рабочий марафон, когда вам приходится работать больше восьми часов, — нормальная практика при форс-мажорах. Но превращать это в обычный режим работы нельзя. Если вам нужно сделать отчёт за месяц — разумнее им заниматься регулярно и немного, чем откладывать всё на последний момент. То же самое с освоением музыкальных инструментов и тренировками в спортзале:

«Работа над телом подчиняется тем же правилам, что и работа над разумом. Лучший способ привести себя в форму — заниматься понемногу и постоянно. Если вы не делаете ничего неделями, а потом начинаете интенсивно тренироваться, то можете получить травму».

Марк Форстер

Установить границы

Это кажется контринтуитивным, но дополнительные рамки позволят вам быстрее и эффективнее справиться с задачей. Например, если ограничить себе время на выполнение задачи, вам будет проще начать ей заниматься — потому что вы знаете, что эта работа когда-то закончится. А придумать хороший продукт проще, если вы заранее определите, кто им будет пользоваться:

«Если я попрошу вас придумать революционную идею для совершенствования автомобилей в целом, вы в лучшем случае выдвинете пару невнятных предложений. А вот просьба улучшить руль вашей собственной машины наверняка приведёт к появлению нескольких полезных идей. Чем больше конкретики, тем проще мыслить творчески».

Марк Форстер

Закрытые списки

Это очень мощный инструмент для организации времени. Вы составляете его только в начале дня и больше ничего не добавляете, а все входящие задачи автоматически переносятся на следующий день. Это позволит вам не набирать лишнюю работу и фильтровать входящий поток просьб.

«Одной из причин того, что работа накапливается в принципе, является наша склонность браться за чрезмерное количество неважных задач. Отправляйте спам в корзину не открывая. Отписывайтесь от рассылок, которые вы не читаете. Не тратьте время на то, в чём нет необходимости».

Марк Форстер

Подробнее о закрытых списках мы расскажем ниже.

Обязательства превыше интереса

У каждого человека есть и интересы, и обязательства. Интересов может быть бесконечное количество — это какие-то личные занятия, хобби, увлечения. Обязательства — часто рабочие задачи, и их число всегда ограничено. Форстер признаёт, что человек без интересов скучен, но советует обращать больше внимания именно на обязательства, потому что обычно они помогают вам двигаться вперёд.

«Каждый раз, принимая новое обязательство, следует тщательно обдумать, как оно повлияет на имеющиеся. Ведь 24 часа ваших суток уже чем-то заполнены! Приступая к новому, придётся отказаться от чего-то другого, на что вы тратите время сейчас. Если речь идёт о бесцельном просмотре телевизора, то всё в порядке. Также неплохо, когда время освобождается из-за того, что к завершению подходит какой-то другой проект. Но проблемы неизбежны, если вам и так трудно найти „окно“ для своих занятий».

Марк Форстер

Не забывайте, что важно знать меру и не перегружать свой день дополнительными обязанностями. Если вы чувствуете, что новая задача будет мешать вашей личной жизни, — сознательно откажитесь от этой задачи.

Срочное — не срочно

Форстер объясняет поведение человека через метафору рационального и реактивного мозга. Рациональный мозг — шеф, который постоянно организует действия остального тела и придумывает план действий исходя из обстоятельств. Реактивный мозг — ящерица, которая не думает при виде вкусного жука, а просто хватает его языком.

«Два важнейших примера поведения, в которых рациональному мозгу необходим контроль над реактивным, — это сопротивление и прокрастинация. Причина того, что мы сопротивляемся выполнению задачи, чаще всего кроется в том, что реактивный мозг воспринимает её как угрозу. Рациональный мозг может сколько угодно рассказывать реактивному мозгу о её важности. Но до тех пор, пока реактивный мозг видит в ней угрозу, он твёрдо держит ногу на тормозе».

Марк Форстер

Реактивный мозг очень полезен, когда возникает чрезвычайная ситуация. Но эта реактивность может сильно мешать в повседневной работе. Когда вам внезапно приходит сообщение в мессенджер, вы можете на автомате его прочитать. А если в этом сообщении какая-то просьба, вы можете неосознанно бросить всё и заниматься только этим. В этот момент и возникает псевдосрочность — вы делаете то, что можно отложить на потом или не делать вообще.

Марк разделяет «срочные» задачи на две группы: форс-мажоры и «в тот же день». В случае форс-мажора всё просто — если начался пожар, вы просто всё бросите и покинете здание. А когда задачу следует сделать в тот же день, её легко можно спутать с пожаром — эту разницу важно понимать, чтобы ваш день не превратился в хаос.

Самый простой способ научиться отличать действительно срочную задачу от несрочной — буфер с входящими запросами. Вместо того чтобы бросать всё и отвечать на импульс, запишите на бумаге то, что вы собираетесь делать:

«[У вас в голове] может быть мысль вроде „не выпить ли кофе?“ или „хм, интересная ссылка“. Но вместо того чтобы пойти за кофе или кликнуть на ссылку, запишите „налить чашку кофе“ или „сходить по ссылке“. Посмотрите, что будет дальше. Если после этого вы таки отправитесь за кофе или перейдёте на сайт, это будет сделано не под влиянием мгновенного импульса, а более взвешенно и рационально. Но, скорее всего, вы решите, что ради подобных мелочей не стоит отвлекаться от работы, и отложите их на потом».

Марк Форстер

Чтобы ваш день был всегда предсказуемым, Форстер советует относить все входящие запросы в категорию «на завтра». Такие задачи проще планировать, их легче выполнить без последствий для личного времени.

«Никогда не реагируйте на что-то немедленно, если ситуация не является по‑настоящему неотложной или ваша работа не предполагает такой реакции. Никогда ничего не делайте в тот же день, если откладывание на завтра не влечёт отрицательных последствий. И эти последствия должны быть значительными, потому что, как правило, некоторые преимущества быстрой реакции несравнимы с тем выигрышем, который человек получает, не делая что-то в тот же день».

Марк Форстер

Закрытый список дел

Как правило, если люди и ведут списки дел, то они всегда «открыты» — в них можно бесконечно записывать новые задачи и поэтому они никогда не заканчиваются. Если вы когда-то вели такие списки, то наверняка замечали, что к концу дня вы не справились с ними до конца.

Закрытый список — противоположность открытому. Обычно его составляют утром перед началом рабочего дня и проводят под списком черту — она означает, что список «закрылся» и новые задачи в него внести больше нельзя. Марк советует организовать свои дела именно так, потому что иначе ваша работа будет выглядеть как «копать отсюда и до вечера»:

«Открытый список — серьёзное препятствие на пути к организованности. Если новые задачи идут сплошным потоком, закончить работу практически невозможно. Поэтому обычно выбирается задание, которое сильнее всего привлекает внимание, а другие оставляются «на потом». В результате копятся невыполненные дела».

Марк Форстер

Открытый списокЗакрытый список
Можно добавлять новые пунктыНельзя добавить ничего нового
Обычно растётОбычно уменьшается
Последовательность важнаПоследовательность не важна
Относительно сложно сделать все делаОтносительно легко сделать все дела
ДемотивируетМотивирует

Очевидно, что не всегда получится откладывать все дела на завтра, если их следует сделать в тот же день. Для этого записывайте их в буфер и только затем вносите в список под черту — чтобы это решение было не реактивным, а осознанным.

В идеальном случае закрытый список «на сегодня» должен выглядеть вот так:

  • дела, запланированные на эту дату некоторое время назад;
  • записанные накануне задачи;
  • пункты, записанные сегодня под чертой (то, что стоит сделать в тот же день).

Важное условие использования закрытого списка — все дела, которые вы в него записали, должны быть сделаны. Марк допускает, что это правило можно нарушить, но будьте готовы к проблемам уже на следующий день — к своим новым делам придётся записывать те, которые вы не сделали вчера. Если это происходит постоянно, задачи будут копиться и у вас возникнет большой долг.

«Допустим, вы стандартно начинаете с самого срочного. Что происходит с несрочным? Вы откладываете эти задачи до тех пор, пока они не станут достаточно неотложными, чтобы привлечь ваше внимание. Начиная с важного, вы откладываете неважное, пока не случится что-то, повышающее статус этих дел».

Марк Форстер

Поэтому записывайте в список столько дел, сколько сможете сделать за день. Начните с 3–4 и постепенно увеличивайте, пока не поймёте, где ваш комфортный уровень.

А вот для чего вам может понадобиться закрытый список, помимо составления дел на день.

Напоминания

Записывайте важные даты в ежедневник, чтобы вы не забывали к ним подготовиться. Весьма удобно, когда вы можете запланировать поход в магазин за пару недель до дня рождения друга, чтобы купить ему подарок.

Управление временем других людей

Если вы работаете в какой-то компании, то неизбежно столкнётесь с тем, что ваша работа будет зависеть от других людей. Правда в том, что большинство действуют реактивно, и ваша задача — пользоваться этим. Старайтесь всегда быть на виду у коллег, чтобы они отвлекались на ваши сообщения, а не на чьи-то ещё. Для этого отмечайте в списке «контрольные точки» — когда, кому и о чём нужно напомнить.

Наблюдение

Вы можете месяц следовать закрытому списку, но внезапно может оказаться так, что к цели вы не двигаетесь или свернули не туда. Чтобы этого избежать, уделяйте время самостоятельной проверке собственных проектов. Это позволит вам заранее исправить ошибки и понять, как успеть к дедлайну.

Обдумывание

Если у вас возникла идея, но вы не понимаете, что с ней сейчас сделать, запишите её на пару недель вперёд. В следующий раз, когда вы наткнётесь на неё в ежедневнике, обстоятельства будут другими и вы сможете спокойно принять решение.

Планирование

Если у вас копятся невыполненные дела, распланируйте их на неделю вперёд, чтобы из одного большого вороха проблем они превратились в несколько маленьких задач. Так вы сможете уделять больше времени важным проектам и при этом не забыть о долгах.

Кстати, закрытый список можно вести в Notion. О том, как им пользоваться, мы писали в отдельной инструкции.

Как разгрести текущий завал

Системой закрытого списка пользоваться трудно, если у вас уже накопилось очень много рабочих «хвостов». Если вы в этом положении начнёте пользоваться системой Марка, то неизбежно попадёте в положение кредитного должника:

«Должники отчаянно пытаются расплатиться, но постоянно тратят деньги, и долг их растёт всё больше. Все усилия окажутся напрасными. В таком положении люди иногда упорно ищут новые источники дохода и рецепты быстрого обогащения в надежде выплатить весь долг сразу. В то же время они продолжают тратить, потому что расходы сами по себе кажутся незначительными по сравнению с огромной массой долга. Таким образом, они только подливают масла в огонь».

Марк Форстер

Если у вас уже много долгов, Марк советует как можно скорее перевести их в режим «актуальной инициативы». Но прежде чем начать его использовать, прекратите набирать новые долги: объявите об этом всем своим коллегам и обеспечьте себе возможность справляться с новыми рабочими задачами, которые неизбежно возникнут. Если вы этого не сделаете, то ваш долг будет бесконечным и вы с ним никогда не рассчитаетесь.

Когда вы обеспечите себе условия для «выплаты» долга, сгребите его в одну папку, чтобы у вас получилась одна большая задача — это и будет ваша актуальная инициатива. Суть метода проста — эту работу нужно делать в первую очередь каждый день.

Делать

Это очевидно, но практика Марка показывает, что люди часто об этом забывают: чтобы дело было сделано, его надо делать. Важно заниматься задачей хотя бы по чуть‑чуть, чтобы она куда‑то шевелилась:

«Если хотите поставить себе определённую временную цель, к которой можно стремиться, пообещайте себе посвящать актуальной инициативе хотя бы пять минут в день. В 90% случаев вы будете заниматься ей дольше пяти минут, а порой заметно дольше. Но даже те самые пять ― это ещё один шаг на пути к успеху».

Марк Форстер

В первую очередь

В любом рабочем месте вокруг вас будут появляться отвлекающие факторы: дома — родные, в коворкинге — друзья, в офисе — коллеги. Актуальная инициатива — большая задача, которая всегда будет вызывать сильное сопротивление. Если не начать заниматься ей сразу, как только вы окажетесь на работе, вас будет отвлекать всё, что с этой задачей не связано.

«Если вы не работаете над актуальной инициативой в первую очередь, до появления помех, вам будет трудно продвигаться вперёд. Справиться с этой проблемой можно так: займитесь инициативой ещё до того, как посмотрите в другую сторону. Не беспокойтесь об остальных делах раньше времени, они найдут себе место в вашем расписании».

Марк Форстер

Каждый день

Любой человек может придумать причину, по которой он не может посвящать одному делу каждый день целый час. Поэтому договоритесь с собой, что будете уделять этому хотя бы пять минут. При этом правилу «каждый день» необязательно следовать неукоснительно. Если вы заранее распланируете себе «дни отгулов», то такие пропуски вы будете воспринимать не как провал, а как стандартный режим работы.

«Имейте в виду, что для вашего мозга неудача — путь к неудаче, а за успехом следует успех. Хотите добиться успеха в чём-то масштабном? Секрет в том, чтобы давать себе множество маленьких шансов на успех по пути к главной цели».

Марк Форстер

Научитесь: Soft Skills for Hard Times Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована