Дизайн
#Мнения

«Дизайн в деталях»: указующий перст

Алёна Сокольникова рассказывает о руке с вытянутым указательным пальцем и его роли в истории графического дизайна и визуальных коммуникаций.

Иллюстрация: Sistine Chapel / Lordalpha1 / Wikimedia Commons / Полина Честнова для Skillbox Media

«Не показывай пальцем!»

Согласно наблюдениям учёных, использование жеста «указывание пальцем на интересующий предмет» появляется у детей до года, предшествуя формированию речи. C помощью сжатой в кулак ладони с вытянутым указательным пальцем люди не только привлекают внимание к чему-то нужному или интересному, но и, например, могут показать дорогу заблудившемуся путнику.

В Великобритании конца XVII века даже делали специальные указательные столбы на развилках дорог. К столбам крепились таблички с названиями ближайших городов или значимых мест, вырезанные в форме руки, указывающей направление. Впоследствии их стали заменять стрелками.

Изображение: Public Domain
Фото: Colin Smith / Wikimedia Commons
Изображение: British cartoon collection

Спортивные болельщики часто надевают крупные и яркие перчатки с вытянутым вверх указательным пальцем или машут пластиковыми фигурками таких рук, закреплёнными на палочках. Эта традиция пришла из США, где таким образом принято желать своей команде или человеку первого места. Прототип такой перчатки был создан из папье-маше в 1971 году студентом Стивом Чмеларом (Steve Chmelar) для университетских соревнований по баскетболу.

Фото: chrismetcalfTV / Flickr

Указывание пальцем может выступать в роли «жеста-регулятора», наделяя использующего его человека властью что-то приказывать другим. Поэтому этот жест часто применяли для образов духовных лидеров и правителей. Яркий пример — знаменитая фреска Микеланджело «Сотворение Адама», на которой изображён Бог, готовый прикоснуться к Адаму вытянутым указательным пальцем и тем самым вдохнуть в него жизнь.

Другой пример — проект статуи Владимира Ленина (1936–1948) скульптора Сергея Меркурова. 100-метровая статуя «вождя, указывающего народу путь», должна была стоять на вершине грандиозного Дворца Советов, который так и не был построен.

Изображение: Sistine Chapel
Фото: Высотные здания в Москве / Гос. изд-во лит. по строительству и архитектуре, 1951 / Berkó Pál / Wikimedia Commons

«Рука епископа»

«Маленькая рука» (maniculum, manicula — lat.), или маникула, также иногда называемая «рукой епископа» (bishop fist) или рядом других англоязычных терминов (mutton fist, index, pointer, pointing hand), — это рукописный знак, встречающийся на полях средневековых книг.

По одной версии, самые ранние образцы относятся к Испании XII в., по другой — к Англии XI в. В XIV–XV веках знак распространился в Италии. Его использовали не только для выделения значимых частей текста, но и чтобы вносить в него исправления или примечания.

Для того чтобы достать до необходимого фрагмента, иллюстраторам иногда приходилось неестественно вытягивать или изгибать пальцы нарисованных рук, создавая фантазийные образы.

Фото: POP / Flickr
Фото: POP / Flickr
Фото: New York Public Library

С началом книгопечатания знак получил более-менее фиксированный вид — крупная мужская рука с декоративным манжетом. Например, американская почта долгое время использовала такое изображение для штампа «Return to sender / to writer». Он обозначал то, что недоставленное письмо нужно вернуть отправителю.

Фото: Stamp Smarter

Викторианская печатная реклама, стремившаяся любой ценой привлечь внимание аудитории, тоже использовала декоративные изображения таких рук. Причём, довольно часто сразу нескольких: пальцы указывали на имя известного актёра, участвующего в театральной постановке или на сумму награды за поимку преступника. Среди известных специалистов по шрифту, разрабатывавших элегантный дизайн для этих знаков, — британский типограф Эрик Гилл.

Фото: Sam Town / Nottingham Trent University / Wikimedia Commons
Фото: Public Domain
Изображение: Third revised specimen book and price list of printing material / Palmer & Rey, 1887 / University of California Libraries

Сегодня цифровые копии таких иллюстраций применяются для ретростилизаций в брендинге, рекламе и даже в социальных плакатах.

Изображение: постер к фильму «Враг народа» / NFDC

«Я выбираю тебя»

Человек, который указывает пальцем прямо на зрителя, помогает сломать «четвёртую стену» — так называемую воображаемую границу между вымышленным миром (театра, кино, иллюстративного пространства книги или плаката) и его аудиторией.

Одним из ранних примеров такого подхода стала американская рекламная кампания безалкогольного напитка «Мокси» (Moxie, 1911). Каждый человек, смотрящий на плакат, мог почувствовать, что продавец обращается с предложением лично к нему.

Фото: Mike Mozart / Flickr
Изображение: The Coca-Cola Company

В дальнейшем этот приём стал популярен в политических и военных плакатах. Среди известных примеров: плакат Альфреда Лира для вербовки солдат — с изображением британского военного секретаря Герберта Китчнера и надписью «Ты нужен» (1914). Аналогичные по сюжету плакаты были сделаны в США (Джеймс Монтгомери Флэгг, 1917), Италии (Ахилл Лучиано Мозан, 1917), Германии (Юлий Уззи Энгельхард, 1919), России (неизвестный автор для белогвардейского движения, 1919, и Дмитрий Моор — для Красной армии, 1920) и во многих других странах.

Изображение: Sammlung Eybl / Plakatmuseum Wien

Интересно, что на американском плакате времён Второй мировой войны «Делаешь ли ты всё, что можешь?» (1942) рука дяди Сэма вылезает из отверстия с рваными краями. Это сделано для усиления эффекта выхода из плоскости листа — в третье измерение.

Изображение: National Archives at College Park

Немецкий дизайнер Карл Герстнер в своём знаменитом плакате «Ты тоже либерал» (1959) использует фотосъёмку с необычно крупного ракурса и с малой глубиной резкости. Благодаря этому лицо и рука человека выглядят размытыми и обобщёнными, а акцент делается на кончике пальца и надписи.

Фото: Karl Gerstner / The Museum of Modern Art

«Пощёчина общественному вкусу»

К началу ХХ века изображение руки с вытянутым указательным пальцем стало узнаваемым визуальным клише в европейской культуре. Большое количество разных вариантов этих элементов хранилось в наборных кассах типографий.

Даже представители радикальных авангардных течений в искусстве — футуристы и дадаисты — использовали «маленькие ручки» в своих работах. Но с совершенно иными целями! В их намеренно хаотическом и хулиганском наборе, являющемся своеобразной «пощёчиной общественному вкусу», вырванная из традиционного контекста строгая и серьёзная «рука» превращается в символ абсурдности устаревших правил и норм.

Изображение: Kurt Schwitters & Theo van Doesburg / Bild-Kunst / Art Gallery of NSW
Poster for Dada Matinée by Theo van Doesburg (1923)
Изображение: Centraal Museum
Изображение: National Gallery of Art / VooDooRocketLLC / Etsy
Афиша выступления Анатолия Пучкова «Футуризм Запада и России», 1914
Изображение: Государственный музей А. С. Пушкина

В психоделическом мультфильме Beatles «Жёлтая подводная лодка» (1968) летающая синяя рука-перчатка — один из отрицательных персонажей, замораживающий тех, на кого указывает палец. Руку, символ цензуры и угнетения, побеждают любовь, творчество, юмор и находчивость главных героев.

Изображение: Nikoloz Molodinashvili / Dribbble

Вероятно, этот образ вдохновил Терри Гиллиама — автора сюрреалистических анимационных заставок для передач и фильмов британской комедийной группы «Монти Пайтон». Там также появляется злобная летающая рука, нарисованная в стиле викторианских плакатов.

Фото: Iamsonotcool / Art Department
Кадр: фильм «Смысл жизни по Монти Пайтону» / Universal Pictures

«Цифровая рука»

Компьютерный курсор в форме руки с вытянутым указательным пальцем появился в 1987 году — в программе HyperCard компании Apple. При перемещении мышки на любой объект, по которому нужно было дополнительно «кликнуть», стандартный курсор-стрелка менялся на изображение руки. Это решение стало толчком к исследованию интерактивных возможностей мыши при создании интуитивного пользовательского интерфейса. А появление «курсора-руки» при наведении мышки на гиперссылку — одним из базовых стандартов веб-дизайна.

Кроме того, этот курсор активно использовался в графических интерфейсах Adobe Photoshop, Adobe Acrobat и во многих видеоиграх 1980–1990-х. Первые шесть символов с белой и чёрной «рукой-указателем», направленной в разные стороны, были введены в стандарт кодирования символов Unicode в 1991 году.

Изображение: Apple
Изображение: Apple
Изображение: Lordalpha1 / Wikimedia Commons

С распространением сенсорных экранов (тачскринов) изображения «руки-курсора» стали дополнять кругами или лучами, расходящимися от кончика вытянутого пальца.

Стали также появляться иконки с изображением других жестов, требующих касания сразу нескольких пальцев. Так многовековая графическая история «маленькой ручки» продолжается.

Изображение: Pixel Perfect / Flaticon

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована