Дитер Рамс: десять правил хорошего дизайна на примере его работ
Как он применял их в своих продуктах и чем они могут помочь современному дизайнеру.


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Дитер Рамс 40 лет работал промышленным дизайнером в Braun. Он создавал дизайн бытовой техники — блендеров, соковыжималок, бритв. В 1960–1980-е годы практически в каждой семье Германии были предметы, над которыми работал Дитер.
Рамс сформулировал десять принципов, которым следуют такие дизайнеры, как Джони Айв, Константин Грчич, Наото Фукасава. Рассказываем, что это за правила, как их использовал сам Дитер и как они повлияли на окружающие вас предметы.
Кстати, обратите внимание, что ни в одном из продуктов Дитера нет противоречий с его принципами.
Принцип №1
Хороший дизайн инновационен
До 1956 года виниловые проигрыватели делали в наглухо закрытых корпусах. Например, так выглядит проигрыватель Dual 300 — его корпус похож на чемодан.

Фото: Pamono
Для винилового проигрывателя SK-4 Дитер сделал прозрачную крышку из оргстекла, чтобы механизмы проигрывателя всегда были видны и на них не попадала пыль. Из-за этого для SK-4 придумали прозвище — «Гроб Белоснежки». Кстати, из того же оргстекла раньше делали окна для кабин самолётов.

Фото: With Associates / Flickr
После SK-4 конкуренты изменили дизайн своих проигрывателей. Они тоже стали делать верхнюю крышку прозрачной, чтобы проигрыватель было видно, даже когда он не работает.

Фото: Just Friends
Дизайнер не только продумывает базовые элементы продукта, но и дополняет его новыми.

Читайте также:
Принцип №2
Хороший дизайн полезен
В пятидесятые годы Германия отстраивалась после войны и строила новое жильё. В новых квартирах не было места для громоздких шкафов и сервантов, которые были популярны в первой половине 1940-х. Людям нужна была многофункциональная и немассивная мебель.

Фото: Pamino
Дитер разработал для Vitsoe систему стеллажей «606». В них есть полки для открытого хранения и ящики для вещей, которые не должны быть на виду. Благодаря этому «606» можно комфортно использовать и в спальне, и на кухне, и в рабочем кабинете.

Фото: Vitsœ
Подобные системы стеллажей производят разные компании. Вот, например, универсальный стеллаж IKEA — его спроектировали так, чтобы его можно было использовать в разных комнатах.

Фото: IKEA
Дизайнер проектирует продукт так, чтобы его польза была очевидна.
Принцип №3
Хороший дизайн эстетичен
До того как Дитер Рамс взялся за дизайн радиоприёмников, они выглядели примерно как Stradella от Nordmende. Функцию свою выполняет — можно выбирать, какую волну слушать. Но над эстетикой радио тогда никто не задумывался.

Фото: Wikimedia Commons
Дитер придумал дизайн радиоприёмника Braun T1000. В 1963 году на немецкой радиовыставке он стал лучшим среди конкурентов — с технической и эстетической точки зрения.

Фото: Museum der Dinge
Позже и Nordmende переняла дизайн приёмника T1000 для своих продуктов. Дизайн устройств стал лаконичнее.

Фото: Tom Göbel / Etsy
Предметы, которые окружают человека, формируют его эстетический интеллект. Если предмет красивый, им хочется пользоваться чаще.
Принцип №4
Хороший дизайн понятен
В пятидесятые годы интерфейс зажигалки был сложным. Чтобы появился огонь, нужно было знать, куда нажать и откуда появится пламя.

Фото: Sally Antiques
Дитер Рамс сделал дизайн зажигалки T2 предельно понятным. У неё на корпусе только одна большая кнопка — человеку сразу ясно, что произойдёт, если на неё нажать.

Фото: Only / Once Shop
Теперь этот принцип стал стандартным — у большинства современных зажигалок, даже самых дешёвых, всего одна кнопка.

Фото: Cricket Lighters
Дизайнер проектирует продукт так, чтобы пользователи не путались в элементах. Если есть возможность упростить навигацию и взаимодействие, то это нужно сделать.
Принцип №5
Хороший дизайн ненавязчив
В конце пятидесятых карманные радиоприёмники были новым продуктом на рынке и выглядели как General Electric 674. Почти у всех устройств оттенок металла, цвет корпуса и элементов управления контрастируют между собой.

Фото: Joe Haupt / Flickr
Дитер сделал дизайн корпуса радиоприёмника T3 сдержанным по цвету и форме. Дизайн интерфейса решён понятными элементами — куда показывает стрелка, такую станцию радио играет.

Фото: dasprogramm
Компания Nachrichtenelektronik Greifswald переняла дизайн и логичность интерфейса T3 и создала радиоприёмник G1020.

Фото: DDR Museum
Дизайнер проектирует продукт с учётом его назначения. Дизайн не должен отвлекать от функции излишним декором.
Принцип №6
Хороший дизайн честен
Калькуляторы пятидесятых — это гаджет, в котором можно запутаться. Например, у модели MG-880 от Casio есть режимы игры и калькулятора — обычный пользователь может не сразу об этом догадаться. А над каждой кнопкой есть дополнительные надписи, значения которых не всегда понятны.

Фото: truckdriver / Carousell
Калькулятор Braun ET66 сразу показывает, что он может делать и как им пользоваться. В устройстве нет лишних режимов, а над кнопками никаких ребусов. Дизайн — понятный, функции — очевидны.

Фото: Only / Once Shop
Позже и Casio сделала дизайн калькуляторов понятнее. Цвета кнопок подсказывают главные функции, а единственная надпись ON не отвлекает во время вычислений. По этому же принципу спроектированы калькуляторы в Android, iOS, Windows и macOS.

Фото: CASIO
Дизайнер проектирует продукт так, чтобы он не вводил пользователя в заблуждение.
Принцип №7
Хороший дизайн продуман
У телевизоров в пятидесятых был деревянный корпус, как у модели Philips Starenkasten. Такой дизайн плохо сочетался с интерьером квартир того времени, а расположение элементов управления путало — крутилки расположены слишком близко, а подписи очень мелкие.

Фото: Marcels TV museum
В 1964 году Дитер придумывает дизайн телевизора Braun FS80. Чтобы пользователю было удобно, управление вынесено в нижнюю часть прибора. Благодаря подставке не нужно покупать ещё один комод. Корпус выполнен из металла и пластика, которые портятся не так быстро, как дерево.

Фото: Future Forms
Конкуренты переняли дизайн телевизоров у Дитера. Бренд Grundig выпустил W 7600 через девять лет после Braun. Принцип устройства интерфейса не изменился.

Фото: Catawiki
Дизайнер при создании продукта опирается на опыт пользователей и решает их проблему.
Принцип №8
Хороший дизайн долговечен
В 1950–1960-х годах Германия восстанавливалась после войны, и людям нужна была новая мягкая мебель для маленьких квартир. Тогда производители делали её функциональной, но её дизайн не был продуман настолько, чтобы его цитировали до сих пор.

Фото: ullstein bild / ullstein bild / Getty Images
Дитер Рамс разработал дизайн кресел «620» для Vitsoe в 1962 году. Эту модель выпускают до сих пор. Добавились варианты цветов обивки, но их конструкция не изменилась.

Фото: Vitsœ
Мебель в стиле модерн становится популярна благодаря спокойной форме и компактности. Дизайнер Ханс Вегнер в 1970 году создаёт кресло по мотивам модели «620».

Фото: Carl Hansen
Дизайнер разрабатывает продукт так, чтобы он дольше был актуальным. Он не опирается на тренды, а работает вне времени.
Принцип №9
Хороший дизайн экологичен
Соковыжималки в семидесятых делали из пластика. Чтобы получить сок, человек давил на корпус — из-за этого они часто ломались. Отремонтировать пластиковые детали не получится — только выбрасывать и покупать новую соковыжималку.

Фото: NeospaceObjects / Etsy
Дитер разработал дизайн для электрической соковыжималки MPZ 21. Если какая-то деталь прибора ломалась, то в сервисном центре можно было её починить. Braun до сих пор выпускает эту соковыжималку и комплектующие к ней. Изменилось только название — Tribute.

Фото: Braun
Принцип экологичности не только о том, что технику можно отремонтировать, но и в том, из какого материала она сделана. Например, Bosch делает соковыжималки из пластика, который при разложении в почве не отравляет её.

Фото: Bosch Global
Дизайнер проектирует продукт из натуральных или менее токсичных материалов. Разрабатывает продукты так, чтобы они дольше служили и их можно было отремонтировать.
Принцип №10
Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна
В пятидесятых годах колонки были не самым популярным гаджетом. У них массивный корпус из дерева — из-за этого они похожи на кухонные шкафчики.

Фото: audiolux-86 / eBay
Дитер разработал дизайн колонки LE1 без декора. Она выглядит красиво благодаря материалам — перфорированная передняя панель, тонкая рамка из алюминия и ножки из глянцевого металла. При этом спереди даже нет логотипа производителя.

Фото: Braun
Принцип «Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна» переняли конкуренты. Например, Ampex сделал очень похожую колонку:

Фото: STAN’S GEAR LOCKER / Reverb
Дизайнеру, когда он проектирует продукт, нужно вовремя остановиться. Не скрыть суть продукта декором.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!