Дизайн
#подборки

Дитер Рамс: десять правил хорошего дизайна на примере его работ

Как он применял их в своих продуктах и чем они могут помочь современному дизайнеру.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Дитер Рамс 40 лет работал промышленным дизайнером в Braun. Он создавал дизайн бытовой техники — блендеров, соковыжималок, бритв. В 1960–1980-е годы практически в каждой семье Германии были предметы, над которыми работал Дитер.

Рамс сформулировал десять принципов, которым следуют такие дизайнеры, как Джони Айв, Константин Грчич, Наото Фукасава. Рассказываем, что это за правила, как их использовал сам Дитер и как они повлияли на окружающие вас предметы.

Кстати, обратите внимание, что ни в одном из продуктов Дитера нет противоречий с его принципами.

Принцип №1


Хороший дизайн инновационен

До 1956 года виниловые проигрыватели делали в наглухо закрытых корпусах. Например, так выглядит проигрыватель Dual 300 — его корпус похож на чемодан.

Проигрыватель Dual 300, 1950 год
Фото: Pamono

Для винилового проигрывателя SK-4 Дитер сделал прозрачную крышку из оргстекла, чтобы механизмы проигрывателя всегда были видны и на них не попадала пыль. Из-за этого для SK-4 придумали прозвище — «Гроб Белоснежки». Кстати, из того же оргстекла раньше делали окна для кабин самолётов.

Проигрыватель Braun SK-4, 1956 год
Фото: With Associates / Flickr

После SK-4 конкуренты изменили дизайн своих проигрывателей. Они тоже стали делать верхнюю крышку прозрачной, чтобы проигрыватель было видно, даже когда он не работает.

Dual Golden stone, 1994 год
Фото: Just Friends

Дизайнер не только продумывает базовые элементы продукта, но и дополняет его новыми.

Принцип №2


Хороший дизайн полезен

В пятидесятые годы Германия отстраивалась после войны и строила новое жильё. В новых квартирах не было места для громоздких шкафов и сервантов, которые были популярны в первой половине 1940-х. Людям нужна была многофункциональная и немассивная мебель.

Типичный представитель мебели 1940-х годов в Германии
Фото: Pamino

Дитер разработал для Vitsoe систему стеллажей «606». В них есть полки для открытого хранения и ящики для вещей, которые не должны быть на виду. Благодаря этому «606» можно комфортно использовать и в спальне, и на кухне, и в рабочем кабинете.

Система стеллажей Vitsoe 606, 1960 год
Фото: Vitsœ

Подобные системы стеллажей производят разные компании. Вот, например, универсальный стеллаж IKEA — его спроектировали так, чтобы его можно было использовать в разных комнатах.

Стеллаж IKEA, Elvarli
Фото: IKEA

Дизайнер проектирует продукт так, чтобы его польза была очевидна.

Принцип №3


Хороший дизайн эстетичен

До того как Дитер Рамс взялся за дизайн радиоприёмников, они выглядели примерно как Stradella от Nordmende. Функцию свою выполняет — можно выбирать, какую волну слушать. Но над эстетикой радио тогда никто не задумывался.

Радиоприёмник Nordmende, Stradella 1960
Фото: Wikimedia Commons

Дитер придумал дизайн радиоприёмника Braun T1000. В 1963 году на немецкой радиовыставке он стал лучшим среди конкурентов — с технической и эстетической точки зрения.

Радиоприёмник Braun T1000, 1963 год
Фото: Museum der Dinge

Позже и Nordmende переняла дизайн приёмника T1000 для своих продуктов. Дизайн устройств стал лаконичнее.

Радиоприёмник Nordmende, Corvette, 1975 год
Фото: Tom Göbel / Etsy

Предметы, которые окружают человека, формируют его эстетический интеллект. Если предмет красивый, им хочется пользоваться чаще.

Принцип №4


Хороший дизайн понятен

В пятидесятые годы интерфейс зажигалки был сложным. Чтобы появился огонь, нужно было знать, куда нажать и откуда появится пламя.

Зажигалка Ibelo, 1950 год
Фото: Sally Antiques

Дитер Рамс сделал дизайн зажигалки T2 предельно понятным. У неё на корпусе только одна большая кнопка — человеку сразу ясно, что произойдёт, если на неё нажать.

Зажигалка Braun T2, 1968
Фото: Only / Once Shop

Теперь этот принцип стал стандартным — у большинства современных зажигалок, даже самых дешёвых, всего одна кнопка.

Зажигалка Cricket, Electronic Mini
Фото: Cricket Lighters

Дизайнер проектирует продукт так, чтобы пользователи не путались в элементах. Если есть возможность упростить навигацию и взаимодействие, то это нужно сделать.

Принцип №5


Хороший дизайн ненавязчив

В конце пятидесятых карманные радиоприёмники были новым продуктом на рынке и выглядели как General Electric 674. Почти у всех устройств оттенок металла, цвет корпуса и элементов управления контрастируют между собой.

Карманный радиоприёмник General Electric 675, 1955 год
Фото: Joe Haupt / Flickr

Дитер сделал дизайн корпуса радиоприёмника T3 сдержанным по цвету и форме. Дизайн интерфейса решён понятными элементами — куда показывает стрелка, такую станцию радио играет.

Карманный радиоприёмник Braun T3, 1958 год
Фото: dasprogramm

Компания Nachrichtenelektronik Greifswald переняла дизайн и логичность интерфейса T3 и создала радиоприёмник G1020.

Карманный радиоприёмник Nachrichtenelektronik Greifswald G1020, 1986 год
Фото: DDR Museum

Дизайнер проектирует продукт с учётом его назначения. Дизайн не должен отвлекать от функции излишним декором.

Принцип №6


Хороший дизайн честен

Калькуляторы пятидесятых — это гаджет, в котором можно запутаться. Например, у модели MG-880 от Casio есть режимы игры и калькулятора — обычный пользователь может не сразу об этом догадаться. А над каждой кнопкой есть дополнительные надписи, значения которых не всегда понятны.

Калькулятор Casio MG-880, 1980 год
Фото: truckdriver / Carousell

Калькулятор Braun ET66 сразу показывает, что он может делать и как им пользоваться. В устройстве нет лишних режимов, а над кнопками никаких ребусов. Дизайн — понятный, функции — очевидны.

Калькулятор Braun ET66, 1987 год
Фото: Only / Once Shop

Позже и Casio сделала дизайн калькуляторов понятнее. Цвета кнопок подсказывают главные функции, а единственная надпись ON не отвлекает во время вычислений. По этому же принципу спроектированы калькуляторы в Android, iOS, Windows и macOS.

Калькулятор Casio HL-820VA, 2005 год
Фото: CASIO

Дизайнер проектирует продукт так, чтобы он не вводил пользователя в заблуждение.

Принцип №7


Хороший дизайн продуман

У телевизоров в пятидесятых был деревянный корпус, как у модели Philips Starenkasten. Такой дизайн плохо сочетался с интерьером квартир того времени, а расположение элементов управления путало — крутилки расположены слишком близко, а подписи очень мелкие.

Телевизор Philips Starenkasten, 1952 год
Фото: Marcels TV museum

В 1964 году Дитер придумывает дизайн телевизора Braun FS80. Чтобы пользователю было удобно, управление вынесено в нижнюю часть прибора. Благодаря подставке не нужно покупать ещё один комод. Корпус выполнен из металла и пластика, которые портятся не так быстро, как дерево.

Телевизор Braun FS80, 1964 год
Фото: Future Forms

Конкуренты переняли дизайн телевизоров у Дитера. Бренд Grundig выпустил W 7600 через девять лет после Braun. Принцип устройства интерфейса не изменился.

Телевизор Grundig W 7600, 1973 год
Фото: Catawiki

Дизайнер при создании продукта опирается на опыт пользователей и решает их проблему.

Принцип №8


Хороший дизайн долговечен

В 1950–1960-х годах Германия восстанавливалась после войны, и людям нужна была новая мягкая мебель для маленьких квартир. Тогда производители делали её функциональной, но её дизайн не был продуман настолько, чтобы его цитировали до сих пор.

​​Типичная гостиная в Германии пятидесятых
Фото: ullstein bild / ullstein bild / Getty Images

Дитер Рамс разработал дизайн кресел «620» для Vitsoe в 1962 году. Эту модель выпускают до сих пор. Добавились варианты цветов обивки, но их конструкция не изменилась.

Кресло Vitsoe 620, 1962 год
Фото: Vitsœ

Мебель в стиле модерн становится популярна благодаря спокойной форме и компактности. Дизайнер Ханс Вегнер в 1970 году создаёт кресло по мотивам модели «620».

Кресло Hans J. Wegner CH101, 1970 год
Фото: Carl Hansen

Дизайнер разрабатывает продукт так, чтобы он дольше был актуальным. Он не опирается на тренды, а работает вне времени.

Принцип №9


Хороший дизайн экологичен

Соковыжималки в семидесятых делали из пластика. Чтобы получить сок, человек давил на корпус — из-за этого они часто ломались. Отремонтировать пластиковые детали не получится — только выбрасывать и покупать новую соковыжималку.

Ручная соковыжималка DBP Antwerp, 1970-е годы
Фото: NeospaceObjects / Etsy

Дитер разработал дизайн для электрической соковыжималки MPZ 21. Если какая-то деталь прибора ломалась, то в сервисном центре можно было её починить. Braun до сих пор выпускает эту соковыжималку и комплектующие к ней. Изменилось только название — Tribute.

Соковыжималка Braun MPZ 21, 1972 год
Фото: Braun

Принцип экологичности не только о том, что технику можно отремонтировать, но и в том, из какого материала она сделана. Например, Bosch делает соковыжималки из пластика, который при разложении в почве не отравляет её.

Соковыжималка Bosch VitaPress MCP3500N
Фото: Bosch Global

Дизайнер проектирует продукт из натуральных или менее токсичных материалов. Разрабатывает продукты так, чтобы они дольше служили и их можно было отремонтировать.

Принцип №10


Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна

В пятидесятых годах колонки были не самым популярным гаджетом. У них массивный корпус из дерева — из-за этого они похожи на кухонные шкафчики.

Колонка Stephens Trusonic 80FR, 1958 год
Фото: audiolux-86 / eBay

Дитер разработал дизайн колонки LE1 без декора. Она выглядит красиво благодаря материалам — перфорированная передняя панель, тонкая рамка из алюминия и ножки из глянцевого металла. При этом спереди даже нет логотипа производителя.

Колонка Braun LE1, 1959 год
Фото: Braun

Принцип «Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна» переняли конкуренты. Например, Ampex сделал очень похожую колонку:

Колонки Ampex 406, 1970 год
Фото: STAN’S GEAR LOCKER / Reverb

Дизайнеру, когда он проектирует продукт, нужно вовремя остановиться. Не скрыть суть продукта декором.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия 3D-художник Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована