Дитер Рамс: десять правил хорошего дизайна на примере его работ
Как он применял их в своих продуктах и чем они могут помочь современному дизайнеру.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Дитер Рамс 40 лет работал промышленным дизайнером в Braun. Он создавал дизайн бытовой техники — блендеров, соковыжималок, бритв. В 1960–1980-е годы практически в каждой семье Германии были предметы, над которыми работал Дитер.
Рамс сформулировал десять принципов, которым следуют такие дизайнеры, как Джони Айв, Константин Грчич, Наото Фукасава. Рассказываем, что это за правила, как их использовал сам Дитер и как они повлияли на окружающие вас предметы.
Кстати, обратите внимание, что ни в одном из продуктов Дитера нет противоречий с его принципами.
Принцип №1
Хороший дизайн инновационен
До 1956 года виниловые проигрыватели делали в наглухо закрытых корпусах. Например, так выглядит проигрыватель Dual 300 — его корпус похож на чемодан.
Для винилового проигрывателя SK-4 Дитер сделал прозрачную крышку из оргстекла, чтобы механизмы проигрывателя всегда были видны и на них не попадала пыль. Из-за этого для SK-4 придумали прозвище — «Гроб Белоснежки». Кстати, из того же оргстекла раньше делали окна для кабин самолётов.
После SK-4 конкуренты изменили дизайн своих проигрывателей. Они тоже стали делать верхнюю крышку прозрачной, чтобы проигрыватель было видно, даже когда он не работает.
Дизайнер не только продумывает базовые элементы продукта, но и дополняет его новыми.
Читайте также:
Принцип №2
Хороший дизайн полезен
В пятидесятые годы Германия отстраивалась после войны и строила новое жильё. В новых квартирах не было места для громоздких шкафов и сервантов, которые были популярны в первой половине 1940-х. Людям нужна была многофункциональная и немассивная мебель.
Дитер разработал для Vitsoe систему стеллажей «606». В них есть полки для открытого хранения и ящики для вещей, которые не должны быть на виду. Благодаря этому «606» можно комфортно использовать и в спальне, и на кухне, и в рабочем кабинете.
Подобные системы стеллажей производят разные компании. Вот, например, универсальный стеллаж IKEA — его спроектировали так, чтобы его можно было использовать в разных комнатах.
Дизайнер проектирует продукт так, чтобы его польза была очевидна.
Принцип №3
Хороший дизайн эстетичен
До того как Дитер Рамс взялся за дизайн радиоприёмников, они выглядели примерно как Stradella от Nordmende. Функцию свою выполняет — можно выбирать, какую волну слушать. Но над эстетикой радио тогда никто не задумывался.
Дитер придумал дизайн радиоприёмника Braun T1000. В 1963 году на немецкой радиовыставке он стал лучшим среди конкурентов — с технической и эстетической точки зрения.
Позже и Nordmende переняла дизайн приёмника T1000 для своих продуктов. Дизайн устройств стал лаконичнее.
Предметы, которые окружают человека, формируют его эстетический интеллект. Если предмет красивый, им хочется пользоваться чаще.
Принцип №4
Хороший дизайн понятен
В пятидесятые годы интерфейс зажигалки был сложным. Чтобы появился огонь, нужно было знать, куда нажать и откуда появится пламя.
Дитер Рамс сделал дизайн зажигалки T2 предельно понятным. У неё на корпусе только одна большая кнопка — человеку сразу ясно, что произойдёт, если на неё нажать.
Теперь этот принцип стал стандартным — у большинства современных зажигалок, даже самых дешёвых, всего одна кнопка.
Дизайнер проектирует продукт так, чтобы пользователи не путались в элементах. Если есть возможность упростить навигацию и взаимодействие, то это нужно сделать.
Принцип №5
Хороший дизайн ненавязчив
В конце пятидесятых карманные радиоприёмники были новым продуктом на рынке и выглядели как General Electric 674. Почти у всех устройств оттенок металла, цвет корпуса и элементов управления контрастируют между собой.
Дитер сделал дизайн корпуса радиоприёмника T3 сдержанным по цвету и форме. Дизайн интерфейса решён понятными элементами — куда показывает стрелка, такую станцию радио играет.
Компания Nachrichtenelektronik Greifswald переняла дизайн и логичность интерфейса T3 и создала радиоприёмник G1020.
Дизайнер проектирует продукт с учётом его назначения. Дизайн не должен отвлекать от функции излишним декором.
Принцип №6
Хороший дизайн честен
Калькуляторы пятидесятых — это гаджет, в котором можно запутаться. Например, у модели MG-880 от Casio есть режимы игры и калькулятора — обычный пользователь может не сразу об этом догадаться. А над каждой кнопкой есть дополнительные надписи, значения которых не всегда понятны.
Калькулятор Braun ET66 сразу показывает, что он может делать и как им пользоваться. В устройстве нет лишних режимов, а над кнопками никаких ребусов. Дизайн — понятный, функции — очевидны.
Позже и Casio сделала дизайн калькуляторов понятнее. Цвета кнопок подсказывают главные функции, а единственная надпись ON не отвлекает во время вычислений. По этому же принципу спроектированы калькуляторы в Android, iOS, Windows и macOS.
Дизайнер проектирует продукт так, чтобы он не вводил пользователя в заблуждение.
Принцип №7
Хороший дизайн продуман
У телевизоров в пятидесятых был деревянный корпус, как у модели Philips Starenkasten. Такой дизайн плохо сочетался с интерьером квартир того времени, а расположение элементов управления путало — крутилки расположены слишком близко, а подписи очень мелкие.
В 1964 году Дитер придумывает дизайн телевизора Braun FS80. Чтобы пользователю было удобно, управление вынесено в нижнюю часть прибора. Благодаря подставке не нужно покупать ещё один комод. Корпус выполнен из металла и пластика, которые портятся не так быстро, как дерево.
Конкуренты переняли дизайн телевизоров у Дитера. Бренд Grundig выпустил W 7600 через девять лет после Braun. Принцип устройства интерфейса не изменился.
Дизайнер при создании продукта опирается на опыт пользователей и решает их проблему.
Принцип №8
Хороший дизайн долговечен
В 1950–1960-х годах Германия восстанавливалась после войны, и людям нужна была новая мягкая мебель для маленьких квартир. Тогда производители делали её функциональной, но её дизайн не был продуман настолько, чтобы его цитировали до сих пор.
Дитер Рамс разработал дизайн кресел «620» для Vitsoe в 1962 году. Эту модель выпускают до сих пор. Добавились варианты цветов обивки, но их конструкция не изменилась.
Мебель в стиле модерн становится популярна благодаря спокойной форме и компактности. Дизайнер Ханс Вегнер в 1970 году создаёт кресло по мотивам модели «620».
Дизайнер разрабатывает продукт так, чтобы он дольше был актуальным. Он не опирается на тренды, а работает вне времени.
Принцип №9
Хороший дизайн экологичен
Соковыжималки в семидесятых делали из пластика. Чтобы получить сок, человек давил на корпус — из-за этого они часто ломались. Отремонтировать пластиковые детали не получится — только выбрасывать и покупать новую соковыжималку.
Дитер разработал дизайн для электрической соковыжималки MPZ 21. Если какая-то деталь прибора ломалась, то в сервисном центре можно было её починить. Braun до сих пор выпускает эту соковыжималку и комплектующие к ней. Изменилось только название — Tribute.
Принцип экологичности не только о том, что технику можно отремонтировать, но и в том, из какого материала она сделана. Например, Bosch делает соковыжималки из пластика, который при разложении в почве не отравляет её.
Дизайнер проектирует продукт из натуральных или менее токсичных материалов. Разрабатывает продукты так, чтобы они дольше служили и их можно было отремонтировать.
Принцип №10
Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна
В пятидесятых годах колонки были не самым популярным гаджетом. У них массивный корпус из дерева — из-за этого они похожи на кухонные шкафчики.
Дитер разработал дизайн колонки LE1 без декора. Она выглядит красиво благодаря материалам — перфорированная передняя панель, тонкая рамка из алюминия и ножки из глянцевого металла. При этом спереди даже нет логотипа производителя.
Принцип «Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна» переняли конкуренты. Например, Ampex сделал очень похожую колонку:
Дизайнеру, когда он проектирует продукт, нужно вовремя остановиться. Не скрыть суть продукта декором.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!