Дизайн
#статьи

12 вредных привычек дизайнера

Они мешают зарабатывать, портят здоровье и карму.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Под «вредными привычками» вы, скорее всего, понимаете курение, думскроллинг, неспособность пообедать без телефона в руке. Но у фрилансеров, дизайнеров на удалёнке и тех, кто работает в студиях, есть отдельный топ токсичных и саморазрушающих шаблонов поведения. Особенно — у джунов.

Мы решили откровенно о них рассказать. И если вы можете поставить галочку напротив минимум трёх из этих двенадцати пунктов, это серьёзный повод для самоанализа!

Работать без предоплаты

Эту привычку приобрести легко. Вы начинающий и пока стесняетесь просить аванс, боитесь, что вообще не справитесь с проектом, поэтому берётесь за него бесплатно и с надеждой на полный расчёт в конце. Всё проходит успешно: клиент скидывает немного правок по дизайну, парочку — по тексту, вы их обрабатываете, работа принята, оплата перечислена.

Настолько удачно всё может складываться несколько раз подряд, и это вызовет полную уверенность в том, что вы рождены под счастливой дизайнерской звездой... До первого опыта с исчезнувшим заказчиком или первого комментария: «Это не соответствует ТЗ, сотрудничество не продолжаем». (Потом вы увидите свой дизайн, за который не получили ни рубля, в реализации).

Кадр: фильм «Джокер» / Warner Bros. Pictures

Перерабатывать сотни правок без оплаты

Не прописывать в договоре объём «бесплатных» правок и границу, после которой вы включите счётчик, — вредно для здоровья физического и ментального.

Бывают клиенты, которые дают чёткое и ясное ТЗ, уверенно комментируют и согласовывают промежуточные этапы. От них вы, скорее всего, на финале получите несколько мелких правок, которые сможете быстро обсудить и проработать.

Но в своей карьере вы обязательно откроете мир других заказчиков. Вы будете получать от них десятки и сотни комментариев по поводу всего. И не только от тех, с кем познакомились на встрече и прописывали бриф: правки будут лететь от неизвестных имён, аккаунтов и в любое время дня и ночи. И вы будете переделывать проект снова и снова — десяток итераций по цене одной.

Кадр: фильм «Лучше звоните Солу» / Sony Pictures Television

Работать по выходным и ждать от клиентов того же

Работать в неконвенциональное время и в дни, назначенные государствами для отдыха, неполезно. Это приводит к выгоранию, десоциализации и к неприятно длинным чекам из аптеки.

Но намного хуже, когда дизайнер ждёт от своих визави того же: пишет им сообщения и комментарии в воскресенье, требует немедленных ответов и впадает во фрустрацию от того, что моментальной реакции с той стороны нет.

Не уважать work-life balance других людей — вредная привычка. Работайте над собой: нажимайте в мессенджере кнопку «Запланировать отправку на…».

Кадр: фильм «Сияние» / Warner Bros.

В работе общаться только по работе

Можно быть топовым профессионалом, играючи разбираться во всех функциях Adobe Illustrator, Blender и Glyphs, формулировать идеальные промпты для Stable Diffusion и всегда отдавать работу за сутки до дедлайна. Но ваш контакт не будут передавать из рук в руки, если вы не человек.

Общаться с коллегами и заказчиками только по рабочим вопросам — плохая привычка. Вы, скорее всего, личность с интересами, событиями в жизни и реакциями на происходящее, и, как ни странно, клиент — тоже. Задавать вопросы о летнем отпуске, отношении к сериалу «Слово пацана» и даже иногда говорить «а вот у меня…» — не грех. Благодаря этому между людьми появляются личные отношения, а благодаря личным отношениям появляется нетворкинг и контракты.

Кадр: фильм «Американский психопат» / Lions Gate Films

Только работать

Есть закон Паркинсона: «Работа занимает всё отведённое на неё время». Для фрилансеров и тех, кто работает на удалёнке, формулировка расширенная: «Работа занимает вообще всё время, все силы, всё внимание и все эмоции. И ещё немного сверху».

Погружаться без остатка в работу вредно не только для ментального здоровья. Если туннельно смотреть на свои занятия и не интересоваться тем, что происходит вокруг, можно серьёзно навредить карьере и собственному развитию.

Рефлексировать в специально отведённое для этого время в календаре и выныривать из Figma, чтобы увидеть себя и свои проекты в масштабе вечности, — это важно.

Кадр: фильм «Игры разума» / DreamWorks Pictures

Соглашаться на всё

Время — это абстракция, движущееся подобие вечности, растяжение души и плоский круг. А когда дизайнер старается вместить в него каждый заказ, проект, задачу и ещё одно дельце, оно превращается в орудие пытки.

Браться за всю работу, не уметь отказываться от невмещаемого — это плохая привычка всех фрилансеров. Как раз из-за этого они горят, выгорают и берут кредиты на курсы по осознанности.

Кадр: фильм «Всё везде и сразу» / A24

Пренебрегать документами и учётом финансов

Можно как угодно круто орудовать сетками и начищать пиксели до блеска, но какой в этом толк, если от сообщения «срочно нужен акт и заказ» весь день летит к чертям?

Беспорядок в документах ведёт к ночным пробуждениям с вопросом: «Где мой СНИЛС?» Беспорядок в коммерческих предложениях и договорах ведёт к тому, что одному клиенту попадёт документ для другого. Беспорядок в актах ведёт к зависшим оплатам.

А беспорядок в учёте расходов и доходов всегда ведёт к потерям и быстрокредитам. Потому что, оказывается, надо срочно и одновременно оплатить Adobe, налоги, зимнюю резину и зубного.

Кадр: фильм «Отчёт о пытках» / Amazon MGM Studios

Уходить в режим призрака

Не на все сообщения и письма хочется отвечать. Не на все вопросы получается ответить немедленно. Но нет более токсичной поведенческой черты, чем не отвечать коллегам и заказчикам днями и неделями. Или уходить в гостинг — не реагировать на сообщения совсем.

Безусловно, у письменной коммуникации есть классная особенность — можно легально брать паузы и не реагировать моментально. Но в рабочем общении на вопрос «Олег, где макет?» всё-таки лучше отвечать не позже чем через сутки.

А то заказы на макеты иссякнут.

Кадр: сериал «Наследники» / HBO Entertainment

Скрывать стоимость услуг

В прекрасном капитализме будущего все участники рынка чётко и ясно понимают, как складывается цена, какие факторы влияют на стоимость дизайна и почему заказчик должен платить не только за фактические секунды движения курсора по макету, но и за часы скроллинга по чужим «аренам» и библиотекам.

Вредная привычка делать расчёты непрозрачными отдаляет это прекрасное будущее.

Кадр: сериал «Мистер робот» / Prime Video

Обсуждать ТЗ в дизайн-чатах, а не с заказчиком

Для эффективных дизайн-процессов важно общение. Но у многих дизайнеров есть рефлекс: задавать вопросы кому угодно, только не самому заказчику логотипа, лендинга или баннера.

Вредная привычка — ходить по дизайн-чатам, показывать ТЗ и спрашивать, что хотел заказчик. Ещё хуже — показывать проект случайным людям в интернете и просить оценку.

Кадр: сериал «Офис» / Universal Television

Верить, что дедлайн — это 23:59

Хорошие дизайнеры всегда выдерживают дедлайны. Но и у хороших дизайнеров может быть вредная привычка: работать так, будто они в сцене из боевика, где у героя есть десять секунд на обезвреживание страшной бомбы.

Соблюдать сроки — это хорошо. Делать это формально или с героическим преодолением, лишь бы не перевернулся календарь, — не особенно полезно. Ни для обратного захвата дизайнерского серотонина, ни для мировой гармонии в целом.

Всё же адекватнее отдать проект следующим утром, а не во что бы то ни стало успеть до 00:00.

Кадр: фильм «Нефть» / Paramount Vantage

Не проверять права доступа

Копировать, вставить, отправить, и работа окончена! Но нет. Ведь через несколько часов заказчик обнаруживает, что не может открыть ссылку или приступить к комментариям.

Это не самый неприятный сценарий: дизайнер даже может оказаться в этот момент на связи и поправить доступ. Может быть хуже: вы не перепроверили, что отправляете, и у заказчика появились полные права. И вот он видит все ваши эмоционально-лексические упражнения в названиях фреймов и компонентов, где вы выражали своё отношение к проекту, клиенту и небесной несправедливости…

От вредной привычки бросать ссылки заказчику без перепроверки доступа мы тоже рекомендуем избавляться.

Кадр: фильм «Невыносимая тяжесть огромного таланта» / Lionsgate

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована