12 вредных привычек дизайнера
Они мешают зарабатывать, портят здоровье и карму.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Под «вредными привычками» вы, скорее всего, понимаете курение, думскроллинг, неспособность пообедать без телефона в руке. Но у фрилансеров, дизайнеров на удалёнке и тех, кто работает в студиях, есть отдельный топ токсичных и саморазрушающих шаблонов поведения. Особенно — у джунов.
Мы решили откровенно о них рассказать. И если вы можете поставить галочку напротив минимум трёх из этих двенадцати пунктов, это серьёзный повод для самоанализа!
Работать без предоплаты
Эту привычку приобрести легко. Вы начинающий и пока стесняетесь просить аванс, боитесь, что вообще не справитесь с проектом, поэтому берётесь за него бесплатно и с надеждой на полный расчёт в конце. Всё проходит успешно: клиент скидывает немного правок по дизайну, парочку — по тексту, вы их обрабатываете, работа принята, оплата перечислена.
Настолько удачно всё может складываться несколько раз подряд, и это вызовет полную уверенность в том, что вы рождены под счастливой дизайнерской звездой... До первого опыта с исчезнувшим заказчиком или первого комментария: «Это не соответствует ТЗ, сотрудничество не продолжаем». (Потом вы увидите свой дизайн, за который не получили ни рубля, в реализации).
Перерабатывать сотни правок без оплаты
Не прописывать в договоре объём «бесплатных» правок и границу, после которой вы включите счётчик, — вредно для здоровья физического и ментального.
Бывают клиенты, которые дают чёткое и ясное ТЗ, уверенно комментируют и согласовывают промежуточные этапы. От них вы, скорее всего, на финале получите несколько мелких правок, которые сможете быстро обсудить и проработать.
Но в своей карьере вы обязательно откроете мир других заказчиков. Вы будете получать от них десятки и сотни комментариев по поводу всего. И не только от тех, с кем познакомились на встрече и прописывали бриф: правки будут лететь от неизвестных имён, аккаунтов и в любое время дня и ночи. И вы будете переделывать проект снова и снова — десяток итераций по цене одной.
Работать по выходным и ждать от клиентов того же
Работать в неконвенциональное время и в дни, назначенные государствами для отдыха, неполезно. Это приводит к выгоранию, десоциализации и к неприятно длинным чекам из аптеки.
Но намного хуже, когда дизайнер ждёт от своих визави того же: пишет им сообщения и комментарии в воскресенье, требует немедленных ответов и впадает во фрустрацию от того, что моментальной реакции с той стороны нет.
Не уважать work-life balance других людей — вредная привычка. Работайте над собой: нажимайте в мессенджере кнопку «Запланировать отправку на…».
В работе общаться только по работе
Можно быть топовым профессионалом, играючи разбираться во всех функциях Adobe Illustrator, Blender и Glyphs, формулировать идеальные промпты для Stable Diffusion и всегда отдавать работу за сутки до дедлайна. Но ваш контакт не будут передавать из рук в руки, если вы не человек.
Общаться с коллегами и заказчиками только по рабочим вопросам — плохая привычка. Вы, скорее всего, личность с интересами, событиями в жизни и реакциями на происходящее, и, как ни странно, клиент — тоже. Задавать вопросы о летнем отпуске, отношении к сериалу «Слово пацана» и даже иногда говорить «а вот у меня…» — не грех. Благодаря этому между людьми появляются личные отношения, а благодаря личным отношениям появляется нетворкинг и контракты.
Только работать
Есть закон Паркинсона: «Работа занимает всё отведённое на неё время». Для фрилансеров и тех, кто работает на удалёнке, формулировка расширенная: «Работа занимает вообще всё время, все силы, всё внимание и все эмоции. И ещё немного сверху».
Погружаться без остатка в работу вредно не только для ментального здоровья. Если туннельно смотреть на свои занятия и не интересоваться тем, что происходит вокруг, можно серьёзно навредить карьере и собственному развитию.
Рефлексировать в специально отведённое для этого время в календаре и выныривать из Figma, чтобы увидеть себя и свои проекты в масштабе вечности, — это важно.
Соглашаться на всё
Время — это абстракция, движущееся подобие вечности, растяжение души и плоский круг. А когда дизайнер старается вместить в него каждый заказ, проект, задачу и ещё одно дельце, оно превращается в орудие пытки.
Браться за всю работу, не уметь отказываться от невмещаемого — это плохая привычка всех фрилансеров. Как раз из-за этого они горят, выгорают и берут кредиты на курсы по осознанности.
Пренебрегать документами и учётом финансов
Можно как угодно круто орудовать сетками и начищать пиксели до блеска, но какой в этом толк, если от сообщения «срочно нужен акт и заказ» весь день летит к чертям?
Беспорядок в документах ведёт к ночным пробуждениям с вопросом: «Где мой СНИЛС?» Беспорядок в коммерческих предложениях и договорах ведёт к тому, что одному клиенту попадёт документ для другого. Беспорядок в актах ведёт к зависшим оплатам.
А беспорядок в учёте расходов и доходов всегда ведёт к потерям и быстрокредитам. Потому что, оказывается, надо срочно и одновременно оплатить Adobe, налоги, зимнюю резину и зубного.
Уходить в режим призрака
Не на все сообщения и письма хочется отвечать. Не на все вопросы получается ответить немедленно. Но нет более токсичной поведенческой черты, чем не отвечать коллегам и заказчикам днями и неделями. Или уходить в гостинг — не реагировать на сообщения совсем.
Безусловно, у письменной коммуникации есть классная особенность — можно легально брать паузы и не реагировать моментально. Но в рабочем общении на вопрос «Олег, где макет?» всё-таки лучше отвечать не позже чем через сутки.
А то заказы на макеты иссякнут.
Скрывать стоимость услуг
В прекрасном капитализме будущего все участники рынка чётко и ясно понимают, как складывается цена, какие факторы влияют на стоимость дизайна и почему заказчик должен платить не только за фактические секунды движения курсора по макету, но и за часы скроллинга по чужим «аренам» и библиотекам.
Вредная привычка делать расчёты непрозрачными отдаляет это прекрасное будущее.
Читайте также:
Обсуждать ТЗ в дизайн-чатах, а не с заказчиком
Для эффективных дизайн-процессов важно общение. Но у многих дизайнеров есть рефлекс: задавать вопросы кому угодно, только не самому заказчику логотипа, лендинга или баннера.
Вредная привычка — ходить по дизайн-чатам, показывать ТЗ и спрашивать, что хотел заказчик. Ещё хуже — показывать проект случайным людям в интернете и просить оценку.
Верить, что дедлайн — это 23:59
Хорошие дизайнеры всегда выдерживают дедлайны. Но и у хороших дизайнеров может быть вредная привычка: работать так, будто они в сцене из боевика, где у героя есть десять секунд на обезвреживание страшной бомбы.
Соблюдать сроки — это хорошо. Делать это формально или с героическим преодолением, лишь бы не перевернулся календарь, — не особенно полезно. Ни для обратного захвата дизайнерского серотонина, ни для мировой гармонии в целом.
Всё же адекватнее отдать проект следующим утром, а не во что бы то ни стало успеть до 00:00.
Не проверять права доступа
Копировать, вставить, отправить, и работа окончена! Но нет. Ведь через несколько часов заказчик обнаруживает, что не может открыть ссылку или приступить к комментариям.
Это не самый неприятный сценарий: дизайнер даже может оказаться в этот момент на связи и поправить доступ. Может быть хуже: вы не перепроверили, что отправляете, и у заказчика появились полные права. И вот он видит все ваши эмоционально-лексические упражнения в названиях фреймов и компонентов, где вы выражали своё отношение к проекту, клиенту и небесной несправедливости…
От вредной привычки бросать ссылки заказчику без перепроверки доступа мы тоже рекомендуем избавляться.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!