Коллаборации дизайнеров: лид‑дизайнер о том, как выстроить эффективные процессы в студии
Рассказываем, как применять инструмент коллабораций так, чтобы находить креативные решения и не тратить деньги впустую.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Мы привыкли, что работу над дизайн-проектами ведёт один креативный дизайнер. Но если проект объёмный, сложный и с коротким дедлайном, один человек может не справиться. В такой ситуации поможет коллаборация — совместная работа нескольких разных по специализации дизайнеров. Инструмент нельзя назвать волшебной палочкой, но вот сэкономить бюджет и время студии он точно поможет.
О том, как организовать коллаборации и руководить ими, рассказал лид-дизайнер Серёжа Подковыркин.
Для чего нужны коллаборации
Коллаборация решает те же задачи, что и один креативный дизайнер. Однако она обеспечивает более глубокое погружение в проект и масштабность его представления в разных каналах коммуникации: например, при разработке сложной дизайн-системы или во время поиска нетривиального решения.
Основные задачи коллаборации:
- Разработка концепции и определение ключевых элементов.
- Их визуализация, то есть как эти смыслы отражаются на разных носителях.
- Анализ технического исполнения (как его реализовать и использовать в жизни).
- План развития. Проект, в том числе его дизайн, — это живой организм, поэтому важно учитывать дальнейшие обновления уже на старте.
Как понять, стоит ли собирать коллаборацию
Коллаборация подходит не всем студиям. Часто проекты лучше отдавать одному исполнителю: например, когда большое масштабирование на носители не нужно. Коллаборация обходится дорого, так как приходится совмещать в проекте сразу несколько разных специалистов с узкими навыками, опытом, знаниями и, соответственно, высоким ценником.
Чтобы понять, выгодна ли коллаборация для проекта, нужно учитывать его объём и бюджет. Разработка дизайн-системы для большой и старой корпорации — это огромная работа, ценник которой, как правило, 1,5–2 миллиона рублей, а у создания айдентики для стартапа — более «скромный». В первом случае привлечение творческих специалистов окупится бюджетом проекта, а во втором — нет.
Также важны сроки. Коллаборация помогает решать большие задачи быстрее, чем физически способен один дизайнер.
Мы работали со стартапом в сфере рекрутинга в ИТ, где была чёткая идея на старте и небольшой пул носителей. Мы с креативным дизайнером придумали несколько метафор для айдентики, применили их к небольшому пакету носителей, и это стало удачным стартом для дальнейшего развития фирменного стиля.
Какие есть плюсы и минусы коллабораций
Плюсы:
- Прежде всего, это развивает творческие способности у дизайнеров, когда новое неожиданное взаимодействие по проекту рождает уникальный подход.
- Позволяет делиться опытом и, если есть такая цель, — разрушать рамки выполнения системных задач.
- Выстраиваются доверительные отношения для эффективной работы.
- Дизайнеры учатся быстро и коллективно решать большие задачи за короткие сроки.
Минусы:
- Работа неэффективна, если не налажена коммуникация в команде, — лид-дизайнер не поймёт концепт и не сможет верно донести ценность проекта до клиента.
- Сложно подобрать людей для проекта — неопытный лид может неправильно собрать команду (не учесть специфику их работы, навыки, сильные стороны), что в результате выльется в потерю денег и неэффективный результат.
- Высокая стоимость коллаборации — если вы работаете в формате Time & Material, то кост коллаборации будет стоить студии х3 и более. Но если бюджеты клиента и формат проекта позволяют это, то коллаборация окупится и денежно, и качественным результатом.
Коллаборация — это не просто несколько дизайнеров, которые делают один проект. Это разный подход с точки зрения решения задач и методов у разных специалистов в рамках одного проекта.
Например, в коллаборации креативного дизайнера и моушна дизайнеры продумывают техническую часть, концепцию и визуализацию всей идеи — как это будет работать вместе. А также как будет отрисован продукт, какие графические приёмы можно использовать для большей выразительности.
Кто определяет состав коллаборации и кто её контролирует
Организацией и наблюдением занимается лид-дизайнер. Также он — ключевое звено в решениях и контролирует не только результат, но и весь порядок проекта, планы, операционку.
С точки зрения процесса решения разумно привлекать в коллаборацию специалистов, мышление и порядок работы которых лид хорошо знает. Таким образом, для него результат проекта будет предсказуем. При этом не стоит жёстко регламентировать процесс — лучше давать специалистам свободу творчества. Так дизайнер становится более ответственным и растёт быстрее.
Это мой личный подход, который не раз давал крутые результаты: и когда я двигал пиксели сам, и когда стал лидом. В коллаборациях есть и свобода творчества, которой не хватает в коммерческом дизайне, и общение между разными специалистами, и прокачивание не только софт-скиллов, но и хардов.
Сколько человек брать в коллаборацию
- Чем больше участников, тем больше разных мнений и сложностей в планировании проекта, придётся дольше искать компромисс.
- Меньше трёх — это пара или один, а в такой коллаборации мало смысла.
- Три человека — оптимальное количество специалистов на сложный и большой проект, который закрывает несколько сторон дизайн-системы: веб, принт-носители и диджитал. И чтобы учесть все нюансы не только в концепте, но и при разработке носителей или приёмов, требуются узконаправленные специалисты:
У нас был проект с IT-компанией, которая хотела показать в айдентике взаимодействие с сервисом. Для команды мы разработали конструктор иллюстраций, благодаря которому можно быстро собирать и показывать такую историю. Помимо креативного дизайнера, который создавал концепцию, и веб-дизайнера, который помогал всё адаптировать в интерфейс сервиса, мы также привлекли иллюстратора для отрисовки пакета изображений и motion-дизайнера, чтобы показать наработки в движении.
Здесь коллаба нужна была чисто технически — веб не умеет рисовать, а креативный дизайнер не рисует в такой стилистике, которая была нужна. Ну и моушн, чтобы всё подвигать :)
Как строится взаимодействие в коллаборации и какие недопонимания могут возникнуть в процессе
Дизайнерам очень удобно общаться в общем чате (например, в Telegram) и работать в Figma. Мы в студии использовали Discord: работали, обсуждали идеи, вносили правки, смеялись.
Чтобы в процессе не возникало недопониманий, основным участникам важно развивать дружеские отношения и лояльный подход друг к другу в команде. Плюс каждый в коллаборации должен быть искренне заинтересован в результате. Это важно, к слову, не только в коллаборации, но и во всей работе студии.
У нас не бывает проблем, когда собираем коллаборации, так как команда у нас дружная: все понимают друг друга, готовы помочь и уважают позицию и мнение каждого. Собрать таких ребят рядом очень сложно, но в результате вы сможете объединить их в коллаб, не боясь непонимания. Даже если вдруг возникает дискуссия, то она заканчивается компромиссом и обязательным локальным мемом :)
Коллаб для меня — всегда круто. Я люблю работать с несколькими дизайнерами параллельно, слушать, общаться, обмениваться опытом, смеяться! Это крутой формат для органического развития навыков, без дрессировок и экзаменов :)
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Другие материалы о работе в дизайн-студиях
- Гипотезы в продуктовом дизайне
- «Дизайн — это работа»: что нужно уметь дизайнеру, кроме Photoshop и Figma
- «Сделай завтра»: простые правила тайм-менеджмента для дизайнера
- Софт‑скиллы для успеха в дизайн‑сфере: опыт дизайн‑студии
- «Плох стажёр, который не хочет стать арт-директором»: как найти работу джуниор‑дизайнеру