Тропы в дизайне: от сложных смыслов к простым образам
Аллюзии, аллегория, аналогия и другие приёмы в визуальных решениях.
 
 
Тропы — это мощный инструмент дизайнера: они превращают абстрактные идеи в эмоционально заряженные образы и упрощают сложные сообщения.
Digital-дизайнер Flowwow рассказывает, как применять тропы и чего лучше избегать.

Никита Дёмин
В дизайне уже шесть лет. Работал в концертных агентствах, возглавлял дизайн-отдел в международных event-проектах. В маркетплейсе цветов и подарков Flowwow работает digital-дизайнером в B2B-направлении.
Что такое тропы
Изначально это термин из филологии: к тропам относят аллегорию, иронию, олицетворение, метафору, гиперболу. В языке без таких оборотов речь была бы сухой и буквальной: вместо «железного характера» пришлось бы говорить «очень настойчивый человек», а вместо «гореть идеей» — «быть до крайности увлечённым».
Визуальная среда без тропов страдала бы так же: картины, скульптуры и архитектура теряли бы глубину и эмоциональность.

Изображение: Tate Britain

Фото: Calouste Gulbenkian Museum / Google Arts and Culture

Изображение: Frattura Scomposta Contemporary Art / Google Arts and Culture
Использовать тропы — значит говорить ёмко о сложном: у зрителя возникают ассоциации, которые помогают ему понять суть без погружения в сотни деталей. Они не только работают как универсальный язык образов и этим упрощают коммуникацию, но и обогащают визуальный контекст, что делает дизайн осмысленным и вдохновляющим.

Какие тропы бывают в дизайне
Троп можно использовать в любой области — от продуктового дизайна до коммуникационного, и в рутине, и в творческих задачах. Посмотрим, что именно встречается в дизайне и как можно интерпретировать филологические термины в нашей работе.
Аллегория — это изображение абстрактного термина или явления конкретным образом.
- Так, в рекламной кампании 1960-х годов для Volkswagen Beetle («Жук») использовали минималистичные визуальные решения и слоган Think small («Думай мелко». Это фраза отсылает к штампу Think Big — «думай, то есть планируй, по-крупному и будешь успешен»). Изображение маленького автомобиля на белом фоне — аллегория настоящего жука.
В этой кампании «Жука» противопоставляют крупным и роскошным автомобилям того времени, подчёркивая доступность, практичность и экономичность маленькой машины.

- Ещё одним ярким примером может стать классическая обложка книги Ф. Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби». Изображение ярких огней и силуэтов — аллегория на обманчивую роскошь и пустоту американской мечты.
Этот дизайн отражает основные темы романа: поиск счастья, тщетность идеалов и контраст между внешним блеском и внутренней пустотой.

Метафора — это обозначение одного объекта через признаки другого. Визуальные метафоры добавляют в дизайн смысловую глубину, а также экономят пространство, ведь образ компактнее подробных текстов.
Правильно подобранная метафора в визуальных коммуникациях усиливает интерес к бренду, а его стиль делает узнаваемым.

Читайте также:
- Например, логотип Apple — это надкушенное яблоко. В христианстве яблоко символизирует знание, к которому приобщились Адам и Ева. Откусить его означает стать обладателем этих знаний.

- В креативе для Tabasco попавшая на початок кукурузы капля острого соуса превратила зёрна в попкорн. «Острый» — на английском hot, оно же — «горячий», а зёрна кукурузы превращаются в попкорн при нагревании.

Аналогии — буквальные сравнения, и они тоже позволяют сжать смысл до лаконичного образа. Аналогия появляется там, где у предметов или их свойств есть сходство.
Метафора переносит значение, свойство с одного объекта на другой, а визуальная аналогия — это прямое сравнение.

Фото: IKEA
В коммуникациях Flowwow есть видеоформат под названием «Линчевание магазинов». По факту это так называемая прожарка, где продавцы маркетплейса позволяют другим прямолинейно разбирать их ошибки и сильные стороны. Подложка в виде огня даёт аналогию именно с прожаркой как физическим действием.
Такой формат подойдёт не каждому бренду, но у Flowwow довольно неформальный tone of voice. К тому же мы сделали огонь неагрессивным, и он отрисован градиентом в наших фирменных цветах.


Читайте также:
Ирония подразумевает использование слов или образов в обратном значении. Часто иронию используют в мемах, чтобы за счёт «обмана» зацепить внимание и вызвать смех или хотя бы улыбку.
Например, Spotify поместил на рекламу ироничный мем формата «я — тоже я» про самообман. В этом креативе сервис ещё и показывает, что у них есть плейлисты, а также «приучает» к своей айдентике.

Изображение: Spotify
Аллюзия в дизайне — это, как правило, отсылка к общеизвестным культурным образам и их интерпретация. Такой приём в визуальных коммуникациях позволяет вызвать у целевой аудитории мгновенную эмоциональную реакцию.
Например, обложка книги «Заводной апельсин» Энтони Бёрджесса стилизована под рекламную графику 1960-х, которая была прекрасно знакома современникам. Этот дизайн содержит отсылку к массовой культуре и индустриализации, тем самым подчёркивает ключевые идеи романа. Аллюзия здесь усиливает провокационность произведения, добавляет броской картинке глубину и контекст.

Изображение: Penguin Books
Гипербола — это преувеличение, а в контексте дизайна я бы говорил про гигантизм. Такой приём как минимум помогает быстро привлечь внимание зрителя.
Например, в рекламе солнцезащитного крема его тюбик будто создаёт огромную тень для всего пляжа, тем самым защищая людей от солнца. Это классическая гипербола: обычная вещь превратилась в нечто грандиозное.
В этом примере вызывающе огромный размер объекта подчёркивает защитные свойства продукта — получилась визуальное сообщение, что это не просто крем, а мощный барьер от солнца.


Скриншот: сайт Jomor Design / Skillbox Media
Главное здесь — не переборщить с масштабом, чтобы гипербола не перекрыла суть, а акцентировала внимание на главной идее.
В прошлом году мы последовали тренду на гигантизм в дизайне и решили использовать этот троп в рекламной кампании к 14 февраля. В креативы добавили увеличенные фигуры самых популярных товаров: фикусов, клубники в шоколаде. Концепция была в том, чтобы подать идею большой любви через объекты.

В дизайне можно использовать ещё один вид стилизации — пародию, комическое подражание.
Как правило, пародия бывает на какое-то популярное культурное явление: картину, фильм, мем. Дизайнеру важно выбрать объект, который известен его аудитории, а саму пародию сделать узнаваемой.
Например, картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» известна людям по всему миру, и бренды зачастую прибегают к её образу в своих креативах. Но такой приём — вызов для дизайнера: здесь нужно остроумно объединить несколько культурных контекстов, а это сложно.

Как подбирать тропы
Правильный троп в дизайне может стать визитной карточкой бренда, но подбирать их следует осознанно и подготовившись.
- Проанализируйте свою аудиторию.
Чем глубже вы понимаете её, тем больше идей можете сгенерировать. Знать возраст и гендер недостаточно — в идеале нужны полноценные портреты: где живут, чем занимаются на работе и в свободное время, какие медиа читают и в каких социальных сетях потребляют контент.
Дизайнеру важно выбирать считываемые, но уникальные образы, а это невозможно сделать без знания своих клиентов и зрителей.

Изображение: Santiago Nicolas Smud / Behance
- Давайте аудитории символы.
Ёмкий, цепкий визуальный образ можно создать. Когда-то изображение корзины для бумаги не означало место, куда попадают удалённые файлы, а горящая лампочка не означала идею. Но это может быть сложно и долго, ведь нужно не только его придумать, но и приучить к нему пользователя.
Поэтому быстрее будет обращаться к тому, что уже есть в культуре и интуитивно понятно. Например, как отсылка к хлопушке в креативе McDonalds: эта аналогия праздничного полёта конфетти понятна всем.

- Избегайте клише.
Клише — это повторение элемента без контекста.
Для продавцов на Flowwow мы делаем инструкции в соцсетях. Например, даём рекомендации, как оформить карточку товара — в таких публикациях на обложки мы добавляем иллюстрацию рук со смартфоном. Этот элемент указывает, что мы на практике показываем настройку.
А вот если клишированное изображение рук со смартфоном добавить в видео с рецептами, то оно будет вызывать диссонанс (ведь со смартфоном в руках не готовят еду) и выглядеть неуместно.

- Не злоупотребляйте приёмами.
Не стоит добавлять больше одного тропа на изображение — в противном случае креатив станет перегруженным и сложным для восприятия для большой части вашей аудитории.

Изображение: Bakoom Studio / Behance

Изображение: liya liinature / Behance
- Развивайте удачные решения в систему.
Составить портрет аудитории один раз недостаточно — важно постоянно изучать показатели креативов в рекламных кампаниях, анализировать, почему у одного результаты оказались выше, а у другого ниже. Это помогает найти наиболее эффективные элементы в дизайне, которые можно развивать в фирменный визуальный язык.
Так, у Flowwow, как и у многих брендов, связанных с растениями, на логотипе цветок. Однако наш цветок адаптивный: поскольку на маркетплейсе продаются не только букеты, но и торты или другие подарки, логотип может преобразоваться в них.

- Смело пользуйтесь ИИ.
Едва ли искусственный интеллект сгенерирует уникальную идею, но с его помощью можно создать базу идей «с первой полки» и уже после просеивать её и раскручивать зачатки потенциально полезного.
А когда основное решение уже найдено, ИИ можно сгенерировать несколько вариантов дизайна на его основе, чтобы визуализировать варианты. Мой главный рабочий инструмент для генерации изображений — Midjourney, а докручиваю их я в Recraft.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                    
 
                     
                                     
                                     
                                     
                                    