Фрикадельки убегают через забор, или Не трогайте демпферы
Арт-директор Стас Жицкий делится размышлениями, может ли логотип звучать громко и насколько допустимо хулиганство в брендинге.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Стас Жицкий
Дизайнер, художник, арт-директор, копирайтер, колумнист, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. Обладатель более 30 премий и наград в области дизайна, в том числе Good Design и RedDot. Член жюри фестивалей Cannes Lions, Eurobest, AD Stars.
Автор книги «Притчетерапия, или Книга смыслей о маркетинге» (в соавторстве с Сергеем Кужавским). Был постоянным автором журнала «Сноб», публиковался в журнале о графическом дизайне [кАк), изданиях «Креативный директор», «Ведомости».
Вы играли на рояле,
Тонкий профиль наклоня,
Вы меня не замечали,
Будто не было меня.
Из роскошного «Стенвея»
Дивных звуков нёсся рой,
Я стоял,
Благоговея,
Перед вашею игрой.
И всё то, что в жизни прежней
Испытать мне довелось,
В этой музыке нездешней
Странным образом сплелось.
Страсть,
Надежды,
Горечь,
Радость,
Жар любви
И лёд утрат,
Оттрезвонившая младость,
Наступающий закат.
Слёзы брызнувшие пряча,
Я стоял лицом к стене,
И забытый вальс
Собачий
Рвал на части
Душу мне.
Игорь Иртеньев
Должен ли (может ли) логотип транслировать эмоцию — и насколько активно? — спросил я себя, придумывая очередной логотип для, в общем-то, довольно весёлого продукта.
Этот вопрос навёл меня на столь глубокие философские размышления, что логотип я придумывать перестал и сел записывать свои соображения (тем более что логотип не придумывался).
И как же я захотел себе ответить? Должен, может, но неактивно.
Гипертрофированная эмоция сиюминутна, хоть и оправдана вашим энтузиазмом внутри момента. Но пройдёт месяц/полгода/год — и ваши глаза, возможно, будут гореть совсем по другому поводу, а логотип упрямо продолжит нести миру устаревший эмоциональный месседж — «Собачий вальс». Хотя лично для вас на этот момент актуальнее будет какое-нибудь «Кошачье танго». Так что лучше немножко наступить на горло собственной, пусть и идущей от души, песне, приглушить своё форте и сыграть эту мелодию несколько аккуратнее.
Давайте расскажу про «форте». У традиционного фортепиано имеется (минимум) две педали. Если на них не давить, то струны остаются немножко прижатыми глушителями — они называются «демпферы».
Если нажать на правую педаль, то демпферы поднимаются, и струнам звучать ничего не мешает, пока они не успокоятся самостоятельно. Если нажать на левую — то наоборот: молоточки, привязанные к клавишам, и вовсе лупят не по всем трём струнам, как положено, а только по двум (да и то приглушённо).
Думаю, при исполнении своего музыкального… окей, дизайнерского произведения педали лучше не трогать и убрать ноги под табуретку. «Громкий» логотип очень скоро надоест публике — ну сколько можно наблюдать, как вы лупите по клавишам со всей дури?.. «Тихий» логотип мало кто заметит (не такая уж и проблема, если честно, но мы её рассмотрим как-нибудь в другой колонке). Как пел в своё время вовсе не знакомый нынешнему поколению Константин Никольский:
«Я птица слабая, мне тяжело лететь,
Я тот, кто перед смертью еле дышит.
Но как ни трудно мне об этом петь,
Я всё-таки пою, ведь кто-нибудь услышит».
Менять настроение бренда вы можете без особого участия логотипа путём подкручивания коммуникационных настроек — а логотип пусть уж остаётся какой-никакой константой в изменчивом мире. Под который особо прогибаться не стоит, как пел другой исполнитель, чуть более известный, — Андрей Макаревич (объявлен в России иностранным агентом). Но и уповать на то, что мир прогнётся под вас, — тоже немножко опрометчиво. Особенно если вы бизнесмен, а не перманентно оппонирующий миру рок-музыкант.
Был у меня такой случай… Лет двадцать назад пришли ко мне люди с запросом на логотип магазина всяких дизайнерских товаров, и я решил немножко подхулиганить и заодно полениться за их деньги. Я попросил каждого из участников творческого бизнеса нарисовать по одной букве (в нескольких вариантах) для этого лого: букв было четыре, участников — три, я нарисовал ещё одну. А потом склеил наиболее сочетаемые буквы в дурацкое лого. Получилось весело — примерно как «Собачий вальс».
Но — нежизнеспособно. Как показала неумолимая практика, хулиганить здорово в логотипировании какой-нибудь разовой истории — концерт, спектакль, выставка, акция… Если же логотип делается с многолетним прицелом, оказывается, что бренд с развесёлой рожей не может постоянно эту рожу корчить искренне: от души надавленная правая педаль позволила звуку свободно вырваться на волю, а эта воля не пошла ему на пользу — слушатель устал.
Пришлось через пару лет переделывать логотип на взрослый и более нейтральный. Так он и выглядит до сих пор. Хотя уже даже и профиль бизнеса изменился.
А всё потому, что ноги я убрал под табуретку. Не могу сказать, что они всегда там, но я себя регулярно одёргиваю.
Кстати, если лупить по дизайнерским клавишам со всей эмоциональной дури, то всё равно достучаться до потребителя семантически правильно получается далеко не всегда. То, что мы называем «Собачий вальс», японцы именуют «Я наступил на кошку», китайцы «Маршем воров», а датчане и вовсе дали название этой композиции «Фрикадельки убегают через забор».
Читайте в предыдущих выпусках:
- Совершай манипуляции внимательно: логотипы, безыскусность которых спасает жизни
- Знаки, сделанные руками: как культурный контекст влияет на восприятие знака
- Специфика «пацифика»: как логотип становится значимым для множества людей
- LONG LIVE THE LOGO! Почему бизнес невозможен без логотипа
- Похоронное бюро «Русалка»: должен ли логотип соответствовать бизнесу
- Новые ворота для баранов: чем редизайн отличается от рестайлинга и ребрендинга
Курс
Эффективный руководитель
Вы научитесь разрабатывать стратегию, ставить цели, создавать бизнес‑процессы и комфортный климат в команде. Найдёте точки роста в своей компании, сможете претендовать на повышение или масштабировать бизнес.
Узнать про курс