Визуальный код: Колизей в Риме
Когда он появился, что в нём особенного и где можно встретить референсы самого знаменитого амфитеатра.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Римский Колизей, также известный как амфитеатр Флавиев, — символ Италии и одно из новых чудес света.
Раньше Колизей был местом сбора римлян. На арене амфитеатра проводили гладиаторские бои, казни, театрализованные представления. Теперь это одна из главных достопримечательностей мира.
Однако образ Колизея используют не только в сфере туризма, но и в искусстве, дизайне, маркетинге — как правило, когда нужно сделать акцент на локации или вызвать ассоциацию с Античностью.
История римского Колизея
Основное строительство амфитеатра пришлось на 72–80 годы н. э., сначала во время правления Тита Флавия Веспасиана, а затем — его сына (и полного тёзки).
Тит-старший пришёл к власти после падения деспотичного императора Нерона. В центре Рима располагался его дворец вместе с прилегающим парком и озером. Взойдя на трон, Тит решил оборвать связь с наследием бывшего правителя: во дворце разместили государственные учреждения, а озеро засыпали. На его месте как раз и возвели Колизей — место, доступное для народа.
Во времена расцвета Римской империи Колизей был местом «хлеба и зрелищ», но после набегов варваров и гражданской смуты пришёл в упадок. В VI веке арену амфитеатра использовали как кладбище, а в арках и комнатах обустраивали жильё и мастерские. Не раз здание страдало от землетрясений, после которых его долго восстанавливали.
В XVIII–XIX веках римские папы стали больше заботиться о сохранности здания: проводить реконструкции, укрепления. В XX веке древний амфитеатр стал объектом наследия ЮНЕСКО.
Как выглядит Колизей снаружи и внутри
У Колизея форма овала, его размер примерно 189×156 метров, высота стен — 48–50 метров. Конструкция держится на 80 столбах и стенах, лучами расходящихся от центра.
Изначально здание было трёхуровневым, однако в 80-х годах н. э. римский император Домициан распорядился достроить четвёртый этаж-галерею, чтобы в Колизее помещалось больше людей. В разное время амфитеатр вмещал 50–80 тысяч зрителей.
Места для посетителей были оборудованы на кольцевых уровнях — разные ярусы были предназначены для определённых категорий римлян, в зависимости от их социального статуса. Входы и лестницы для разных уровней тоже были отдельными. Система коридоров была настолько продуманной, что её до сих пор используют в качестве чертежа для строительства современных футбольных стадионов.
Нижняя часть амфитеатра, гипогея, представляла собой сложную систему коридоров и подвалов с подъёмными механизмами, откуда на арену выводили рабов, гладиаторов и диких зверей.
По периметру трёх нижних уровней идут ряды симметричных арок и колонн, верхний ярус украшен пилястрами — плоскими вертикальными выступами прямоугольного сечения. Арки на втором и третьем этаже раньше обрамляли статуи мифических персонажей.
Устройство Колизея было довольно технологичным: была оборудована раздвижная парусная крыша, которая защищала гостей от дождя и сильного ветра в непогоду, — велариум. Навес приводили в движение с помощью сложной системы канатов. Для проведения реконструкции морских сражений арену подтапливали на метр водой с помощью акведуков.
Арена диаметром 83×48 метров состояла из деревянного настила, покрытого песком. Сам Колизей построен из кусков травертинового известняка, скреплённых железными скобами, мрамора и кирпича. После землетрясения в 1349 году часть южного фасада обвалилась, и отколовшиеся камни использовали для строительства других римских зданий.
Где можно встретить знакомый образ
«Повторяя» Колизей, авторы (архитекторы, дизайнеры, художники и другие мастера) делают акцент на узнаваемой цилиндрической форме, многоярусности и аркадах. Иногда референс амфитеатра используют дословно, а иногда узнать его можно только по ассоциациям.
Архитектура
В 1970-х годах в Москве построили два круглых девятиэтажных панельных дома по проекту архитектора Евгения Стамо и инженера Александра Маркелова. Они сделаны из типовых панельных блоков, соединённых под углом в пределах 6°.
Диаметр каждого дома-кольца составляет 155 метров, в замкнутый двор ведут шесть арок. Из-за необычной структуры у внутренних помещений форма трапеции. Неизвестно, вдохновлялись ли авторы проекта именно римским амфитеатром, но из-за формы здания стали называть московскими колизеями.
Точно образом Колизея вдохновлялись архитекторы одноимённого жилого комплекса в Ижевске. У здания форма полукруга, состоящего из сегментов разной высоты — визуальная отсылка к оригинальному Колизею, часть которого стала ниже после разрушений. Отделка на разных ярусах фасада имитирует арки и пилястры — также узнаваемые.
В 2019 году в Сиднее построили концертный зал Sydney Coliseum Theatre по проекту бюро COX Architecture. Цилиндрическое здание с изогнутой крышей выглядит минималистично благодаря простому оформлению: белая штукатурка, тёплое дерево, серый камень. Деревянная лестница визуально делит интерьер с высоким потолком на ярусы.
В 1940 году, при Муссолини, в Риме появился новый Колизей — квадратный. Официальное название — Palazzo della Civilta Italiana. Это образец архитектуры фашизма: симметричный, подчинённый рационализму, с большим количеством свободного пространства внутри. Но с опорой на культурные традиции: с многочисленными арками и рядом античных скульптур в основании.
Отсылки к Колизею можно встретить в оформлении интерьеров. Например, тайваньский дизайнер Брюс Ли превратил в амфитеатр полки книжного магазина.
Живопись
В Новое время художники многих стран путешествовали в Рим. Итогом этих паломничеств стали многочисленные картины — в том числе с изображением Колизея.
Кино
Если действие кино происходит в Риме, с большой вероятностью там будут кадры Колизея. Герои «Римских каникул» точно не могли пропустить это место в своих приключениях.
В фильме «Путь дракона» схватка персонажей Брюса Ли и Чака Норриса происходила в Колизее. Продакшен не смог получить разрешения на съёмки в самом амфитеатре, поэтому эту сцену снимали в павильоне.
Маркетинг
В 2004 году Pepsi выпустила рекламный ролик со звёздным составом. Бритни Спирс, Пинк и Бейонсе в образе гладиаторш вышли на арену, но вместо боя сложили оружие, спели We Will Rock You и раздали императорскую Pepsi народу. Ролик снимали на фоне декораций, а масштаб дорисовывали с помощью CGI.
Графический дизайн
Дизайнеры также часто используют образ Колизея в проектах, где нужно подчеркнуть историческую составляющую или сделать отсылку к Италии.
Промышленный дизайн
Конечно, образ Колизея тиражируют в промышленном дизайне — и не только в сувенирной продукции.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!