Дизайн
#статьи

«Классические шрифты». Что это может значить?

Строгость форм, гармония и порядок — это Times New Roman или Gill Sans?

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

В формальных классификациях шрифтов не найти чёткого понятия «классические». Но и дизайнеры, и заказчики, и просто читатели используют это обозначение — и, кажется, разные люди подразумевают под этим совсем разную графику.

Постараемся разобраться, что такое шрифты классицизма, шрифты в классическом стиле и какие шрифты подходят для классической айдентики.

Классицизм: главные признаки

Классицизмом называют течение в искусстве, архитектуре, литературе и музыке, которое появилось в Возрождение, распространилось в Европе в XVII веке и было в ходу до начала XIX, когда популярнее стали романтизм и реализм.

Эстетика классицизма сложилась как интерпретация культур Древней Греции и Древнего Рима — таких, какими их мог представлять образованный благородный европеец, который хотел как можно дальше уйти от пугающих Средних веков.

Аннибале Караччи, «Геркулес на перекрёстке», 1596 год. Эту картину с античным сюжетом художник создал по заказу кардинала Фарнезе для украшения одной небольшой комнатки в его дворце в Риме. Такой художественный стиль как раз входил в моду
Изображение: Museo e Real Bosco di Capodimonte / Arts and Culture
Бюст Вильяма III Оранского в образе римского императора, 1736 год. Дворец Бельведер в Варшаве, строительство начато в 1660-м, завершено к 1822-му
Фото: Yale Center for British Art / Arts and Culture / Artur Bogacki / Shutterstock

У классицизма есть несколько главных свойств, которые определяют его эстетику и дух:

  1. Он обращается к античности, потому что это были золотые времена расцвета мысли и искусств.
  2. Он морализаторский. Формы, графика, слова должны делать зрителя и читателя лучше, демонстрировать величие и достоинство мысли.
  3. Он холодный, идеальный, разумный, выверенный. В классицизме всё под контролем.
  4. Строгая грамматика, стройные и простые теории — да. Живость и парадоксы — нет.
  5. Он противопоставлен другим эстетикам — Возрождению, барокко, рококо, романтизму, потому что в них есть «бессмысленные» украшения ради украшений, а в классицизме необоснованный декор не приветствуется.
  6. Он построен на равномерности, строгой симметрии и требует много воздуха.

Например, в зданиях это высокие потолки и много окон, в картинах — крупные полотна и голубое небо на фоне сцены, в музыке — широкие аккорды и величественные паузы. В письме — чёткая геометрия букв и щедрые расстояния между словами и строками.

Пункты 3–6 этого списка могли бы описывать «гельветику», не правда ли?

Шрифты эпохи классицизма

В XVII–XVIII веках печать уже была распространена широко. Книги и газеты могли себе позволить не только клирики и обеспеченные люди. Но, впрочем, и не массы: грамотность в Европе, Америках и России была ещё далеко не всеобщей, и низшие классы не покупали издания регулярно — обычно у них была одна Библия на домохозяйство.

Шрифтовая графика развивалась в это время активно. Типографы и использовали традиционные готические «фрактуры», и работали с формами в романском стиле, и создавали новые виды антикв, которые строились не «от пера», а «от литеры».

Корнелий Янсений (Cornelii Jansenii), Tetrateuchus, sive Commentarius in Sancta Jesu Christi Evangelia — книга на латыни издана в Париже в 1649 году. «Беспристрастный отчёт о суде над лордом Корнуоллисом», Лондон, 1679 год. «Изложение географической и астрономической экспедиции в Северные районы России…», Лондон, 1802 год
Фото: Jean Jost / Abebooks / Abebooks / A. Strahan / Abelbooks

К шрифтам эпохи классицизма часто относят именно эти антиквы — переходные и новостильные.

Что такое переходные антиквы?

Шрифты с засечками, сочетающие признаки старостильных антикв (например, влияние логики письма широким пером) с элементами антикв нового стиля (влияние процессов рисования и гравировки). К этой категории можно отнести антиквы барокко, неоклассицизма и некоторые из их более свободных современных интерпретаций. Переходные антиквы можно узнать по умеренной апертуре, графической связи курсива с прямым начертанием и осям овалов переменного наклона (которые также бывают вертикальными).

Журнал Type.today,
статья «Кириллица в Google Fonts»

В этом определении звучит понятие «барокко» — ещё одно мощное направление визуальной культуры. И это вводит в ступор: ведь барокко и классицизм концептуально спорили, так почему вид шрифтов в этих направлениях общий?

Здесь важно понимать следующее:

  • Эстетики не сменяют одна другую линейно. В визуальной культуре могут сосуществовать разные стили.
  • Шрифты — это не атрибут конкретного стиля, а инструмент, и он работает всегда в контексте. Одна и та же антиква может быть и в классицистском развороте строгого журнала, и в барочной театральной брошюре: классической или барочной её сделают не засечки определённой формы и пропорции штрихов, а весь комплекс графики и типографики.

Что такое статические или новостильные антиквы?

Шрифты с засечками, созданные под влиянием процессов рисования и гравировки. Это антиквы периодов позднего неоклассицизма и реализма (конец XVIII века). Хотя формообразование не связано с процессом письма напрямую, тип контраста в таких шрифтах соответствует логике письма острым пером. Новостильные антиквы можно узнать по вертикальным осям овалов, закрытой апертуре, каплям в окончаниях штрихов, высокому контрасту и тонким засечкам — однако современные интерпретации могут отклоняться от этих типичных признаков.

Журнал Type.today,
статья «Кириллица в Google Fonts»

Переходные антиквы: примеры

Классицизм — это простота геометрии. У переходных антикв есть именно эта черта: рисунок букв строится не столько на свободном письме рукой, сколько на геометрических построениях, которые проще перевести на металл и тиражировать.

Если очень, очень упрощать: старостильная антиква — это нестабильное письмо широким пером, новостильная антиква — это точная гравировка металлических пластин, а переходная — это транзит между живым рисунком и филигранной гравировкой металла.

Переходная антиква выглядит упорядоченной, в знаках легко увидеть симметрию, есть явный контраст между основными и соединительными штрихами.

Самые известные переходные антиквы — это:

  • Romain du Roi;
Образец набора текста Roman du Roi
Изображение: Académie Royale des Médailles et des Inscriptions
  • Baskerville;
Образец шрифта Джона Баскервилля
Изображение: Chriskeno
  • Fournier;
Образец шрифта французского типографа Фурнье-младшего
Изображение: Pierre Simon Fournier
  • Times New Roman;
Если ввести в поиске Times New Roman, в интерфейсе Google отобразится этот шрифт вместо фирменного геометрического гротеска Google Sans
Скриншот: сайт Google / Skillbox Media
  • Caledonia;
Текст в книге об истории Linotype набран Caledonia
Изображение: RIT Press / Amazon
  • Georgia.
С Georgia то же самое, что с Times New Roman: попробуйте ввести в Google это название и сможете рассмотреть шрифт в деле
Скриншот: сайт Google / Skillbox Media

Новостильные антиквы: примеры

Антиквы нового стиля ещё контрастнее, у них тонкие засечки, графика знаков стремится к ещё более заметной симметричности. Она элегантна и структурирована так, как этого требует классицизм. Подобные шрифты стали появляться к концу XVIII века.

Среди новостильных или классицистических антикв известны:

  • Bodoni;
Текст, набранный Bodoni. Факсимиле образца 1925 года
Изображение: James_Arboghast / Wikimedia Commons
  • Didot.
Образец шрифта парижской типографии Дидо
Изображение: Swann Galleries

Классический стиль в дизайне: какие шрифты подойдут

Классика — это константа в визуальной культуре. Несмотря на то что формально временные границы эпохи, когда классицизм доминировал, очерчены XVII–XIX веками, фактически он не потерял популярность до сих пор.

Классицизм и его интерпретации остаются вне трендов и моды: практически все дизайнеры интерьеров, архитекторы, графики работают с атрибутами классического стиля.

Слева Дворец правосудия в Марселе, который построен между 1856 и 1862 гг. — строго говоря, когда эпоха классицизма уже закончилась. Справа номер в парижском отеле Le Meurice, 2024 год
Фото: Color Maker / Shutterstock / Dorchester Collection

То же самое и в брендинге, и в digital: элементы классического стиля, особенно «традиционные» антиквы, всегда будут актуальны и помогут решать дизайн-задачи.

Айдентика фестиваля классической музыки с минималистичной графикой, ограниченной палитрой и антиквой в качестве фирменного шрифта
Изображение: Clara Tadini / Behance

Екатерина Антонова

старший дизайнер в Dotorg branding & digital, автор телеграм-канала True merch


— Антиквенные шрифты чаще всего встречаются в айдентике fashion-индустрии, недвижимости класса люкс или же в культурно-исторических проектах, когда важно передать статусность, строгость и историчность бренда.

На мой взгляд, очень большую роль в проекте играет не только шрифт, но и типографика — искусство оформления текста, то, как и с какими настройками шрифт располагается на макете.

Отличный пример «классической» вёрстки — титульный лист книг периода классицизма: антиквенные шрифты, центральная выключка, капительное начертание с большой разрядкой и курсив, разграничение блоков текста деликатными линиями — всё это создаёт узнаваемый классический образ.

Советский классицизм в книжном дизайне, 1930-е
Изображение: Alib
Helvetica и Baskerville в дизайне сайта очень дорогого ювелирного бренда
Скриншот: сайт Chaumet / Skillbox Media
Логотип для мастера, который кроит и шьёт костюмы, на основе контрастной антиквы с секретом: в соединениях штрихов «спрятаны» игла и петля
Изображение: Row Nguyen / Behance
Классический логотип Clinique передаёт ощущение, что эта марка принадлежит миру доказательной медицины, которой можно доверять
Скриншот: сайт Clinique / Skillbox Media

— Вообще, заказчики практически никогда не приходят с готовыми референсами или просьбой использовать конкретные шрифты. Как правило, основная задача проекта по айдентике — создать узнаваемый визуальный образ, отражающий характер и идею бренда.

У шрифтов, безусловно, ключевая роль в создании этого образа.

Разворот меню итальянского ресторана с фирменной антиквой и вёрсткой, в которой угадываются референсы к газетам
Изображение: Regys Lima / Rodrigo Vieira / Cluster Branding & Design / Behance

— На мой взгляд, для современного «классического» дизайна не обязательно использовать именно шрифты XVII–XVIII веков. Полезнее переосмыслять исторические образцы и источники: использовать современные шрифты, но учитывать правила «классической» вёрстки.

Вот пара примеров:

  • В проекте брендинга биеннале «Преображение» мы использовали современно переосмысленную антикву Wildfire Тани Черкиз из «Бюробукв»: в этом шрифте сочетаются классический образ и смелый острый характер. Именно это, на наш взгляд, идеально подошло для Первой сельской биеннале.
Антиква Wildfire
Скриншот: сайт Bureau Bukv / Skillbox Media
Брендинг фестиваля «Преображение»
Изображение: Dotorg
  • Vertigo — бренд авторских ювелирных украшений Виктории Стрижак. Украшения Виктории — это артефакты затерянных цивилизаций, останки былых империй, которые сейчас населяют лишь насекомые. Время — великий уравнитель, перед его разрушающей силой склоняются все.

Логотип бренда вдохновлён классическими антиквами, но мы сделали его современным и свежим. Высококонтрастные вытянутые формы знаков — отсылка к величественным древним сооружениям. Ленточная антиква выглядит строго, лишена вычурности. Лишь отзеркаленная литера G в паре с О создаёт эффект головокружения — именно так переводится название бренда.

В качестве фирменного шрифта мы использовали антикву Viaoda Libre.

Скриншот: сайт Google Fonts / Skillbox Media
Брендинг Vertigo
Изображение: Dotorg

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована