Меню
Дизайн
Дизайн
#статьи
  • 1894

Что такое цветовые профили и как они работают в графическом дизайне

Славянская девушка на рекламном баннере может за несколько кликов превратиться в мулатку… Нюансы цветопередачи определяет цветовой профиль.

Откройте одну и ту же фотографию на стареньком кнопочном телефоне и на последнем айфоне: вы увидите, что цвета различаются. Потому что у гаджетов разные возможности цветопередачи — цветовой охват.

Цветовой профиль (или ICC-профиль) — это файл, в котором записана информация о цветовом охвате того или иного устройства.

К картинкам можно привязывать разные профили, чтобы имитировать их отображение на разных экранах и при разных способах печати. Скажем, если присвоить фотографии профиль с узким цветовым охватом, на экране айфона мы увидим это фото так, как оно отображается на старом кнопочном телефоне.

Дарья Тамилина

Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.


Что не так с цветовыми моделями

Восприятие цвета субъективно. Для компьютерной графики так не годится, поэтому были созданы цветовые модели — точные описания цветов. В них каждый цвет представляет собой точку в системе координат.

Дизайнеру недостаточно знать координаты цвета, чтобы понимать, как он будет выглядеть. Потому что модели, с которыми приходится работать, — RGB и CMYK — являются аппаратно-зависимыми.

Цветовая модель RGB включает цвета, которые можно воспроизвести на экране, смешав свет от трёх светодиодов: красного, зелёного и синего (RGB: Red, Green, Blue). Координата цвета в RGB — три цифры. Но яркость и оттенки светодиодов у разных устройств разные. Поэтому одна и та же координата на разных экранах может давать визуально разный цвет.

Цветовая модель CMYK содержит цвета, которые получаются на печати, когда смешиваются голубая, пурпурная, жёлтая и чёрная типографские краски (CMYK: Cyan, Magenta, Yellow, Black). Координата цвета в CMYK — это четыре цифры. Но одна и та же пропорция цветов будет визуально различаться в зависимости от качества краски и типа бумаги.

Зачем нужны цветовые профили

Благодаря цветовым профилям на мониторе одного и того же компьютера можно увидеть, как будет смотреться картинка на бумаге разных типов или на разных экранах.

Посмотрите на эти фотографии:

Обе фотографии обрабатывались в модели RGB, но разница цветов очевидна, потому что им были присвоены разные цветовые профили.

На одном мониторе оттенки получатся более яркими, на другом — заметно бледнее. Для дизайнеров, работающих с фирменными цветами компаний, эта разница имеет особенно большое значение. Но точность цветопередачи важна всегда: фотограф тоже едва ли обрадуется, если бледнолицая модель на экране дисплея вдруг превратится в мулатку.

Важно понимать, что при смене профилей цвета на картинке меняются только визуально. Их координаты в цветовой модели RGB или CMYK остаются прежними.

Цвета в обоих кружочках имеют одинаковую координату RGB (226; 128; 29). Но на вид они совершенно разные, потому что были заданы разные цветовые профили

Цветовые профили нужны, чтобы точно передавать и предсказывать цвет. Они помогают сделать цвета, зависящие от возможностей экранов и принтеров, одинаковыми на всех устройствах.

Как работают с цветовыми профилями

Цветовые профили бывают реальными или абстрактными. Реальные описывают охват конкретного устройства, например принтера. Абстрактные — усреднённый охват группы устройств, скажем, нескольких печатных машин со схожими характеристиками. Обычно дизайнеры работают с абстрактными профилями, потому что это удобнее.

Профиль может быть встроен в файл изображения — чаще всего так и происходит. Если взять несколько разных картинок из интернета и открыть в Photoshop, можно увидеть, что у большинства из них есть свой исходный цветовой профиль.

Встраивание профиля в файл позволяет сделать цвета аппаратно-независимыми: информация о цвете будет оставаться неизменной, на каких бы устройствах ни открывали и ни редактировали изображение.

В графическом редакторе любое созданное изображение можно сохранить с выбранным профилем или же оставить вовсе без него. Если изображение не имеет цветового профиля, на экранах оно будет отображаться согласно возможностям устройства. А если открыть такой файл в графической программе, цвета будут соответствовать профилю рабочей области.

Цветовой профиль изображения всегда можно изменить на любой другой: как временно, для удобства работы, так и для последующего сохранения картинки.

Самые популярные профили

Вот несколько конкретных профилей, с которыми чаще всего работают дизайнеры:

  • sRGB — описывает усреднённый охват мониторов ПК.
  • AdobeRGB — имеет широкий цветовой охват, перекрывающий возможности всех существующих устройств.
  • Apple RGB — описывает усреднённый охват мониторов макбуков на момент создания профиля, близок к sRGB.
  • ProPhoto RGB — у него ещё более широкий охват, чем у AdobeRGB. Профили с таким охватом применяют для обработки фотографий.
  • Fogra39 — профиль, чаще всего применяющийся для офсетной печати на плотной бумаге. В отдельных случаях для печати могут потребоваться и другие профили; их можно скачать с сайта конкретной типографии.

Чем профили полезны в работе

Существует множество цветовых профилей, а производители оборудования постоянно создают новые — как для конкретных, так и для абстрактных устройств. Эта технология решает три практических задачи дизайнеров:

  1. Помогает посмотреть на экране с широким цветовым охватом, как будет выглядеть картинка на более слабых устройствах. Это особенно важно для полиграфии. Выбирая разные профили, дизайнер видит на мониторе, как будет меняться картинка в зависимости от возможностей печатной машины и бумаги.
  2. Если внедрить профиль в изображение, он будет сохранять настройки цветопередачи. Можно присвоить картинке профиль с широким диапазоном и перенести её на разные устройства с более узким охватом. Когда изображение будут там просматривать и редактировать, цвета окажутся визуально бледнее. Но если потом вернуть всё на современный экран, цвета снова станут яркими.
  3. Абстрактные профили с широким цветовым охватом в модели RGB бывают полезны для редактирования изображений. Более яркие цвета позволяют лучше рассмотреть детали фотографии и полутона: их используют для цветокоррекции и ретуши.

Цветовые профили — мощный инструмент, позволяющий создавать более качественные изображения. Они особенно важны тем, кто связан с полиграфией. Хотите правильно работать цветами в своих макетах?
Изучайте графический дизайн под руководством опытных преподавателей Skillbox!

Курс

Профессия Графический дизайнер


Двухгодовая программа с гарантированным трудоустройством, живыми встречами и воркшопами. Вы узнаете об особенностях работы графического дизайнера, будете учиться у лидеров рынка (Логомашина, Nimax, Pinkman), а по итогу — сможете получить приглашение на стажировку.

Понравилась статья?
Да