Сесил Битон: кино, мода и репортажи с войны
Рассказываем о самом противоречивом фотографе ХХ века, чьё творчество не ограничивалось фотографией.
Фото: Hulton Archive / Getty Images
Сесил Битон родился 14 января 1904 года и за полвека своей карьеры успел поработать с самыми яркими людьми эпохи. Среди них Марлен Дитрих, Ив Сен-Лоран, Мэрилин Монро, семья Виндзоров и Мик Джаггер. Съёмка знаменитостей принесла ему известность и головокружительный успех в мире глянца. Однако творчество Сесила Битона было очень многогранно. В историю он вошёл:
- как светский фотограф и автор множества портретов Греты Гарбо;
- костюмер и художник-постановщик «Моей прекрасной леди»;
- придворный фотограф и автор портретов Елизаветы II;
- военный репортёр, который сделал снимки, повлиявшие на ход войны;
- дизайнер интерьеров и Реддиш-Хауса.
«Я хочу, чтобы люди знали меня не таким, какой я есть, а таким, каким я пытаюсь притвориться».
Сесил Битон
Сесил происходил из обеспеченной лондонской семьи: отец успешно развивал семейный бизнес по торговле древесиной. Всего в семье было четверо детей, поэтому для присмотра за ними родители наняли няню. Именно она и стала для Сесила первым учителем фотографии. В то время его моделями в основном были члены семьи — сёстры и мать. Позже, будучи подростком, Сесил начал отправлять свои работы в британские журналы, которые иногда публиковали его снимки.
После школы Сесил поступил в Харроу, а затем — в Кембридж, где изучал архитектуру и искусство. Он также продолжал заниматься фотографией, отучившись в мастерской Пола Танкерея, но не имея постоянного заработка. В 1927 году его пригласили на должность штатного фотографа в журнал Vogue, что положило начало его карьере светского фотографа, сделавшей Битона знаменитым на весь мир.
Светский фотограф: портреты Греты Гарбо
В 1931 году Сесил перешёл в британский Vogue, где снимал моделей и звёзд для обложек и фичеров, пока в 1938 году не был уволен со скандалом из-за антисемитских фраз, размещённых им под одной из иллюстраций. К тому моменту он успел поработать со многими знаменитостями.
Начав работать с селебрити, Сесил мечтал о съёмке с самой известной и неприступной звездой Голливуда — Гретой Гарбо. Он хотел разместить эти снимки на обложке Vogue и сделать портрет для своего альбома «Книга красоты», куда должны были войти фотографии самых красивых людей эпохи.
Лишь через несколько лет настойчивых поисков встречи, в 1932 году, Сесил смог познакомиться с актрисой на вечеринке общих друзей. Он описал эту встречу в своём дневнике — Грета отметила его красоту и молодость, хотя была на полтора года младше, и подарила чайную розу, на которой оставила свой поцелуй. Но в тот день Сесил так и не смог уговорить Грету на фотосессию.
После знакомства Сесил и Грета не виделись 14 лет — следующая их встреча произошла весной 1946 года в Нью-Йорке. С неё же начался их долгий роман. После вечеринки, которую устраивала приятельница Сесила, он наконец уговорил Грету на съёмку в нью-йоркском отеле Plaza. Актриса была в костюме и свитере с воротником-поло. В своих дневниках Битон сравнивал Грету с Дебюро — актёром‑мимом, создателем образа Пьеро:
Губная помада и лак для ногтей тускнеют рядом с ней. Она не пользуется косметикой, за исключением чёрной символической линии на веках — это символ вневременной моды, неизвестный доселе нашей цивилизации, символ, подсказанный инстинктом и который мир тотчас поспешил перенять. Она подобна Дебюро, бледная, неприкаянная, воздушная или же безрассудно весёлая.
Из дневников Сесила Битона
Этот образ существовал не только на словах, Битон перенёс его и в свои снимки.
Впоследствии Сесил просил Грету передать сделанные им фотографии в Vogue, но она согласилась опубликовать только один кадр. Тем не менее фотограф отправил Александру Либерману — арт-директору издания — всю серию. Так в июле 1946 года в журнале вышли тринадцать снимков актрисы. К этому моменту Сесил и Грета планировали свадьбу — свадьба не состоялась.
Однако пропасть надолго у Греты не получилось. Так, в 1948 году она позировала Сесилу в своём доме на Беверли-Хиллз, а в 1951 году он сделал её снимки уже в собственном особняке — Реддиш‑Хаусе. Окончательно они расстались в 1956 году: Грета так и не смогла простить Сесилу ту сессию в Vogue.
Последняя их встреча состоялась в 1980 году. Сесил находился в больнице после второго инсульта, а Грета приехала к нему попрощаться. Через четыре дня он умер, и все эти четыре дня Грета не отходила от его постели.
Костюмер и художник-постановщик: «Моя прекрасная леди»
Сесил Битон известен в первую очередь как светский фотограф, но также он обладатель и наград «Оскар» — за создание костюмов и декораций.
Его первой работой в качестве костюмера стала картина «Опасный лунный свет» 1941 года. За ней последовали мюзикл «Жижи» и «Анна Каренина» с Вивьен Ли. Но самый успешный кинопроект Сесила — «Моя прекрасная леди», за который он получил сразу две статуэтки «Оскар»: за лучший дизайн костюмов и как лучший художник-постановщик.
Изначально Сесил отвечал за костюмы бродвейской постановки «Моя прекрасная леди» по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». За них он получил премию «Тони», а мюзикл был настолько успешен, что его было решено перенести на киноэкран. Для работы над декорациями и костюмами также пригласили Битона.
Несмотря на то что отчасти Битон согласился на эту работу из-за долгов, он полностью погрузился в процесс: проводил часы в Музее Лос-Анджелеса и исследовал архивные модные журналы в поисках подходящих фасонов. Также в основу костюмов легли образы из детства Сесила: вечерние платья его матери и шляпы из страусиных перьев, которые носила его тётя Джесси.
Для картины он спроектировал более 150 костюмов. Один из самых известных — чёрно-белое платье героини Одри Хепбёрн. Сесил вдохновлялся костюмом театральной актрисы Эльфи Перри — также из его детских воспоминаний.
Но ни деньги, ни дружба с Одри Хепбёрн не смогли удержать Сесила в Голливуде, где он чувствовал себя в заточении. Посреди съёмочного процесса он поссорился с Джорджем Кьюкором — режиссёром картины, который казался ему грубым и недисциплинированным. Спустя десять месяцев с начала съёмок Сесил не стал продлевать контракт и покинул Голливуд. Он не присутствовал и на вручении премии «Оскар», где его наградили двумя статуэтками, а зал, как писала ему затем Хепбёрн, устроил в его честь овации.
Королевский фотограф: портреты Елизаветы II
После скандального увольнения из Vogue Сесил вернулся в Англию. Его опыт и умения в сфере модной фотосъёмки оказались не востребованы — страна находилась на пороге войны. Но в июле 1939 года он получил звонок от фрейлины королевы Елизаветы, супруги короля Георга VI, — она пригласила фотографа сделать несколько портретов Её Величества.
«Зазвонил телефон. „Говорит фрейлина. Королева хочет знать, сфотографируете ли вы её завтра днём“. Поначалу я подумал, что это шутка… Но это была не шутка. Я был ошеломляюще польщён и взволнован. Выбрав меня для своих снимков, королева решилась на вызывающую новацию. Моя работа всё ещё считалась революционной и нетрадиционной».
Дневник Сесила Битона,
июль 1939 г.
Сесил принял предложение. Съёмка должна была занять всего 20 минут, но длилась несколько часов и положила начало придворной карьере Битона, которая продолжалась три десятилетия.
Пригласить Сесила в качестве фотографа было действительно смело, ведь до этого он в основном снимал светскую хронику и кинозвёзд. Но Битон был выбран неслучайно: ему предстояло создать новый имидж королевской семьи. Отречение Эдуарда VIII от престола всего через 11 месяцев правления и его женитьба на разведённой Уоллис Симпсон нанесли большой урон образу правящей династии.
В следующий раз Сесила пригласили в королевский дворец в 1942 году. Тогда вместе с королевой-матерью он снимал и её дочерей: Елизавету и Маргарет. С тех пор Битон часто фотографировал будущую королеву. В период Второй мировой войны он запечатлел Елизавету в форме полковника гренадерской гвардии. А в 1945 году Сесил сфотографировал её в блестящем платье, которое было символом пришедшего мира.
Один из самых известных снимков Елизаветы II, сделанных Сесилом Битоном, — её коронационный портрет 1953 года.
Эта фотография шла вразрез со сложившимся подходом к созданию подобных снимков — традиция коронационного портрета по-прежнему опиралась на каноны живописи прошлых веков. Изображения имели статичную, устойчивую композицию, герои изображались в полный рост, обязательным атрибутом были тяжёлые портьеры, делающие пространство замкнутым, лишённым жизни.
Сесил же расположил молодую королеву в открытом зале часовни Генриха VII в Вестминстерском аббатстве. Пространство наполнено воздухом, а чётко выраженные диагонали и ниспадающий за край снимка шлейф наполняют сюжет динамикой. Снимок ломал все общепринятые каноны парадного портрета, знакомя зрителя с новой современной монархиней, открывающей новую эпоху в истории Великобритании.
Последний раз Сесил Битон сфотографировал Елизавету II в 1968 году. В 1972-м он получил от неё в знак благодарности рыцарский титул. За время работы он успел запечатлеть практически всех представителей королевской семьи. Впоследствии он объединил эти снимки в альбоме под названием «Виндзоры».
Читайте также:
Военный репортёр: разрушения Лондона и портрет Эйлин Данн
Поскольку в 1938 году Сесил оставил модный глянец и вернулся в Лондон, ему нужна была работа. Поэтому в 1939 году по совету королевы Елизаветы он обратился в Министерство информации, где получил контракт. Битону предстояло стать военным фотографом и побывать в тылу и на фронтах в Китае и на Ближнем Востоке. Модели и знаменитости в его объективе сменились солдатами, а роскошные интерьеры — военной техникой.
Во время Второй мировой войны одним из заданий Сесила стала фиксация последствий «Лондонского блица» — ночных бомбардировок Лондона немецкой авиацией, которые длились 56 дней. За это время было разрушено более миллиона домов и пострадали десятки тысяч жителей.
Самой известной работой этого периода стал портрет трёхлетней Эйлин Данн, который он сделал в лондонском госпитале. Битон запечатлел её на больничной койке с перевязанной головой, мягкой игрушкой в руках и с пронзительным взглядом, который устремлён прямо в камеру. Девочка была ранена во время очередного авианалёта. Снимок вышел 23 сентября 1940 года на обложке американского журнала Life.
Массированными бомбардировками городов немецкое командование хотело сломить волю британцев. Но эффект получился обратный. А фотографии, сделанные в этот период, показали миру, насколько Британии необходима военная помощь, — и эта помощь была оказана.
На Министерство информации Битон проработал четыре года. Он снимал военные учения, разрушенные здания и лётчиков. Часть фотографий он опубликовал в фотоальбоме «Крылатые эскадрильи», вышедшем в 1942 году.
Дизайнер интерьеров: Реддиш‑Хаус
Ещё одно направление, которое интересовало Битона, — дизайн интерьеров. Во многом тут сыграл роль опыт работы художником-декоратором.
Интерьеры не были основным направлением работы Сесила, а скорее воспринимались как приятное хобби. Так, он оформил несколько гостиничных номеров и декорировал частный закрытый клуб Raffles в Нью-Йорке. Но самой известной работой Сесила с интерьерами стал дизайн-проект его собственного дома — Реддиш‑Хауса («красноватый дом», англ.) в графстве Уилтшир.
Сесил впервые увидел этот особняк, когда проезжал мимо на просмотр совершенно другого дома. Здание же из кораллового кирпича и с белым декором привлекло его — оно находилось на солнечной стороне небольшого холма, а вокруг разрастался сад с розами и пионами.
После покупки Сесил приступил к дизайну интерьера. Стены он покрыл бархатом в оттенке «раздавленной ежевики», а на окнах повесил золотые атласные шторы с аппликацией из бархата. В комнатах особняка сочетались лампы скульптора Джакометти, ваза художника Пикассо, маски африканских племён и позолоченные статуи Будды.
Сесил смело смешивал декоративные стили и эпохи, что отмечалось и в известных тематических изданиях. Интерьеры появились на глянцевых страницах Vogue, House & Garden, Country Life и Woman’s Journal.
Гостями Реддиш Хауса были многие знаменитости — от актрисы Греты Гарбо до Фрэнсиса Бэкона. Здесь Сесил устраивал приёмы и фотографировал своих известных друзей. Он владел домом более 30 лет и прожил в нём до своего последнего дня — 18 января 1980 года.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!