Лучшие логотипы: рестораны и кафе
Рассказываем о восьми логотипах бистро, пекарен и ресторанов Москвы и Петербурга и определяем, какие идеи выражают в них шрифты.
Изображение: «буше» / Suprematika
Шрифты не просто передают информацию. Они воздействуют на зрителя и читателя: каждый штрих, угол и расстояние между завитками придают сообщению нужный смысловой оттенок и погружают в определённое настроение.
Как правило, главный элемент в айдентике заведений — это логотипы, названия на вывесках и меню. Они обозначают локацию, сообщают о гастрономическом направлении, передают настроение места. Клиенты выбирают, где позавтракать или встретиться с друзьями, не только отталкиваясь от кухни, но и от интерьера и оформления бренда. И именно шрифты помогают заведениям выделиться на улицах городов, рассказать о своём позиционировании и привлечь аудиторию.
В этом материале мы рассматриваем логотипы восьми кафе, бистро, пекарен и ресторанов и разбираемся, как леттеринг и кастомизация наборных шрифтов передают особенности и атмосферу мест.
«Футура»
Заведение. Это сеть точек разного формата: бистро с сезонными продуктами, бар, пекарня и углы с выпечкой на городских рынках в Санкт-Петербурге. У «Футуры» есть открытый манифест, в котором команда заявляет: они не просто кормят людей классными блюдами, а выстраивают экосистему и сообщество единомышленников.
Шрифт логотипа. Название бистро — это имя знаменитого шрифта, который был создан в 1920-е и выражал идеи и эстетику голландского движения неопластицизма, русского конструктивизма и школы Баухаус. Однако в логотипе заведения иронично не использована Futura.
Фирменное написание бренда утяжелённое, будто это брусковая гарнитура, а срез на букве Ф подсказывает, что в логотипе использовали не готовый наборный шрифт. Дизайнеры рисовали кастомные буквы ― например, взяв в основу Inter с максимальной толщиной линий.
Позиционирование и шрифт. Задача проекта — не копировать скандинавский или европейский стиль, а найти, что именно в нём привлекает. В основе концепции «Футуры» вдохновение гастрономической культурой Дании, эстетикой и принципами Баухауса. А ещё — дух места, в котором находится бистро: на этой территории долгое время производили полиграфические машины. Поэтому шрифт логотипа отсылает и к тяжёлым металлическим формам, и к геометрии модернизма, а его простота визуально выражает идею доступности и демократичности.
Lao Lee
Заведение. Lao Lee ― это московская сеть кафе самообслуживания с вьетнамской уличной едой по невысоким ценам (за очень большие порции). Мода на фо-бо началась именно с кафе на Новослободской: основатели этого бизнеса были первыми, кто открыл полноценное и понятное заведение с вьетнамским стритфудом.
Шрифт логотипа. Слова Lao Lee в логотипе — это леттеринг, и в геометрии фирменных букв можно увидеть образы бамбуковых палочек или корзинок, сплетённых из банановых листьев. Слово Cafe набрано шрифтом Stolzl Display от словолитни The Northern Block — в полужирном начертании. Он был создан как отражение идей Баухауса и назван в честь Гунты Штёльцль — единственной женщины-мастера школы.
Позиционирование и шрифт. Модульный характер и контрасты этого гротеска хоть и должны были символизировать приверженность идеям конструктивизма, но они прекрасно подошли для айдентики заведений доступной еды. В прямых углах и слишком строгих линиях считывается отсылка к визуальным кодам вьетнамского социализма и простым вывескам на улицах Ханоя.
Читайте также:
Teplo
Заведение. Ресторан-гостиная во дворе старинного особняка в Санкт-Петербурге воплощает идею о большом уютном доме, полном жизни. Здесь рады каждому гостю, живут в мире с соседями, готовят по семейным традициям, топят камин, играют с детьми и сидят под солнцем на террасе.
Шрифт логотипа. В надписи Teplo использованы зауженные буквы с увеличенным трекингом. Закругления не скрывают, а скорее подчёркивают строгость линий минималистичного гротеска — и одновременно с этим создают впечатление лёгкого настроения. Это шрифтовой рисунок: в основе такого логотипа может быть и Arial, и Opinio Pro, геометрии которых дизайнер добавил открытости и упругости.
Позиционирование и шрифт. Буквы логотипа напоминают высокие свечи в простых металлических подсвечниках, расставленные на большом столе. Этой игрой узкого и высокого, прямого и «оплывающего» типографика передаёт образ тепла и света — без рисунков огня, пледа, спящего кота или жёлто-оранжевой палитры. А добродушие гротеска с декоративной деталью на букве p и открывающейся буквой e создаёт настроение «в субботний полдень после одной рюмочки настойки на смородине из дедушкиного сада».
Mátes
Заведение. Mátes — это несколько кафе в Москве, где можно выпить кофе, съесть сэндвич или неаполитанскую пиццу. Здесь проводят вечеринки для соседей, устраивают лекции дизайнеров, издателей, художников и музыкантов. Название Mátes можно перевести с английского не просто как «приятели», а даже как «дружбаны».
Шрифт логотипа. В логотипе кафе классическая антиква, современный вид ей придают сильные контрасты линий и яркие энтазисы. Это леттеринг — элегантный, но не выверенный, мягкий, но активный. Его рисунок напоминает шрифты Florian в начертании Heavy от студии Fenotype или Black Mango в начертании Bold от Creativemedialab.
Позиционирование и шрифт. Микс классики и современности, изящества и рукописных шалостей в логотипе символизирует, что Mátes — это не просто заведение общественного питания. Это среда, в которой людей могут объединять разные вещи, а обеды или ужины могут быть образовательными.
No Regrets
Заведение. Ресторан в Санкт-Петербурге, который специализируется на блюдах без глютена. Здесь адаптируют к такому формату условно «вредную» еду и деликатесы, заменяя привычные ингредиенты более полезными. Лозунг No Regrets ― «Выбор в пользу определённых пищевых привычек можно сделать без сожаления».
Шрифт логотипа. В дизайне использована антиква Modern Twenty Regular от студии Monotype. В надпись интегрированы дополнительные декоративные элементы — тонкий штрих, соединяющий R и e, и линии, отходящие от петли буквы g.
Позиционирование и шрифт. Буквы в логотипе выглядят классически, но в шрифтовой композиции явно угадываются современные детали дисплейных гарнитур: например, супертонкие засечки и соединительные штрихи. Так логотип создаёт импозантный образ ресторанного бренда, в котором ценят одновременно здоровье, наслаждение, эксперименты, гармонию с собой. И иронию: линию под буквами можно считывать и как уверенное подчёркивание, и как минималистичный рисунок ложки.
«Дом культур»
Заведение. «Дом культур» — это пространство в Москве, объединяющее бар, ресторан и культурные проекты. Это одновременно модная кухня, место для вечеринок, выставок современных художников и живых выступлений.
Шрифт логотипа. В айдентике проекта используют неогротеск RF Dewi. Дизайн логотипа построен на основе шрифта из этого семейства в начертании Bold, но с некоторыми доработками: О более круглая, выносные элементы у Д скошены, а полуовал Р чуть увеличен и спущен ниже, чем в оригинальном рисунке буквы.
Позиционирование и шрифт. Цель «Дома культур» — знакомить и объединять людей, создавать условия для живого общения, быть домом для разных событий и тем. Закрытый шрифт без засечек отлично выражает эту миссию: его легко читать, он выглядит мирно и актуально. Декор в логотипе — например, форма буквы Д, напоминающая старое уютное кресло, — уводят образ от ассоциаций с официозными домами культуры.
Saviv
Заведение. Бистро израильской, а точнее, левантийско-итальянской кухни в Петербурге и Москве, где расслабленность Dolce Vita сочетается с израильской экспрессией и гостеприимством. Здесь легко исполняют сложные блюда, используют аутентичные ингредиенты и занимаются экспериментами с традиционными продуктами.
Шрифт логотипа. В фирменном написании имени Saviv каждая буква — это вариация шрифта Cindie 2: разработчики иронично назвали их не Condensed или Extra Wide, а Cindie 2 J, Cindie 2 K, Cindie 2 H и так далее. Это моноширинная гарнитура, но дизайнер, составив логотип из букв разных форматов, нарушил заданный порядок.
Позиционирование и шрифт. Визуальная вариативность в логотипе намекает, что здесь ценят свободу от стереотипов, любят комбинировать продукты и контексты, могут посмеяться над собой.
«Тёплого хлеба и под одеяло»
Заведение. ТХПО (а с недавнего времени — просто «Тёплого хлеба») — это сеть пекарен в Петербурге, созданная как отдельный бренд под крылом знаменитого «Буше». Они расположены не в популярных туристических местах, а в старых жилых кварталах и новых жилых комплексах — там, куда люди возвращаются с работы и где хочется порадовать себя чем-то уютным и простым.
Шрифт логотипа. У айдентики «Тёплого хлеба» есть родственные черты с «Буше», но дизайн логотипа заметно отличается. В нём использована мягкая современная антиква Lora, черты которой вдохновлены искусной каллиграфией.
Позиционирование и шрифт. Сбалансированные формы, традиционный рисунок с засечками, неяркие контрасты и то, что название пекарни набрано только строчными буквами, создают ощущение вневременности, спокойствия и приятной предсказуемости.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!