Спроси эксперта: зачем дизайнеру оценивать свою работу?
Мария Дружинина о том, почему дизайнера может вызвать на встречу HR — и что сравнивать себя нужно не с Загмайстером, а с собой же.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Вопрос читателя
Я слышал, что в некоторых крупных компаниях дизайнеры и программисты время от времени должны давать оценку собственной работе.
Зачем нужна эта самооценка? Как дизайнеру правильно оценивать свои проекты?
Дмитрий,
Новосибирск
На этот вопрос ответила Мария Дружинина.
Мария Дружинина
Графический дизайнер и иллюстратор. Обучалась в МГУП по специальности «Художник-график», там же окончила аспирантуру и продолжила работать преподавателем предмета «Композиционное проектирование» в течение 13 лет. Работала как дизайнер, иллюстратор и арт-директор в крупнейших издательских домах. Сотрудничала с компаниями red_mad_robot, «Яндекс», «Газпромбанк». Сейчас работает ведущим графическим дизайнером студии «Паратайп» и преподаёт в Институте бизнеса и дизайна. Дважды призёр Всероссийского конкурса «Искусство книги. Традиции и поиск».
Оценка — это всегда основа учёбы и роста, поэтому это хорошо. Оценивать себя и других (особенно) не всегда просто и приятно. Но без оценки не получится движения вперёд.
Как нужно проводить оценку своей работы?
Отвечать на правильные вопросы
В крупных компаниях, как правило, понимают: профессионалу важно развитие и поддержка высокой оценкой его деятельности. А самой компании нужно, чтобы работа была продуктивной, команда действовала слаженно и в комфортном для всех режиме.
Очень важно, что вовремя проведённая оценка и самооценка предотвращает выгорание сотрудников. А ещё нивелирует конфликты, выявляет сильные и слабые места. Поэтому раз в 3–6 месяцев проводятся встречи дизайнера с HR и руководителем, чтобы понимать внутренние процессы и выявлять потенциальные проблемы.
Обычно к такой встрече все участники беседы готовятся заранее. HR с помощью анкеты собирает фидбэк от команды, руководитель анализирует работу дизайнера со своей стороны. Дизайнер же подводит итог работы или какого-то одного проекта примерно по такому плану:
- Начни с того, какие цели были поставлены перед тобой.
- Расскажи, удалось ли их достигнуть.
- Подведи итог. Как ты оцениваешь прошедший период из точки собственного развития?
- Что принесло тебе удовольствие, а что не понравилось?
- Какие задачи вызвали трудности и как ты их преодолел?
- Какими своими достижениями ты гордишься больше всего?
- В какую сторону или в какой теме ты хотел бы развиваться в дальнейшем?
Зачем анализировать свои кейсы?
Это помогает посмотреть на себя и «изнутри», и как бы со стороны. А главное, даёт понимание, куда двигаться дальше и какой вы молодец (почти всегда ;)).
Очень сложно оценить свой дизайн сразу, как только сдал работу. Спустя время разбор, как правило, будет более объективен: кейс «отлежался», и можно посмотреть на него свежим взглядом. И если понимаете: начните вы делать этот проект сейчас, вот это и вот здесь сделали бы по-другому, — значит, бинго! Вы уже выросли над самими собой.
Пойти учиться
Второй хороший путь оценить себя как профессионала, как ни странно, — пойти учиться. Это может быть Cinema 4D, или леттеринг, или воркшоп в именитой студии, или интенсив у прославленного дизайнера. Когда вы идёте учиться у хороших специалистов (но не коллег по работе!), узнаёте много нового и весьма полезного про свой дизайн и, действительно, быстро растёте.
Даже если вы фрилансер, только начинающий свой путь в профессии, или уже многое умеете, полезно периодически ретроспективно оценивать свою работу. Вы можете понять, от чего вы действительно кайфуете, что движет вас вперёд, а что тормозит и демотивирует.
Здесь важно помнить: вам не нужно оценивать свой дизайн «вообще», по шкале от … до Загмайстера и «Пентаграм», вместе взятых. Главное — оценить свой личный рост и сравнивать себя с собой 3, 6, 12 месяцев назад.
Уверена, вы будете приятно удивлены, насколько вы хороши, и придётся продолжать в том же духе.