Дизайн
#статьи

Алексей Бродович: российский эмигрант и дизайнер Harper’s Bazaar

Рассказываем об арт-директоре, сделавшем модные журналы такими, какими мы их знаем.

Иллюстрация: Wikimedia Commons / Alexey Brodovitch / Flickr / Annie для Skillbox Media

Дизайнера и фотографа Алексея Бродовича называют пионером американского графического дизайна и создателем прообраза современного модного журнала.

Почти четверть века он был арт-директором Harper’s Bazaar, а в открытой им Лаборатории дизайна учились Ирвин Пенн и Ричард Аведон. Сейчас работы Бродовича представлены в коллекциях Художественного института Чикаго, Музея современного искусства в Нью-Йорке и Национальной художественной галереи в Вашингтоне.

Рассказываем про:


Ранние годы: в России

Алексей Бродович родился в 1898 году в деревне Оголичи Российской империи (ныне — Беларусь) в богатой семье: его отец был врачом-психиатром, а мать — художницей-любительницей.

Фото: Wikipedia Commons

По воспоминаниям Бродовича, никакого формального художественного образования в детстве он не получал: просто делал зарисовки в блокнот на музыкальных концертах, куда часто ходил с семьёй, и фотографировал на подаренный отцом фотоаппарат.

Алексей учился в Санкт-Петербурге в престижном Тенишевском училище и планировал поступать в Императорскую академию художеств.

С началом Первой мировой войны Бродович изменил свои планы. Он несколько раз сбегал на фронт, откуда его возвращал отец, который работал в то время военным генералом во главе санитарного поезда Красного Креста. Отец помог ему окончить училище и отправил учиться в Пажеский корпус. Во время Гражданской войны Бродович воевал на стороне Белой армии и после поражения Белого движения вместе с семьёй и женой Ниной эмигрировал в Париж.

Эмиграция

В Париже Алексей и Нина поселились в крошечной квартире в районе Монпарнас — в то время там жили многие русские художники-эмигранты. Чтобы заработать на жизнь, Бродович начал работать маляром. После работы он посещал Свободную академию Марии Васильевой, где брал свои первые уроки живописи и скульптуры. Там он познакомился с Марком Шагалом, Александром Архипенко и Натаном Альтманом.

Эти знакомства дали возможность заняться творческой работой — в начале двадцатых Бродович устроился художником-декоратором в театр Сергея Дягилева. Он рисовал афиши и декорации для «Русских сезонов», а также фотографировал артистов за кулисами во время репетиций и примерок.

Алексей Бродович, «Флейтист», 1922 год
Изображение: The Goldstein Museum of Design / University of Minnesota

Первые успехи: конкурент Пабло Пикассо

Чтобы получить опыт и собрать портфолио, в свободное от «Русских сезонов» время Алексей Бродович придумывал эскизы для мебели, текстиля и ювелирных украшений.

Он также сотрудничал с двумя журналами — Cahiers d’Art о современном искусстве и Arts et Métiers Graphiques о дизайне: подбирал шрифты, фотографии и иллюстрации. Поскольку у этих изданий тогда не было дизайн-руководителей, Бродович, по сути, выполнял работу арт-директора.

Журнал Arts et Métiers Graphiques был основан и финансировался Шарлем Пеньо. О том, какую роль он и его словолитня Deberny et Peignot сыграли в развитии типографики, читайте в нашем материале об Адриане Фрутигере.

Известность пришла к Бродовичу после участия в конкурсе плакатов для благотворительного бала Le Bal Banal в 1924 году. Он занял первое место, обойдя даже самого Пабло Пикассо. На афише Бродовича сочетание выразительного шрифта и будто бы небрежно нарисованной венецианской маски символизировало вечную борьбу светлого и тёмного, а также лицедейство, когда актёр меняет свою личность на противоположную. Изображение отражало художественные течения того времени — модернизм и сюрреализм.

Плакат Бродовича для благотворительного Le Bal Banal, занявший первое место в конкурсе плакатов
Изображение: Invaluable
Плакат Пикассо для благотворительного Le Bal Banal
Изображение: Artnet Worldwide Corporation

В течение нескольких недель афиши Бродовича и Пикассо были расклеены по всему Монпарнасу. Алексей гордился этой работой и всегда вешал копию плаката на стене в своих кабинетах.

Спустя год на Парижской международной выставке декоративных искусств Бродович получил пять медалей: три золотые за дизайн киоска и украшений, две серебряные за дизайн текстиля и приз за павильон Бека Филса «Любовь искусства».

После этих побед Алексей Бродович стал востребован как коммерческий дизайнер, и к нему начали активно обращаться агентства.

Он открыл собственную дизайнерскую студию L’Atelier A. B., в которой работал над рекламными плакатами для разных компаний. Самыми известными, по его мнению, были постеры для Donnet и Cunard Lines.

Рекламный постер L’Atelier A. B. для Donnet Zedel, 1925 год
Изображение: Invaluable
Рекламный постер L’Atelier A. B. для Donnet, 1925 год
Изображение: Invaluable
Рекламный плакат пива Bieres Petit & Fils, 1926 год
Изображение: Invaluable
Рекламный постер для судоходной компании Cunard Line, 1930 год
Изображение: 1stDibs.com

По заказу рекламного агентства Maximilien Vox Бродович разработал дизайн рекламы для Martini Vermouth. Вдохновлённый творчеством Эля Лисицкого, он создал плакат в стиле конструктивизма, используя геометрические формы и чистые цвета.

Обложка каталога универмага Aux Trois Quartiers
Изображение: The Goldstein Museum of Design / University of Minnesota
Каталог для магазина мужской одежды Madelios
Изображение: Madelios / The Goldstein Museum of Design / University of Minnesota
Реклама для магазина мужской одежды Madelios
Изображение: Madelios / The Goldstein Museum of Design / University of Minnesota

Дизайн-студия крупного парижского универмага Aux Trois Quartiers Athélia пригласила Бродовича стать его художественным руководителем — он отвечал за дизайн рекламы, оформление витрин, каталогов универмага и бутика Madelios. Алексей понимал, что большинство респектабельных покупателей консервативны, поэтому в дизайне он решил соединить современные веяния с классикой античности.

Реклама Martini, 1926 год
Изображение: The Museum of Modern Art

Алексей Бродович интересовался книжной иллюстрацией и по заказу парижского издательства La Pléiade проиллюстрировал три книги: «Новеллы» Пушкина, «Фантастические повести» Достоевского и «Господин де Бугрийон» Жана Лоррена.

Иллюстрации Бродовича к «Господину де Бугрийону» Жана Лоррена
Изображение: The Goldstein Museum of Design / University of Minnesota

Переезд в США: «Удивите меня!»

К тридцатым годам Париж наскучил Бродовичу. И в это же время его пригласили стать деканом факультета дизайна рекламы в Музейной школе промышленного дизайна в Пенсильвании. Бродович с радостью согласился и вместе с семьёй переехал в Филадельфию.

Плакат для пивной компании, 1930-е
Изображение: The Goldstein Museum of Design / University of Minnesota

Возглавив кафедру рекламного дизайна в Музейной школе, Алексей начал преподавать фотографию и графику.

На своих занятиях он разбирал со студентами примеры европейского графического дизайна: приносил в класс французские и немецкие журналы и объяснял работу и технику художников из этих изданий. Советы ученикам всегда звучали так: избегать клише и учиться на своих ошибках.

Мы учимся, делая ошибки. Мы должны критически относиться к себе и иметь мужество начинать всё сначала после каждой неудачи. Только тогда мы по-настоящему впитываем, по-настоящему начинаем познавать.

Алексей Бродович

В 1933 году Бродович открыл собственную школу «Лаборатория дизайна» и проводил каждую неделю два занятия — по дизайну и фотографии. По его мнению, цель курса состояла в том, чтобы «помочь студенту открыть свою индивидуальность, кристаллизовать вкус, развить понимание современных тенденций, стимулировать изобретательность и совершенствовать свои технические возможности».

Дизайн брошюры Aquatone Today, 1933 год
Изображение: Edward Stern & Company Inc / Invaluable

Алексей называл себя не учителем, а «открывашкой», он хотел, чтобы каждый выпускник нашёл свой особый стиль. Принуждая учеников думать самостоятельно, он часто противоречил сам себе: сначала говорил одно, а на следующей неделе — совсем другое.

Наш класс собирался раз в неделю. Никто толком не знал, что именно Бродович преподаёт. Все ощущали присутствие скорее вождя, духовного наставника, чем простого преподавателя фотографии.

Арт Кейн,
фотограф

Бродович всегда общался со своими учениками на равных и часто приносил в класс реальные дизайнерские задачи, чтобы подумать над ними вместе.

В «Лаборатории дизайна»
Изображение: Phaidon Press

Лаборатория дизайна стала альма-матер для многих известных американских дизайнеров и фотографов — Ирвинга Пенна, Дианы Арбус, Евы Арнольд, Ричарда Аведона, Гарри Виногранда.

Бродович не любил посредственность и часто говорил ученикам: «Astonish me!» («Удивите меня!»). На самом деле эта фраза была переводом дягилевского «Étonnez-moi!».

Рекламная полоса для Climax Molybdenum, 1936 год
Изображение: The Goldstein Museum of Design / University of Minnesota

Harper’s Bazaar

В 1934 году главная редакторша Harper’s Bazaar Кармель Сноу впервые увидела работы Алексея Бродовича — на 13-й ежегодной выставке арт-директоров в Нью-Йорке.

Я заметила свежую, новую концепцию вёрстки, которая хлестнула меня как озарение: страницы сочились искусно обрезанными фотографиями, дизайн и типографика — смелые, захватывающие. Через десять минут я пригласила Бродовича на коктейль, и в тот же вечер он подписал предварительный контракт на должность арт-директора.

Кармель Сноу,
главная редакторша Harper’s Bazaar

По мнению Сноу, новый стиль должен был придать изданию жизни, сделав его новым Vogue.

Став арт-директором, первым делом Бродович уволил известного иллюстратора Эрте, который проработал в журнале 20 лет. По мнению Алексея, к тому времени стиль ар‑деко безнадёжно устарел и его надо было менять на что-то современное.

Обложка Harper’s Bazaar 1933 года в стиле ар-деко, сделанная до прихода в издание Бродовича
Изображение: eBay

Макеты Бродовича были новаторскими и отличались от привычных для того времени. Он начал использовать единые развороты, на которых сочетал текст и фотографии, — до него американские журналы разделяли текст и иллюстрации широкими белыми полями. Он делал коллажи, смело обрезал фотографии, крутил их, подносил снимки к краю страницы или раскладывал на обе полосы — это было новаторством, и развороты получались динамичные и броские. Иногда он специально выбирал размытые и нечёткие фотографии: по его мнению, женщины должны были видеть в первую очередь себя, а не моделей. Такие угадываемые силуэты или затенённые лица позволяли любой будто бы оказаться на месте героини. В макетах Алексей использовал много белого пространства — это было фирменным стилем и узнаваемой чертой его работ.

Разворот журнала, фотографии Мартина Мункачи, 1935 год
Изображение: The Goldstein Museum of Design / University of Minnesota
На развороте фотография Мана Рэя и фирменное пустое пространство Алексея Бродовича. 1936 год
Изображение: The Goldstein Museum of Design / University of Minnesota
Сюрреалистический эффект на одном из разворотов журнала: две модели выходят вперёд через большие отверстия, прорванные в газете, 1938 год
Изображение: The Goldstein Museum of Design / University of Minnesota
Разворот журнала, 1941 год
Изображение: Harper’s Bazaar / Marion de Castilla
Разворот журнала с фотографиями Ричарда Аведона, 1944 год
Изображение: The Goldstein Museum of Design / University of Minnesota

Работая в Harper’s Bazaar, Бродович часто отказывался от студийных фешен-фотографий, предпочитая им естественные снимки — на открытом воздухе, с моделями, которые были заняты обычными делами.

Бродович проработал арт-директором Harper’s Bazaar 24 года и за это время полностью изменил образ издания. Он приглашал поработать для журнала своих старых друзей — среди них были Ман Рэй, Сальвадор Дали, Жан Кокто, Рауль Дюфи, Марк Шагал и Адольф Кассандр. Художники и фотографы-модернисты превратили издание в одно из заметных явлений графической культуры и искусства середины ХХ века. Элегантность Harper’s Bazaar и дерзость и новаторство в оформлении оказались идеальным миксом для модного журнала.

Обложка Адольфа Кассандра для Harper’s Bazaar, 1938 год
Изображение: The Goldstein Museum of Design / University of Minnesota
Обложка Harper’s Bazaar, 1940 год
Изображение: The Goldstein Museum of Design / University of Minnesota
Обложка Harper’s Bazaar, 1947 год
Изображение: The Goldstein Museum of Design / University of Minnesota
Обложка Harper’s Bazaar, 1952 год. Фотограф Ричард Аведон
Изображение: The Goldstein Museum of Design / University of Minnesota

Ballet и Portfolio

Работая арт-директором в Harper’s Bazaar, Алексей Бродович занимался и другими проектами.

В 1935–1937 годах он фотографировал труппы «Русского балета» во время их гастролей в Нью-Йорке. Бродович не использовал вспышку, хотя в театре был полумрак, поэтому получающиеся фотографии отличались от общепринятых снимков. Это были размытые, нерезкие и динамичные изображения, которые создавали впечатление непрерывного движения в замершем кадре и передавали дух танца.

Фотография «Русского балета»
Изображение: Mutual Art
Фотография «Русского балета»
Изображение: Mutual Art
Фотография артиста «Русского балета» в гримёрке
Изображение: Mutual Art
Обложка книги Ballet
Изображение: Mutual Art

Спустя восемь лет 104 снимка этой серии были опубликованы маленьким нью-йоркским издательством JJ Augustin в книге Ballet. У издания был крохотный тираж — вышло всего 500 экземпляров, и они не продавались в книжных магазинах.

Ballet — одна из успешных попыток показать движение в фотографии и, безусловно, одна из самых кинематографичных и динамичных фотокниг, когда-либо опубликованных.

Джерри Баджер, Мартин Парр,
The Photobook: A History, Vol. 1

В 1950 году Алексей Бродович совместно с Фрэнком Захари и Джорджем Розенталем основывает журнал Portfolio. Издание полностью посвящено искусству и дизайну, а Бродович в нём и арт-директор, и редактор. Он и делает макеты разворотов, и сам готовит некоторые материалы. На обложках Portfolio только название и минималистичные абстракции — это было необычно для американских изданий. К сожалению, поскольку Бродович принципиально не хотел «портить» журнал рекламой, издание просуществовало совсем недолго. Всего было подготовлено и выпущено три номера, вобравших в себя всё лучшее и инновационное, что было в дизайне на тот момент.

Журнал Portfolio, первый выпуск, 1950 год
Изображение: The Goldstein Museum of Design / University of Minnesota
Журнал Portfolio, второй выпуск, 1950 год
Изображение: The Goldstein Museum of Design / University of Minnesota
Журнал Portfolio, третий выпуск, 1951 год
Изображение: The Goldstein Museum of Design / University of Minnesota

Бродович разработал шрифт Al-Bro, названный по первым буквам его собственного имени. Знаки были нарочито декорированы каплями и выносными элементами — на их создание дизайнера вдохновила нотная грамота. Макет, демонстрирующий Al-Bro, включили в первый номер Portfolio.

Шрифт Al-Bro на развороте журнала Portfolio
Изображение: Crossett Library / Flickr

Возвращение в Париж

После того как Нина, жена Алексея, умерла в 1960 году, он стал часто попадать в больницу из-за прогрессирующей депрессии и алкоголизма. В больнице Нью-Йорка он начал писать автобиографию, но так и не закончил её. Бывший ученик Бродовича подарил ему миниатюрную камеру, тот спрятал её в пустую пачку из-под сигарет Pall Mall и снимал соседей по палате. Новыми проектами в тот период дизайнер практически не занимался.

В 1966 году Бродович неудачно упал и сломал ребро, после чего вместе с сыном Никитой они вернулись во Францию. Алексей поселился в деревушке недалеко от Авиньона, где и умер 15 апреля 1971 года.

В этом же году Филадельфийский колледж искусств посмертно присудил ему степень доктора искусств, а в 1972-м — организовал выставку «Алексей Бродович и его влияние».


Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована