Дизайн
#подборки

7 историй создания современных шрифтов

Каким был главный шрифт у рокеров 1960-х, как реставратор мебели работал с Google Fonts и какой символ Proxima Nova унаследовала из «Звёздных войн».

Иллюстрация: Jason Jones / Flickr / Capitol / Wikimedia Commons / Redrow / Дизайн агентства Absolute / Annie для Skillbox Media

Как правило, дизайнеры рисуют шрифты, чтобы решить задачу продукта или бренда: показать ценности компании, добиться определённого настроения. Но бывает, что в результате работу автора используют не так, как он предполагал. Например, из шрифта для немецких грузовых вагонов получился DIN, а гарнитура Mozilla Firefox прижилась на правительственных сайтах.

Рассказываем, как дизайнеры придумали и сделали семь популярных шрифтов, которыми вы пользуетесь.

DIN

Это немецкий шрифт, который изначально был разработан для табличек на немецких железных дорогах.

Фото: Jason Jones / Flickr

История DIN начинается в 1905 году: похожие начертания букв были введены, чтобы унифицировать описания на грузовых вагонах. В 1920-м аналогичные надписи уже использовались для всех немецких поездов. А шрифт официально был выпущен в 1923 году — в типографской мастерской D. Stempel AG взяли за основу начертания для железных дорог и доработали их. Это была довольно крупная мастерская — в ней же, спустя несколько лет, создали ещё один широко известный шрифт — Memphis.

DIN — это аббревиатура от Deutsches Institut für Normung (Немецкий институт стандартизации). Первая гарнитура называлась DIN 1451. Со временем она распространилась по всей Германии: её использовали для дорожных знаков, нумерации домов и даже на упаковках потребительских товаров. В гарнитуре было два начертания: обычное (Mittelschrift) и condensed (Engschrift). В Германии их до сих пор можно встретить в городской навигации:

Указатель, напечатанный Engschrift
Фото: Wikimedia Commons

В 1995 году Альберт-Ян Пул провёл незначительный редизайн шрифта — так появился FF DIN, который и сейчас активно используют в рекламе и айдентике.

Логотип Sustane
Изображение: Sustane
Постер фестиваля d’Angoulême
Изображение: René Goscinny / Albert Uderzo / Festival international de la bande dessinée d’Angoulême

В нулевых годах появились ещё версии. Одни из наиболее известных — DIN Next и PF DIN.

DIN Next в навигации Silesian Museum
Фото: Silesian Museum / ADP Service / Blank Studio / Society for Experiential Graphic Design
PF DIN в рекламе DirecTV Stream
Изображение: DirecTV

Fira Sans

Этот гуманистический гротеск разработали в 2013 году для Firefox OS от Mozilla Corporation. В том же году Fira выложили в свободный доступ. Над гарнитурой трудился известный шрифтовик Эрик Шпикерманн совместно с командой студии Carrois Type Design.

Изображение: Wikimedia Commons

Помимо Fira Sans c несколькими начертаниями, была разработана моноширинная гарнитура — Fira Mono.

Изображение: Wikimedia Commons

Сейчас Fira Sans — официальный шрифт Правительства Новой Зеландии, а также его используют в отдельных веб-ресурсах госструктур США и Канады.

Скриншот: сайт New Zealand Government / Skillbox Media
Fira Sans использован для навигации и основного текста
Скриншот: сайт january6th.house.gov
Fira Sans использован для основного текста
Скриншот: сайт Vancouver Economic Commission

Cooper Black

Это жирный контрастный шрифт без единого острого угла: его выпустили в 1922 году и назвали в честь создателя — дизайнера Освальда Брюса Купера.

Изображение: Wikimedia Commons

Cooper Black возник как переработка Cooper Old Style — похожего шрифта с более тонкими буквами, который Купер выпустил в 1919 году. Общественное признание шрифт приобрёл после смерти автора — в 1960-х годах, с ростом популярности поп‑арта. Его часто использовали дизайнеры музыкальных обложек. Например, в 1966 году Cooper Black использовали The Beach Boys, позднее — The Doors, Дэвид Боуи, The Beatles.

Изображение: Capitol / Wikimedia Commons
Изображение: Apple Records / Wikimedia Commons

Популярность Cooper Black продолжалась и в 1970-х: его по-прежнему использовали для оформления музыкальных дисков, а также для рекламы и логотипов

Логотип тележурнала 1976 года
Скриншот: сериал Thalassa / France Télévisions

В наши дни Сooper Black продолжают использовать — хоть и не так активно.

Реклама бренда здорового питания
Изображение: Lilly’s Food
Реклама воркшопов в Монако (Cooper Black использован в левом нижнем углу)
Изображение: Centre de Cultura Contemporània de Barcelona

Calibri

Calibri до недавнего времени был главным шрифтом Microsoft. Его автор — голландский шрифтовой дизайнер Лукас де Гроот.

Изображение: Wikimedia Commons

К началу нулевых де Гроот уже успел стать известным в профессиональных кругах и занимался собственной шрифтовой студией LucasFonts, а работу для Microsoft ему предложили через посредника. Ключевым требованием было удобство чтения с экрана.

В Microsoft хотели выпустить коллекцию шрифтов, которая должна была использоваться с их технологией сглаживания ClearType — она сглаживала пиксели и позволяла делать текст на экране таким же чётким, как на бумаге. Помимо де Гроота в проект пригласили дизайнеров Джелле Босма, Джона Хадсона и Гэри Мунка — они сделали Cambria, Constantia и Candara.

Уже после начала работы над шрифтом, в 2003 году, де Гроота пригласили в офис Microsoft для работы совместно с другими дизайнерами и консультантами. Особенность Calibri — скруглённые контуры букв. Благодаря технологии ClearType они отображались чётко, без «размытия». Всю коллекцию шрифтов Microsoft представила в 2004 году, а в 2007-м Calibri стал дефолтным шрифтом в Microsoft Office.

В ближайшем будущем Microsoft планирует заменить Calibri. В систему добавят пять новых гарнитур: Bierstadt, Grandview, Seaford, Skeena и Tenorite — дефолтной станет одна из них.

Как любой качественный гротеск, Calibri используют и в бренд-дизайне, и в рекламе, и в вебе.

Изображение: Stas Aki
Calibri в кириллице на российском постере
Фото: LucasFonts
Calibri в логотипе промышленной компании (во второй строке)
Изображение: COMEP

Oswald

Создатель этого шрифта, англичанин Вернон Адамс, был реставратором мебели и резчиком по дереву — и по совместительству шрифтовым дизайнером. Он автор многих известных шрифтов — в частности, Nunito, Оxygen и Pacifico. Вернон много сотрудничал с Google Fonts, и Oswald — один из таких проектов.

Изображение: Rana Betül Büyüklü / Behance

При создании шрифта дизайнер отталкивался от Alternate Gothic. Первую версию на Google Fonts выложили в 2011 году. К 2014 году Адамс добавил в Oswald жирное и тонкое начертание. В том же году дизайнер попал в аварию и получил серьёзные травмы — он больше не возвращался к работе и умер спустя два года.

Работы Адамса, включая Oswald, продолжали дорабатывать и публиковать уже после его смерти. Например, в 2020 году в Google Fonts появился шрифт Mulish, воссозданный по его эскизам. Но Oswald остаётся одной из самых известных работ дизайнера.

Жирное начертание Oswald в интерфейсе сайта польского центра психотерапии
Изображение: Mikołaj Czyż / pocotorobie.pl

Proxima Nova

Автор этого шрифта, Марк Симонсон, начал работать над Proxima Nova ещё в 1980 году. А релиз состоялся только через 25 лет — в 2005-м. Название шрифта португальское, дословно его можно перевести как «новый следующий».

Изображение: Mark Simonson

Рабочая версия Proxima Nova — до официального релиза — называлась по-другому: Visigothic. В 1990-е годы Симонсон работал графическим дизайнером в студии Rivertown Trading Company. Одним из его проектов была упаковка кассет «Звёздных войн». Там Симонсон решил попробовать использовать Visigothic.

Фото: Mark Simonson / Lucasfilm Ltd.

Через год, практически в том же виде, Марк выпустил шрифт под названием Proxima Sans. В дальнейшем он продолжил его дорабатывать — и так появилась Proxima Nova.

Интересно, что в гарнитуре Proxima Nova есть символ ℗ — знак защиты авторских прав на фонограмму. Это не самый распространённый символ, но Симонсону он был нужен для дизайна кассет — и в более поздних версиях шрифта его решили оставить.

Фото: Mark Simonson / Lucasfilm Ltd.

Сейчас Proxima Nova — платный шрифт, который широко используют в брендинге и рекламе.

Айдентика Redrow
Изображение: Redrow / дизайн агентства Absolute
Логотип Pink Palm
Изображение: Pink Palm

Montserrat

Этот шрифт разработала дизайнер из Буэнос-Айреса Джульета Ульяновски.

Изображение: Wikimedia Commons

Монтсеррат — район столицы Аргентины, который славится текстильным бизнесом. В одном из интервью дизайнер рассказывала о том, как в 2003 году участвовала в конкурсе айдентики для Монтсеррата. Одноимённого шрифта тогда ещё не было в проекте, и она взяла для своего дизайна Trebuchet, который показался наиболее подходящим. Она отмечает, что её всегда привлекали подобные буквы с «урбанистическим» характером.

Шрифт Montserrat — дипломный проект дизайнера, он был закончен в 2011 году. Рабочим названием было Progreso, но такое наименование уже кто-то зарезервировал, поэтому Джульета решила назвать гарнитуру в честь индустриального района. В том же году шрифт купили в Google, разработали новые начертания, и теперь без него трудно представить Google Fonts.

Разные начертания Montserrat на упаковке The Really Nice Sauce Co.
Фото: The Really Nice Sauce Co. / дизайн агентства Eye Candy

Курс

Профессия Графический дизайнер

Вы узнаете, как создавать айдентику бренда в вебе и для печати. Научитесь работать в Illustrator, Photoshop, InDesign и Figma. Добавите в портфолио плакаты, логотипы, дизайн мерча и другие сильные проекты. Начнёте карьеру в студии или на фрилансе.

Узнать про курс

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Обучение: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована