Дизайн
#подборки

5 проектов Яёи Кусамы

Зеркальные миры, мультяшные тыквы и другие узнаваемые работы главной японской художницы.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Яёи Кусама родилась 22 марта 1929 года в японском городе Мацумото. В десять лет у Яёи стали появляться галлюцинации: ей казалось, что окружающие предметы двигаются, светятся, что цветочный узор со скатерти переползает на остальные поверхности в комнате. Психиатр посоветовал ребёнку заниматься рисованием, чтобы стабилизировать психическое состояние.

В рисование Яёи Кусама погрузилась с фанатичностью, отражая в иллюстрациях посещающие её видения. В ранних работах уже прослеживались ритмичные паттерны, напоминающие узоры на обоях или ткани.

Кадр: Magnolia Pictures & Magnet Releasing / YouTube

В 1948-м она начала учиться в Киотской городской школе искусств и ремёсел, где сначала проходила традиционную японскую живопись нихонга, а позднее ушла от классических стандартов к абстрактным формам и сюрреалистическим мотивам.

Переломным моментом в карьере Кусамы стал переезд в Штаты. На это её вдохновила поддержка американской художницы Джорджии О’Кифф, с которой Яёи вела переписку в 1950-х. И в 1957 году она, несмотря на протесты семьи, переехала в Сиэтл, а ещё через год — в Нью-Йорк. В Штатах художница окунулась в мир богемы и искусства: посещала модные показы, арт-фестивали, познакомилась с Уорхолом и другими культовыми фигурами 1960-х.

Кусама плодотворно работала: неустанно писала, создавала инсталляции, текстильные скульптуры, выставляла свои картины в галереях у знакомых. Однако заметного успеха так и не было, при этом её душевное состояние ухудшалось.

В 1970-х Яёи Кусама вернулась в Японию, а в 1977-м начала лечение в токийском психиатрическом институте. С тех пор она живёт там: днём работает в расположенной по соседству мастерской, а вечером возвращается в клинику.

Повторяющиеся от проекта к проекту сюжеты, элементы, с одной стороны, вызывают ассоциацию с навязчивыми мыслями, а с другой — показывают, как выглядит «правильный» мир глазами художницы. Зеркала, тыквы, узор в горошек, изображение глаза — всё это создаёт в хаотичных работах Яёи стабильность.

В 1993-м Яёи позвали участвовать в Венецианской биеннале. К ней пришло долгожданное признание: по всему миру стали организовываться выставки, а в Токио даже открылся Музей Яёи Кусамы.

Расскажем о нескольких знаковых работах японской художницы.

«Белый №28»

1960

Картина входит в цикл «Бесконечные сети», который Яёи создавала в 1959–1960 годах. Минималистичные работы с повторяющимися узорами можно считать ответом художницы на экспрессивные и хаотичные проекты Джексона Поллока или Виллема де Кунинга.

«Белый №28» выполнена маслом. Короткие мазки объединяются в спокойные узоры, сочетание белого и серого цвета погружает зрителя в медитативное состояние. Картину, ставшую образцом минимализма, в 2008 году продали за 7,1 миллиона долларов. Это сделало Яёи Кусаму одной из самых высокооплачиваемых художниц в мире.

Изображение: Yayoi Kusama / MutualArt

Aggregation: One Thousand Boats Show

1963

Это первая пространственная инсталляция, которую Кусама создала в Штатах. В основе композиции гребная лодка, которую художница вместе с другом нашла на свалке. Инсталляция располагалась в помещении, стены и пол которого покрывали 999 плакатов с изображением той же лодки.

Художница, словно кораллами, покрыла её текстильными выступами фаллической формы — Яёи подчеркнула сексуальный характер работы, позируя возле неё обнажённой на презентации проекта. Ещё один акцент — на дне лодки лежали белые туфли на высоком каблуке.

Фото: Todamo / Shutterstock

The Obliteration Room

2002

Это динамичное произведение, в создании которого художница предложила принять участие зрителям. Изначально помещение для экспозиции было полностью белым: стены, потолок, пол, мебель, посуда тоже были белыми. Посетителям раздавали стикеры разного цвета и размера, и они могли наклеить их в любой точке комнаты: сделать какой-то узор или просто нанести рандомно.

Вопреки названию, «Комната уничтожения» наполнилась жизнью. За несколько недель помещение покрылось тысячами разноцветных «горошков» — всё в традициях Яёи Кусамы.

Aftermath of Obliteration of Eternity

2009

В 1950–1960-х Кусама была одним из новаторов, придумавших зеркальные инсталляции. С тех пор она создала более двадцати «бесконечных зеркальных комнат». Aftermath of Obliteration of Eternity («Последствия уничтожения вечности») отсылает к традиционной буддийской церемонии Торо Нагаси, посвящённой чествованию предков.

Помещение инсталляции заполнено зеркалами, сотнями светодиодных ламп разных размеров, которые гаснут и загораются вновь. Посетитель становится на платформу в центре композиции и оказывается внутри зеркального калейдоскопа, заполненного огоньками, — и замкнутое пространство кажется ему бесконечным космосом.

Dancing Pumpkins

2023

В прошлом году вышла коллаборация Яёи Кусамы и модного дома Louis Vuitton. Знаменитые принты в горошек украсили сумки и одежду в новой линейке бренда. А перед запуском коллекции в Бангкоке в конце 2023 года площадку перед магазином украсили композицией из 101 тыквы от художницы.

В центре инсталляции — тыква высотой около 5,5 метра, «танцующая» на дольках-«щупальцах». Тыквы сделаны из бронзы и нержавеющей стали, покрыты разноцветной краской и, конечно, узором в горошек.

Подробнее о коллаборации художницы с модным брендом мы рассказывали здесь.

Фото: LILLIAN SUWANRUMPHA / AFP / Getty Images
Фото: VTT Studio / Shutterstock
Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована