15 советских плакатов с интересными дизайнерскими приёмами
Слова «дизайн» в обиходе советского человека не было. Но сам дизайн был — причём очень хороший.
Фото: Bloomberg / Getty Images
Реклама и пропаганда в СССР умели убеждать — во многом благодаря плакатам. Вопреки жёсткой цензуре художникам-оформителям удавалось создавать настоящее искусство. Точные образы, запоминающиеся надписи, насыщенные цвета и предельная лаконичность вдохновляют дизайнеров и сейчас.
В этом материале мы расскажем об особенностях советских плакатов и покажем 15 примеров.
Характерные шрифты
Залог хорошего плаката — читабельный лозунг. В советской графике тексту отводилось важное место, а шрифты отражали дух времени: это были простые, грубые, чёткие буквы, которые легко прочесть издалека.
Для коротких заголовков использовали акцидентные (декоративные) шрифты, но в них тоже не было мелких деталей.
Сейчас многие считают обводку моветоном. Во-первых, если автоматически сделать её для обычного шрифта, это исказит форму букв. Во-вторых, такой текст трудно читать в маленьком масштабе — например, со смартфонов. Однако если речь идёт о специальных декоративных шрифтах с обводкой, а сама надпись планируется крупной, этот приём работает и популярен до сих пор.
Читайте также:
Когда текста на плакате было сравнительно много, использовали простые гротески. Обычно это были равноширинные шрифты (в которых все буквы тяготеют к одной ширине) — они придают надписи чёткий ритм. Толщина и размер шрифта варьировались.
Антикву с тонкими засечками на плакатах практически не использовали, но встречаются брусковые шрифты. Вероятно, жирный гротеск с острыми углами, как в предыдущем примере, на этом плакате смотрелся бы пугающе:
Хотите узнать больше о видах шрифтов и правилах их использования? Записывайтесь на наш курс по типографике!
Леттеринг
Рисованные буквы — фишка советских плакатов. Леттеринг — это создание надписей от руки для конкретного проекта: сейчас он популярен в рекламе, анонсах и логотипах. Рисование надписей — непростое искусство, ведь нужно не только сделать буквы визуально интересными, но и сохранить их основные пропорции, чтобы не возникало проблем с чтением. Советские художники делали это мастерски.
Вот креативный плакат, чем-то напоминающий современные мемы. Но здесь важную роль играют надписи: они будто летят и растворяются в космическом пространстве.
Очень популярным был леттеринг, стилизованный под рукописный почерк. Он, как и почерк, бывает разным. Например, буквы в следующем плакате нарисованы нарочито небрежно: в отличие от рубленых шрифтов, такое написание — попытка доверительного общения с народом.
Леттеринг оживлял советские надписи: с помощью уникального написания можно придавать буквам разные форму и наклон.
Шрифтовая композиция
Ещё одна интересная особенность советской графики — оригинальные шрифтовые композиции. Буквы на плакатах зачастую располагались не на последовательных строках, а в художественном беспорядке: вертикально, наискосок, имитируя предметы или геометрические фигуры.
На этом плакате текст визуально нескучный. Он легко читается за счёт контрастных светлых букв на белом фоне и диагональной линии, которая ведёт нас от конца одной надписи к началу другой.
Вот ещё один пример необычной композиции с текстом. Нарисованный слон и слово «был», вписанное в круг, образуют знак вопроса.
В следующем примере название продукта короткое, ёмкое, написано простым шрифтом — поэтому без проблем читается по диагонали и образует тело смешного человечка.
Запоминающиеся иллюстрации
Простые и чуть грубоватые рисунки идеально подходили для советского плакатного искусства: они позволяли выразить месседж, не перегружая картинку деталями. Во многом советские агитационные плакаты убедительные и запоминающиеся благодаря своим иллюстрациям. Негативных персонажей зачастую рисовали карикатурно — эти яркие образы невозможно игнорировать.
Чтобы привлекать внимание к персонажам, на плакатах использовали однотонные заливки: часть изображения просто закрашивали каким-нибудь цветом. На этом плакате синяя одежда и головные уборы помогают привлечь внимание к главному:
Позитивные герои изображались розовощёкими, улыбчивыми, освещёнными солнцем. Конечно, на многих советских плакатах были скучные однотипные положительные герои — чем-то напоминающие улыбающихся человечков с современных стоковых фото. Но выпускали и более привлекательные картинки.
Яркие цвета
Ещё одна фишка плакатов СССР — сочные цветовые оттенки, которые сразу приковывают взгляд. В рекламной графике часто использовали сочетания дополнительных цветов по кругу Иттена: они максимально контрастные. Например, это жёлтый с фиолетовым и оранжевый с голубым.
Несмотря на то что в следующем примере использованы приглушённые оттенки цветов, плакат всё равно смотрится очень ярким — за счёт контраста дополнительных цветов.
Наряду с приглушёнными оттенками в плакатах использовали и открытые цвета — чистые, яркие, без примесей. Обычно это были первичные цвета по кругу Иттена: красный, жёлтый и синий. Особенно они характерны для рекламы.
Но излюбленный цвет в СССР — это, конечно, красный. Он яркий сам по себе, а в сочетании с чёрным смотрится ещё более броским. Красный цвет — неотъемлемая часть агитационных плакатов. Именно плакаты в красной гамме призывали народ к боевой готовности и усердной работе:
Тренды в дизайне рекламы со времён СССР менялись многократно, но суть оставалась та же: нужно, чтобы было ярко, доходчиво, со свежими образами и понятными надписями. Хотите научиться создавать продающий дизайн? Записывайтесь на наш курс.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!