10 художников, картины которых могут соперничать с картинами Босха
Мистические образы, сновидческие фигуры и зловещие сюжеты — всё страдающее Средневековье на полотнах.


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Наследие нидерландского живописца Иеронима Босха, дошедшее до наших времён, не такое масштабное: всего около десяти картин и двенадцати рисунков. Однако переоценить его влияние на развитие живописи, кажется, невозможно: его сюжеты до сих пор вызывают самый живой интерес, а образы врезаются в память надолго.
К сожалению, трактовка многих символов уже утеряна: то, что для нас (зумеров, бумеров и миллениалов) выглядит просто как инфернальная головоломка, для его современников включало гораздо больше смысла, и его картины для них смотрелись не сложнее, чем чат с мемами. Впрочем, и сейчас мемов с фрагментами картин Босха можно найти немало.


Читайте также:
Однако он был не единственным художником, который умел «нагнать жути» в своих картинах, тем более и время такое было — Позднее Средневековье едва ли за плечами, в части европейских стран начинается эпоха Северного Возрождения, но основной интерес у художников, конечно, обращён ещё не к Древнему Риму, а к христианству, особенно самой мрачной его стороне — адским мучениям и наказаниям за грешную жизнь.
Рассмотрим десять мрачных картин от художников, которых можно сравнить с Иеронимом Босхом.
Питер Юйс
(«Искушение святого Антония», 1547)

Фламандский художник эпохи Возрождения. К сожалению, о жизни художников того времени сведений сохранилось довольно мало, всё, что остаётся исследователям, — дошедшие до нас подписанные картины. Известно, что Питер Юйс родился в 1519 году, а умер в 1584-м. Его картина «Искушение святого Антония» — излюбленный сюжет как Босха, так и его последователей — датирована 1547 годом.
Увидеть на полотне влияние Босха может любой человек, даже крайне далёкий от искусства: многообразие фигур, похожих на героев «Звёздных войн», сложная композиция и множество деталей, которые поймут только современники (вот, например, раскрытая устрица на дереве может иметь как сексуальный подтекст — ведь перед нами картина об искушении, — так и означать душу, готовую покинуть тело и обрести спасение).
Йос ван Красбек
(«Искушение святого Антония», 1650)

Это тоже фламандский художник, который жил столетием позднее и в целом рисовал скорее бытовые сюжеты (одна из самых его известных картин — «Курильщик»), но его картина «Искушение святого Антония» явно навеяна образами с полотен Босха. Интересно, что в центре картины изображён мужчина, похожий на того самого мужчину с трубкой, при этом считается, что «Курильщик» — это автопортрет.
В «Искушении святого Антония» странные образы рвутся наружу как изо рта человека, так и из его головы, а вокруг — целая толпа странных существ, занятых своими странными делами.
Ян Мандейн
(«Искушение святого Антония», около 1550)

Ещё один фламандский художник, считающийся последователем Босха. Опять же, о его личности известно немного: родился в 1500-м, умер в 1560-м и, что самое печальное, был, вероятно, неграмотным и не мог подписать готическим шрифтом собственные работы — исследователи считают, что он просто пытался скопировать подпись с образца. Тем не менее именно ему приписывают босхоподобное «Искушение святого Антония», написанное около 1550 года.
Питер Брейгель старший
(«Безумная Грета», 1563)

Один из самых ярких последователей Босха — Питер Брейгель старший. На одной из картин он изобразил популярный в то время сюжет: женщина по имени Грета отправилась в ад, чтобы вернуть собственные сковородки. Может на первый взгляд прозвучать нелепо и комично, но это довольно трагическая история: несчастная Грета была замужем за пьяницей, всех её детей забрала война, она жила в вечной нищете и страданиях и однажды не смогла найти в доме сковородку.
Это стало последней каплей — Грета вооружилась чем могла и ринулась в ад, отбирать утварь у чертей. Ни один демон не мог её напугать, потому что жизнь её и так потрепала. Несмотря на то что она отвоевала свою сковородку и вернулась домой, этот поход лишил её остатков разума.
Стоит отметить, что в картине заложен не только смысл всем известной (в то время) притчи, но и аллегория войны, разыгравшейся между Испанией и Фландрией (тоже в то время). Безумие женщины в латах и разнообразие фантастических деталей отражает потерянность и ужас, которые царили в ту эпоху.
Микеланджело
(«Терзания святого Антония»)

Авторство этой картины было установлено только в 2008 году — им признали 12- или 13-летнего Микеланджело. Работа выполнена в 1487 или 1489 году, то есть как раз в то время, когда работал Иероним Босх. Несмотря на то что в ней нет множества странных существ и сложной композиции, безусловно, образы пугают, а демоны с чешуёй и руками — прямо отсылают к работам нидерландского мастера.
Ханс Бальдунг
(«Три возраста женщины и Смерть», 1541–1544)

Немецкий художник был одним из самых талантливых учеников Дюрера. Он жил и работал в то же время, что и Иероним Босх. В его работах нет разнообразия демонов, но пугают они не меньше.
Например, в картине «Три возраста женщины и смерть» (есть ещё другая его же картина — «Три возраста и смерть»), можно найти символизм, присущий Босху: помимо очевидных образов женщин, в углу картины помещена сова, которая только сейчас ассоциируется с мудростью — во времена Ханса Бальдунга эта птица символизировала ложь и лицемерие.
Злые и напряжённые лица женщин тоже не вызывают приятных ассоциаций. Впрочем, в Средневековье списывать все проблемы мира на женщин было обычным делом.
Маттиас Грюневальд
(«Изенгеймский алтарь. Искушение святого Антония», около 1512–1516 годов)

Долгое время авторство Изенгеймского алтаря приписывали Хансу Бальдунгу, но в итоге произведение атрибутировали как работу Маттиаса Грюневальда.
Это очень сложная работа — раскладной полиптих, на котором изображено несколько библейских сюжетов. В том числе — искушение святого Антония. Именно там можно найти тех самых демонов, так знакомых по картинам Иеронима Босха: птицы с руками, странные крылатые твари и вооружённые зубастые монстры.
Ян Велленс де Кокк
(«Искушение святого Антония», 1524)

О жизни художника остались крайне скудные сведения: родился между 1475 и 1480 годом, умер или в 1527-м, или в 1528 году. Зато известно, что одного из его сыновей звали Иероним и он вместе с братом Маттейсом основал издательство, которое печатало гравюры Питера Брейгеля старшего.
В его картине (конечно, это «Искушение святого Антония») — всё то, за что мы любим Босха: демоны, многослойность и всеобщая жуть.
Ян Вербек
(«Искушение святого Антония», 1550–1560)

Ян или Франс Вербек — один из тех художников того времени, который то ли был, то ли не был, но попал в книгу историографа Карела Ван Мандера (к слову, тоже живописца), называвшуюся просто — «Книга о художниках». Ван Мандер описывал мастерство Яна Вербека в изображении «странных призраков» — так ему атрибутировали картину «Искушение святого Антония» (конечно, именно этот сюжет).
Ханс Мемлинг
(«Страшный суд», около 1473)

Классическое произведение фламандской живописи и на первый взгляд довольно далёкое от работ Иеронима Босха. Но если присмотреться, то можно увидеть, что у некоторых демонов крылья как у бабочек — таким же смешиванием и составлением странных химер в своих работах занимался и нидерландский живописец.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!