UGС-контент в корпоративном обучении: как организовать его производство
Кейсы и советы от компаний, которые создали у себя целые «фабрики» по производству «самодельного» учебного контента сотрудниками.
Иллюстрация: Unsplash / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media
User-Generated Content (или пользовательский контент) даёт сразу несколько преимуществ в корпоративном обучении. Например, его использование повышает вовлечённость и мотивацию сотрудников и позволяет непрерывно актуализировать знания. Кроме того, такой контент показывает и экономическую эффективность.
Российские компании активно привлекают сотрудников к созданию полезного внутреннего контента — их опыту посвятили новый выпуск журнала «СберУниверситета» EduTech. Кратко рассказываем об опыте включения UGC в систему корпобучения в трёх крупных корпоративных университетах и об их лайфхаках.
Сервис для блогинга (МТС)
Пожалуй, самое очевидное решение при внедрении UGC — создать внутренний форум, где сотрудники могут делиться знаниями друг с другом. Именно такой формат решили использовать в Корпоративном университете МТС: там создали своеобразный «Хабр» — то есть платформу для блогинга.
Сервис решает сразу несколько задач:
- Помогает сохранить знания. Уход ценного специалиста из компании больше не будет означать, что его опыт не смогут перенять другие.
- Сокращает время на поиск нужной информации и упрощает курирование внутреннего контента.
- Позволяет экономить и на привлечении внешних экспертов, и на временных затратах.
Для привлечения и обучения авторов (ведь не все прирождённые блогеры) корпоративный университет сначала сделал серию лонгридов о том, как запустить и вести собственный блог. За год на платформе завели 39 блогов, в среднем сотрудники публикуют 1,5 статьи в день, а читателей уже 2,5 тысячи. В блоге есть привычные для современных читателей функции: можно подписываться на конкретных авторов и персонализировать свою ленту.
Производство собственных курсов (РЖД)
В РЖД столкнулись с типичной проблемой узкоотраслевой корпорации: на внешнем рынке просто не найти нужных экспертов, топовые специалисты по нужным темам уже давно стали сотрудниками компании. Поэтому UGC был не столько модным трендом, сколько насущной необходимостью.
«UGC оказался самым быстрым и дешёвым способом обучения, который пользуется доверием у слушателей, потому что знания, созданные внутренними экспертами, всегда актуальны и соответствуют специфике отрасли», — рассказал эксперт Центра бренда работодателя и развития человеческого капитала РЖД Сергей Запорожченко.
В компании создали набор инструментов, чтобы упростить работу сотрудникам:
- Методические документы. По сути, инструкции по созданию курсов: как проводить анализ аудитории, формулировать цели и задачи, формировать структуру, писать тексты.
- Конструктор курсов. Компания запустила своеобразный корпоративный сервис в духе Tilda: авторы могут самостоятельно создать курс из готовых брендированных шаблонов (их в компании называют UI-китами). В итоге каждый такой курс выглядит как интерактивный лонгрид с блоками текста, виджетами и активностями.
Но сначала будущему создателю собственных курсов нужно пройти специальное обучение. Для этого в университете подготовили три программы. Тем, кто просто хочет поделиться личным или профессиональным опытом, нужно пройти короткий полуторачасовой курс с базовым алгоритмом создания учебных продуктов. А вот у тех, кто хочет создавать «большие» программы для всех сотрудников компании, подготовка очень серьёзная: повышение квалификации с сопровождением менторов и постоянной практикой.
Кроме того, перед публикацией любого курса, созданного сотрудниками, их оценивают два эксперта: один — с точки зрения пользы для бизнеса, другой — с точки зрения методологии обучения.
Система управления знаниями («Сбер»)
В «Сбере» UGC стал частью единой системы управления знаниями на внутренней платформе «Пульс».
В компании сделали ставку на возможность выбрать разные форматы контента: например, сотрудники могут записать вебинар, подкаст или написать статью. Конечно, без обучения тоже не обходится: желающим предлагают пройти тренинги, программы подготовки к публичным выступлениям или курсы. Так, для желающих попробовать себя в качестве подкастера создали курс «Сила звука»: его выпускники участвуют в конкурсе идей для подкастов, а победители бесплатно записывают первый сезон.
Как и в РЖД, перед публикацией контент проходит модерацию, а в некоторых случаях эксперты в той или иной сфере просматривают материал и дают (или не дают) добро на его публикацию. Успешность публикаций оценивают по нескольким показателям: просмотрам, пользователям, общему количеству контента и комментариев.
Кстати, активно участвуют в работе платформы не только создатели контента и модераторы, но и обычные пользователи: они могут оценивать и комментировать работу коллег, голосовать и генерировать идеи.
Что учитывать при внедрении UGC
Эксперты сделали несколько основных выводов для тех, кто хочет попробовать использовать UGC в своей компании:
- Важно определиться с целью сбора UGC: это может быть, например, вовлечение сотрудников, развитие комьюнити или сохранение накопленных знаний. Именно от цели зависит формат публикации контента и метрики его успешности.
- Люди не начнут генерировать контент без мотивации: сотрудников придётся на это вдохновлять. Впрочем, опыт крупных корпоративных университетов показывает, что зачастую поддержание внутренних ценностей компании, корпоративная культура и возможность развиваться мотивируют не хуже денег.
- Не стоит ждать от сотрудников «идеального» контента, но и бояться некачественной работы тоже не нужно. Главное — позаботиться об организации комфортных условий: о курсах по созданию контента, тренингах, методических рекомендациях.
- Важную роль во внедрении UGC играет хорошая онлайн-платформа: она должна быть привлекательной и удобной для всех пользователей — авторов, модераторов, слушателей или читателей.
Ещё больше идей для создания системы UGC — в тематическом выпуске журнала EduTech (при входе на сайт вы можете встретить предупреждение о небезопасности ресурса из-за перехода на новые сертификаты безопасности. Чтобы всё открывалось корректно, «Сбер» рекомендует заходить через браузер «Яндекса» или установить российские сертификаты).
Корпоративное обучение
Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев
Узнать подробнее