Плейлисты в корпоративном обучении: что это такое и зачем нужно
Бюджет не позволяет сделать LMS с персональными «умными» рекомендациями для пользователей? Тогда стоит собирать плейлисты.
Иллюстрация: Geek Greek / Unsplash / Jeremy7 / Freepik / Colowgee для Skillbox Media
В современных и дорогих системах дистанционного обучения популярна функция рекомендаций — она так же, как в социальных сетях, составляет для пользователя список того, что может быть ему интересно или полезно, исходя из анализа его интересов. Работают они обычно на базе ИИ. Системы с такой функцией есть далеко не в каждой компании, однако это не значит, что саму идею рекомендаций нельзя взять на вооружение. Бюджетная альтернатива её исполнения — собранные вручную плейлисты, то есть подборки рекомендованного для сотрудников учебного контента.
Недавно руководитель отдела курирования контента в корпоративном образовательном центре Go1 Шеннон Эррера поделилась идеями на этот счёт в своей колонке «Сила плейлистов в е-learning» для Training Industry, а мы также спросили, что думает об этом руководитель отдела корпоративного обучения Skillbox Юлия Риневич.
Чем помогают плейлисты в обучении
Плейлисты — это тематические подборки, в которые можно включать разный рекомендованный контент (видео, статьи, книги, выпуски подкастов, курсы и программы). Такие подборки можно создавать для отдельных типов сотрудников (например, руководителей или новичков), по разным поводам и даже публиковать их как единовременно, так и на протяжении долгого времени. Иными словами, формат плейлиста позволяет во многом самостоятельно устанавливать правила и подстраивать его под себя.
Такая свобода действий — не единственный плюс. Для сотрудников основное преимущество плейлистов в возможности выбирать своё обучение. Шеннон Эррера приводит пример с руководителем, который только что устроился в компанию. Новичку можно предложить вполне понятный путь с обязательными курсами — да, они все полезны, но если он хорошо знаком с темой, то потенциально просто потеряет время. А вот плейлист даст свободу действий, адаптивность: он может выбрать из подборки именно те темы, которые действительно ему пригодятся. То есть вместо пяти курсов он может пройти три, но и время не потратит (причём как своё, так и компании), и быстро сориентируется. Такой принцип распространяется на всех сотрудников: автор статьи считает, что у них будет больше выбора благодаря плейлистам, а значит, больше шансов получить не навязанный курс, а действительно нужную информацию. Это, в свою очередь, поможет создать хорошую корпоративную культуру обучения.
В свою очередь Юлия Риневич выделяет дополнительный плюс: плейлисты могут служить инструментом персонализации.
«Это классный формат, поскольку он учитывает, что все люди учатся по-разному, каждый может выбрать что-то под себя. Например, у нас в компании есть возможность брать книги в корпоративной библиотеке „ЛитРес“: одни сотрудники заказывают электронные книги, другие — аудиокниги, а кто-то вообще в двух вариантах, чтобы и читать, и слушать. Так и с плейлистами: каждый сам знает, что ему удобно в обучении, познании и закреплении материала. Так что история с разными форматами увеличивает шансы, что люди действительно будут учиться», — комментирует эксперт.
Плейлисты удобны не только сотрудникам, но и самому отделу обучения. Шеннон Эррера отмечает, что они выполняют роль и своеобразной маркетинговой активности для L&D и T&D: публикация новой подборки рекомендаций — шанс вовлечь сотрудников, продемонстрировать им новые возможности для развития.
Кроме того, подборки — способ удобно организовать контент, проанализировать, какие предложения сторонних провайдеров будут действительно интересны сотрудникам. К этому списку Юлия Риневич добавляет ещё один пункт: плейлисты — неустаревающий контент. Больше того, в дальнейшем они могут служить в качестве дополнения к новым курсам и программам.
Конечно, у формата есть и минус, касающийся как сотрудников, так и разработчиков обучения. Для сотрудников он в том, что большое разнообразие контента требует времени — и чтобы сориентироваться, и чтобы освоить нужное. Немало времени уходит и на создание плейлистов. Кроме того, отмечает Юлия Риневич, часто при всём разнообразии ресурсов по разным темам придётся дополнить список собственными наработками: статьями, мини-курсами. Дело в том, что интересный сторонний контент обычно повторяет друг друга, при этом из внимания его авторов подчас ускользают важные детали — именно они и требуют дополнения.
Как разработать свой учебный плейлист
В целом разработка плейлиста идёт по вполне стандартным шагам проектирования других учебных продуктов. Шеннон Эррера даёт такие рекомендации:
- Определитесь с целью и темой. Они должны быть ясными и простыми, помещать в плейлист буквально всю корпоративную библиотеку не нужно — это только собьёт с толку учащихся. Чтобы определить цель, достаточно ответить на простой вопрос: какую ключевую мысль сотрудник должен вынести?
- Определитесь с целевой аудиторией. Для кого вы собираете рекомендации — вообще для всех сотрудников компании или конкретного отдела, новичков или опытных спецов?
- Поставьте конкретные цели обучения. Эти цели нужно обозначить не только для себя, но и для тех, кому предназначается плейлист: навыки, которые им нужно освоить, знания, которые нужно получить.
- Продумайте структуру. Чётких правил нет, но главное, чтобы у вас не получилась мешанина — например, «PowerPoint для новичков» не должен идти сразу после «PowerPoint для экспертов». Сортировать контент можно в соответствии с разными принципами — например, от простого к сложному или по длительности видео (конечно, всё в рамках одной темы). При этом помните, что визуальная организация важна не меньше, чем смысловая.
- Миксуйте разные виды контента. В обучении плейлисты отличаются вариативностью — вы можете включать статьи, видео, квизы, тесты в одну подборку. Так можно не только разнообразить, но отчасти и персонализировать обучение для сотрудников.
Как может выглядеть такой формат на практике? Юлия Риневич делится опытом Академии Skillbox: ежемесячно отдел обучения выбирает одну тему — зачастую речь идёт о гибких навыках, вроде тайм-менеджмента или эффективной коммуникации. Контент для сотрудников выдают еженедельно в отдельном канале, причём разных видов: например, в первую неделю участникам Академии могут предложить почитать статьи, книги и видео из подборки. Подобраны они так, чтобы сотрудники каждый день пробовали новую активность или изучали новый ресурс, но при этом не перегружали себя информацией. Такие подборки продолжают мастер-классы, вебинары, а дополняются рекомендациями курсов, полезной литературы и статей. В результате получается отдельный большой плейлист по теме. Выглядит он так:
Свои подборки есть и для руководителей — правда, с учётом их загрузки материал выдают раз в две недели.
Юлия Риневич даёт несколько дополнительных инсайтов и советов для тех, кто хочет перенять опыт:
- Подготовьте контент-план. В идеале сделать его долгосрочным, на несколько месяцев, но при этом оставить себе пространство для манёвра. Если в компании (а то и в мире) что-то произошло, у вас должна быть возможность перестроиться и сконцентрироваться на том, что важно сотрудникам компании.
- Используйте больше видео и аудио, чем тексты. Книги требуют больше времени и концентрации, да и, как ни печально, не все любят читать — так что лучше сконцентрироваться на более популярных форматах (хотя это вовсе не означает, что книги предлагать не надо, просто строить на них всю подборку, возможно, не самая удачная идея).
- Резюмируйте изученное в памятках и карточках. Красиво оформленная и короткая выжимка поможет быстро освежить всё изученное в памяти или упростит процесс внедрения изученного в рабочие процессы.
- Добавляйте побольше интерактивности и возможности для обратной связи. Открыли ли сотрудники вообще ваш плейлист, почитали ли книги, посмотрели аудио? Часто в моменте люди не оставляют обратной связи, зато в коридорах и при случайных встречах радостно делятся впечатлениями. Это здорово, но лучше создавать побольше поводов, чтобы сотрудники делились фидбэком с организаторами обучения, считает Юлия. И не только для понимания собственной эффективности, но и чтобы начать продуктивный диалог с сотрудниками.
Читайте также:
Зачем разыгрывать корпоративное обучение?
Кейс «Газпромбанка»
Нестандартная механика, которая помогает:
- обучать 1500 человек ежегодно;
- повышать вовлечённость;
- оптимизировать расходы на обучение.
Дарим кейс с механикой и подробностями.
Скачать бесплатно