Персональное развитие сотрудника — уже не привилегия, а норма, как отпуск и гибкий график
Эксперт прокомментировал результаты большого международного исследования рынка труда.
Кадр: фильм «Она сказала» / Annapurna Pictures / Plan B Entertainment
Недавно международная компания по онлайн-обучению Good Habitz, среди клиентов которой такие гиганты, как H&M, Philips, Miele, Puma, KLM («Королевские голландские авиалинии»), аэропорт Лондон-Сити, опубликовала исследование «Три глобальных тренда, которые меняют рынок труда». В его основе — данные большого опроса. Его провели в конце 2022 года совместно с исследовательским агентством Markteffect среди 24 тысяч работников из 16 стран, включая страны Европы, Латинской Америки и Австралию.
Выводы этого исследования прокомментировал CEO Института обучения и производительности (The Learning & Performance Institute) — независимой британской организации для профессионалов в сфере обучения — Эдмунд Монк. На примере данных исследования он объяснил, почему сегодня корпоративное обучение в целом и такой тренд в рамках него, как создание возможностей для персонального развития каждого сотрудника, становятся жизненно важной частью бизнеса и как это влияет на рынок труда. Кратко пересказываем его основные тезисы.
Эдмунд Монк
CEO Института обучения и производительности
Как сотрудники воспринимают корпоративное обучение
Сегодня большинство людей ориентированы на постоянный личностный рост, как в профессиональной, так и в личной сфере, подчёркивает Эдвард Монк. Данные проведённого опроса наглядно это демонстрируют: 84% респондентов готовы поменять место работы в течение года, если не получат возможностей для развития в той компании, где сейчас работают. А для 57% обучение в компании оказалось ключевым фактором в решении остаться в ней.
«Это означает, что для организаций критически важно вложиться в обучение уже работающих сотрудников, вместо того чтобы сосредотачиваться на привлечении новых талантов. Пришло время пойти дальше, чем обычные тренинговые программы, потому что при инвестировании в решения для персонального развития целью всегда должно быть реальное влияние на результаты работы», — отмечает эксперт.
Большая часть опрошенных Good Habitz (61%) уже понимают, что для продолжения карьеры им нужно получать новые навыки или же актуализировать существующие, а около 40% с удовольствием уделят обучению часть своего рабочего времени. Кроме того, 39% хотели бы уделять больше времени личностному развитию в рабочее время.
Всё это, уверен Эдвард Монк, и приводит к тому, что возможности для обучения на работе становятся важной частью нормального, а не привилегированного «соцпакета».
«Это показывает, что персональное развитие больше не считается и не должно считаться „приятной привилегией“ в офисе. Оно становится чем-то столь же важным, как оплачиваемый отпуск или гибкий рабочий график», — уверен CEO The Learning & Performance Institute.
Но при этом он отмечает и противоречие: хотя 61% сотрудников чувствуют необходимость в переквалификации, чтобы оставаться успешными в будущем, лишь около половины отметили, что их руководители поощряют их стремление развивать новые навыки.
Эту мысль можно продолжить: получается, пока только половина работодателей осознала, что давать сотрудникам возможности для персонального развития и поддерживать их в этом — в интересах самих же компаний, и что это становится новой нормой. Но те, кто это осознал, получают преимущество в конкуренции за кадры.
Какие навыки сотрудники считают необходимыми
Эдвард Монк обратил отдельное внимание на то, какие именно навыки сегодня актуальны для самих сотрудников. В опросе Good Habitz и Markteffect респонденты отметили как навыки будущего, на развитии которых они хотят сосредоточиться:
- навыки в сфере диджитала (46%);
- продуктивность (45%);
- психологическое здоровье и благополучие (42%).
Последний пункт особенно важен, подчёркивает эксперт:
«Психологическое здоровье и благополучие — главный приоритет среди всех возрастных групп, поскольку большинство сотрудников испытывают повышенный стресс и тревогу из-за перехода на удалённую работу, потери рабочего места и социального взаимодействия. Именно поэтому мы знаем, что компаниям следует сосредоточиться на том, чтобы предоставить сотрудникам нужные ресурсы и поддержать их психологическое здоровье. При этом эффективное обучение для тех, кто работает гибридно, потребует переосмысления стратегии как в плане контента, так и в плане его доставки, чтобы обеспечить их успешность и удержать своих работников».
Как корпоративному обучению приспособиться к новой реальности
Новые потребности сотрудников потребуют от бизнеса в целом и от L&D-функции изменений. Эксперты Good Habitz по итогам исследования предложили рекомендации, которые помогут удовлетворить спрос и нарастить свою эффективность:
- Задействовать «тихий наём».
Это означает, что нужных специалистов надо искать не извне, а среди нынешних сотрудников — и давать им больше внутренних возможностей для карьерного роста. В Good Habitz считают это главным принципом управления персоналом, ориентированным на личностный рост.
Конечно, для этого придётся выявить лидеров, самых активных и талантливых. Присмотритесь: кто уже берёт на себя больше, чем требуют их должностные обязанности?
- Развивать культуру обучения.
«Обучение и возможность развития новых навыков становится важной частью идентичности вашей организации, что в итоге приводит к тому, что сотрудники останутся с вами в долгосрочной перспективе и создадут бизнес, который более устойчив к вызовам будущего», — отмечают авторы отчёта.
- Сделать обучение и развитие персонализированным.
Это соответствует человекоцентричному стилю управления в целом (human-centric leadership style), к которому в последние годы призывают все столпы мира обучения и развития сотрудников. Его суть в том, что пора прислушаться к потребностям своих сотрудников и претворять их в жизнь.
Стоит позволить сотрудникам самим определять свой путь обучения. Задача компании — предложить им решение, которое даст возможность учиться тому, чему они сами хотят, и так, как они хотят (но калибруя это и с целями бизнеса, конечно!).
С помощью различных форматов обучения и мероприятий можно спланировать учебный процесс сотрудника так, как ему подходит наилучшим образом. Кроме того, образовательный контент стоит адаптировать к языку и культуре сотрудников.
- Строить путь обучения на основе оценки.
Авторы отчёта предлагают смотреть на вопрос о том, чему учить, глубже, чем просто на важную триаду «диджитал-навыки, продуктивность и психологическое здоровье». Стоит проводить тесты — в том числе для самооценки и самопознания сотрудников. Тестами стоит выявлять не только те навыки, которые требуют дополнительного внимания, но и ключевую мотивацию людей — что двигает их на пути к росту.
Основываясь на результатах подобных оценок, вы и ваши сотрудники будете знать, как выглядит их путь роста и на каких навыках следует сосредоточиться в предстоящем году, заключают эксперты.
Читайте также:
Кейс «Газпрома»: как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников
(Спойлер: компания организовала розыгрыш обучения!)
В результате:
- оптимизированы расходы на обучение;
- сформирован кадровый резерв;
- усилен HR-бренд;
- ускорились рабочие процессы.