Книжная полка: «Как вытащить из данных максимум», Джордан Морроу
Книга по развитию дата-грамотности, которая поможет освоить азы аналитики и внедрить подход Data-driven.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Полное название: «Как вытащить из данных максимум. Навыки аналитики для неспециалистов».
Оригинальное название: Be Data Literate: The Data Literacy Skills Everyone Needs To Succeed.
Издательство: «Альпина Паблишер».
Год выпуска: 2022.
По прогнозу экспертов Всемирного экономического форума, к 2025 году во всём мире будет ежедневно производиться 463 эксабайта данных. Чтобы представить масштаб — такое количество информации заняло бы больше двухсот миллионов DVD. Очевидно, немалую часть этого объёма занимают фотографии котиков и посты, сгенерированные ботами, но среди всего этого есть и данные, способные принести немало пользы бизнесу.
Работе с ними посвящён подход Data-driven (буквально переводится с английского как «управляемый данными»), который используют в принятии стратегических решений и создании продуктов. Распространяется он и в образовании — на основе данных проектируют адаптивное обучение и разрабатывают рекомендательные системы, чтобы предлагать студентам релевантные курсы и учебные материалы. Аналитика данных о целевой аудитории нужна, чтобы запустить востребованный инфопродукт. А для оценки качества и эффективности образовательных курсов в сфере EdTech и корпоративном обучении используют целые наборы метрик.
О том, как научиться уверенно оперировать данными, не будучи специалистом в области Data Science, и выстроить многоуровневую систему аналитики в компании — книга Джордана Морроу, эксперта в области дата-грамотности.
В мире данных и аналитики анализ — это способность глубоко „закапываться“ в данные, понимая, что они нам говорят. Данные — это не всегда цифры, они могут представлять собой слова, символы и прочие элементы. Если мы понимаем, что говорят нам данные, то затем можем рассмотреть, каковы их элементы и структурные особенности, а также сделать с ними многое другое. Аналитика позволяет нам принимать более удачные решения, задавать более правильные вопросы и эффективно использовать имеющиеся у нас данные.
«Как вытащить из данных максимум», Джордан Морроу
После вводной главы, где автор обосновывает важность навыков аналитики, он разбирает четыре уровня аналитических методов:
- Дескриптивный, или описательный, — правильная интерпретация данных, ответ на вопрос «Что произошло?».
- Диагностический — проникновение в суть данных, выявление причин и ответ на вопрос «Почему это произошло?».
- Предиктивный, или предсказательный, — выдвижение на основе данных гипотезы о том, что произойдёт в будущем.
- Прескриптивный, или предписывающий, — формулировка рекомендации, как поступить, чтобы достичь того или иного результата.
По словам Джордана Морроу, владеть аналитическими методами на первых двух уровнях рекомендуется всем — от рядовых сотрудников до топ-менеджеров. Методы третьего и четвёртого уровней более продвинутые, с помощью специализированного ПО их применяют специалисты по статистике, по обработке данных и количественному анализу, дата-аналитики. Другим сотрудникам и руководителям, считает автор, будет достаточно базовой дата-грамотности, чтобы понимать, на чём основаны те или иные прогнозы и предписания, участвовать в обсуждениях.
Следующие четыре главы Морроу как раз посвятил понятию дата-грамотности, которую он определяет как «способность читать данные, работать с ними, анализировать их и общаться на языке данных». Из этого определения автор формулирует составляющие аналитической компетенции — от чтения данных до общения на языке данных. Затем он рассказывает о связанных с дата-грамотностью областях (например, об этике и законодательстве в сфере данных, организационной культуре, качестве и визуализации данных, управлении ими) и об отношении этой компетенции к четырём уровням аналитики.
В главах 7 и 8 Морроу описывает стадии внедрения дата-грамотности в организации, а затем называет три аспекта, без которых не получится сформировать эту компетенцию: любопытство, креативность и критическое мышление. В следующей главе автор приводит схему принятия решений на основе данных, состоящую из шести шагов. А после коротко затрагивает стратегические аспекты дата-грамотности — например, роль больших данных, искусственного интеллекта и машинного обучения в аналитике. И наконец, в заключительной главе автор даёт рекомендации для тех, кто только приступает к изучению аналитики.
Кому будет полезно: руководителям компаний, HR-, T&D- и L&D-специалистам, продюсерам в EdTech-проектах, а также всем, кто хочет разобраться, как устроена работа с данными.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!