Корп. обучение
#статьи

Книжная полка: «Пятая дисциплина», Питер Сенге

О том, как системное мышление помогает развиваться людям и организациям.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Полное название: «Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации».

Оригинальное название: The Fifth Discipline: The Art & Practice of The Learning Organization.

Издательство: «МИФ».

Год выпуска: 2018.

Питер Сенге — учёный, преподаватель и директор Центра организационного обучения в Школе менеджмента Слоуна при Массачусетском технологическом институте. В первую очередь он известен как создатель термина «обучающаяся организация» (англ. learning organization, также встречается перевод «самообучающаяся организация») и теории организационного обучения, представленной в его книге «Пятая дисциплина». Впервые она была опубликована в 1990 году, а в 2006-м автор представил второе издание. Однако идеи Сенге о том, что помогает организации развиваться в стремительно меняющемся мире, актуальны до сих пор, и «Пятая дисциплина» по праву считается классическим трудом по менеджменту.

Согласно Питеру Сенге, обучающейся можно назвать организацию, «где постоянно расширяются возможности достижения выдающихся результатов, где поощряется новый, нетривиальный образ мышления, где свободно озвучиваются коллективные устремления, где люди непрерывно учатся учиться вместе».

Строить организации, способные непрерывно обучаться, по мнению автора, помогают пять дисциплин — все они связаны с тем, как люди мыслят, взаимодействуют и учатся друг у друга.

  • Личное совершенствование — процесс персонального роста, который необходим для развития компании в целом. Личное совершенствование, как считает Сенге, помогает людям ставить цели, объективно воспринимать реальность и принимать изменения, непрерывно исследовать и учиться новому.
  • Ментальные модели — это укоренившиеся представления и убеждения, которые влияют на то, как люди воспринимают мир и реагируют на события. В том числе, по словам автора, ментальные модели во многом определяют, что нам кажется возможным и невозможным сделать в разных управленческих обстоятельствах.
  • Формирование общего видения, то есть целей, ценностей и миссии, которую в компании разделяют на всех уровнях. Если в организации есть конкретная «картина будущего», она будет стимулировать искреннюю вовлечённость сотрудников, а не конформизм, считает Сенге.
  • Командное обучение подразумевает, что сотрудники в одной команде слаженно и скоординированно движутся к общей цели. И если команда действительно умеет обучаться, то совместные результаты будут гораздо выше тех, которые каждый сотрудник может получить по отдельности.
  • Системное мышление Питер Сенге называет связующим звеном, которое объединяет все остальные дисциплины, не позволяя им распадаться на отдельные приёмы и практики. Овладение системным мышлением позволяет увидеть, как целое может быть большим, чем сумма его частей. А люди, благодаря ему, перестают считать себя изолированными единицами, учатся замечать свои связи с окружающим миром и возможности на него повлиять.
Фото: Summit Art Creations / Shutterstock

Развитию каждой из дисциплин посвящена отдельная глава, а системному мышлению — целый подраздел. Завершается книга главами о внедрении изменений на практике и преодолении препятствий в этом процессе. Например, Сенге пишет о том, что в традиционных организациях зачастую «кто» важнее, чем «что». Так, если идею предложил начальник, то к ней отнесутся серьёзно. А ту же самую идею, высказанную тем, кто занимает более низкую позицию в корпоративной иерархии, легко проигнорируют. Автор предлагает шаги, как трансформировать такую среду в сторону открытости и непредвзятости.

Вообще, как отмечает Сенге в самом начале, компания не может достичь фиксированного уровня эффективности и остановиться. Важно помнить, что построение самообучающейся организации — это непрерывный процесс, в котором невозможно достичь точки назначения.

Кому будет полезно: руководителям на разных уровнях.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Корпоративное обучение

Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев

Узнать подробнее

Кейс «Гринатома»

Как привлекать молодёжь и как развивать её в компании

  • 📝 Закрываем стажёрами 500 вакансий в год
  • 📝 За 1,5 года делаем из стажёра ценного сотрудника
Смотреть кейс
Гайд по нейросетям для HR и T&D. Забирайте бесплатно >>
📌 5 инструкций по использованию ИИ в работе
📌 Список задач, которые можно делегировать ИИ
📌 Советы и лайфхаки по работе с нейросетями
Cкачать гайд
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована