Кейс: обучение массового персонала в Telegram
Рассказываем про опыт компании «Honor Россия» по созданию корпоративного LMS на базе популярного мессенджера.
Обучение массового персонала кажется не такой уж сложной задачей, как развитие руководителей, например. Но это только со стороны. На самом деле в этом сегменте корпоративного обучения много своих трудностей и специфических особенностей. Например, производители продукции, реализуемой в крупных торговых сетях, сталкиваются с проблемой: им надо регулярно обучать персонал не своей компании, а партнёра — торговой сети, то есть людей, с которыми у них нет трудовых отношений и которых просто так не отправишь на обучение организованной группой. Опыт компании «Honor Россия» показывает, что процесс можно настроить в Telegram, используя элементы геймификации.
Какая задача была у Honor
Honor — производитель технических устройств, в основном смартфонов, ноутбуков и планшетов. Для распространения своей продукции корпорация сотрудничает с торговыми сетями — МТС, DNS и так далее. Как и любому поставщику, Honor важно, чтобы торговый персонал в магазинах-партнёрах хорошо разбирался в продукции компании и мог рассказывать о ней покупателям.
Раньше компания Honor использовала партнёрские площадки для запуска электронных курсов по новым продуктам. Но проблема в том, что период прохождения таких курсов строго регламентирован компанией-партнёром, и не всегда эти периоды удобны поставщику. Например, партнёрская сеть запускает обучение в начале месяца, а новая продукция производителя поступает в продажу в этой сети уже через неделю. В результате у персонала совсем мало времени на прохождение курса.
Другая проблема — не во всех партнёрских сетях есть собственная система дистанционного обучения. При этом у каждой приняты свои обучающие стандарты, правила и регламенты.
Нужно было найти вариант, который позволил бы оперативно обучать персонал разных торговых сетей, не дожидаясь, когда у них начнётся централизованное обучение от работодателя.
Решение: LMS-система в Telegram
Почему именно Telegram
Пётр Толокнов, руководитель отдела тренинга «Honor Россия», рассказал, что Telegram в качестве базы для системы обучения выбрали по двум причинам. Во-первых, торговому персоналу учебный контент должен быть доступен в любое время и в любом месте, а значит, учиться им удобнее всего на смартфонах. Популярные мессенджеры для этого подходят идеально. Во-вторых, у Telegram широкие возможности, которых нет в других мессенджерах. «Кому-то интереснее смотреть записанные видео, кому-то — вебинары в прямом эфире, кому-то — играть в игры, а кто-то хочет читать. С помощью ботов в Telegram можно подать одну и ту же информацию по-разному», — говорит Пётр.
Да, в России из мессенджеров более популярен WhatsApp, но для целей обучения он не очень подходил:
«Люди в России чаще пользуются WhatsApp, но он и близко не сравнится по функциональности с Telegram. Мы сделали вывод, что, даже с учётом статистической погрешности, около 80% нашей целевой аудитории уже пользуются этим приложением на телефоне. Им оставалось только пройти по ссылке и начать пользоваться LMS», — объясняет Пётр.
В 2019 году была создана первая версия обучающей платформы на базе Telegram. На тот момент она напоминала обычный Telegram-бот с иерархической структурой меню.
Главная сложность, с которой команда столкнулась при разработке, — новизна. Аналогичных вариантов, которые можно было бы взять за основу разработки, не нашли, поэтому самостоятельно продумывали логику и проверяли гипотезы. Потом неожиданным затруднением стала блокировка Telegram в России, из-за чего многие компании-партнёры отказывались использовать его для обучения. К счастью, проблема исчезла, когда Роскомнадзор разблокировал мессенджер.
В 2020 году Honor создала текущую версию LMS, и она стала основным инструментом обучения массового персонала. Её назвали Honor Academy.
Как устроено обучение в Telegram
LMS в Honor Academy представлена в виде архитектуры из разных образовательных блоков, каждый из которых — отдельный бот со своей логикой и механикой. Они объединены между собой, что позволяет ботам (разделам LMS) обмениваться данными. Внешне это выглядит как стандартное окно переписки в чате Telegram, только с другой функциональностью.
Скриншот в Honor Academy
Чтобы начать учиться, сотруднику нужно пройти регистрацию, ввести свои данные: имя, фамилию, город, наименование компании-партнёра, в которой он работает, и код магазина. Новые участники также должны подтвердить согласие на обработку персональных данных. Это важно для юридического оформления взаимодействия компании с торговым персоналом.
Конечно, поскольку Telegram — открытый мессенджер, нельзя полностью исключить регистрацию в Honor Academy любопытных посторонних. Но секретной информации здесь нет, поэтому большой проблемой это не является.
В Honor Academy пользователи видят нескольких блоков:
- Продукт. Содержит текстовые обучающие материалы по всем продуктам Honor.
- Видео. Здесь собраны видеообзоры на устройства Honor — прямые ссылки ведут на ролики в YouTube.
- Вебинары. Представлено расписание онлайн-мероприятий на месяц вперёд, в которых могут принять участие сотрудники компаний-партнёров.
- Челленджи. Тут есть интересные задания на креативность (например, создание своего видеоролика про продукт Honor).
- Игры. Игровые механики в формате «вопрос-ответ».
Среди игр есть, например, такие:
- «Кто хочет стать миллионером». Суть игры такая же, как в знаменитом одноимённом шоу. Задаётся вопрос, есть четыре варианта ответа, можно использовать три подсказки.
- Smart puzzle. Игроку нужно собрать правильные ответы в пазл и запустить проверку. Даже один неверный ответ потребует прохождения игры заново.
- «Блицопрос». Предлагается ряд вопросов с несколькими вариантами ответов, нужно отвечать очень быстро.
- «Правда или вымысел». Даётся утверждение, которое нужно подтвердить или опровергнуть.
Скриншот в Honor Academy
Есть ещё «Telegram-вебинар» — это фактически мини-курс. Бот постепенно выдаёт информацию по одной из тем в форматах аудио, изображение или видеозапись и текст. В конце тест.
За прохождение каждой игры и прочие активности в процессе обучения пользователю начисляется Honor Coins — внутренняя «валюта» Honor Academy. Накопленную сумму можно обменять на сувенирную продукцию. Для безопасности в систему вшита система, которая не позволяет получать подарки посторонним лицам.
Скриншот в Honor Academy
Honor Coins начисляются и за просмотр вебинаров. В конце каждого вебинара транслируется код, который нужен для получения виртуальных монет. Это способствует просмотру до конца. Пользователи, занявшие призовые места в «Челлендже», получают крупную сумму Honor Coins.
По словам Петра Толокнова, геймификация хорошо работает как мотивационный фактор: «Чтобы накопить 220 монеток на самый дешёвый приз, нужно хорошенько попотеть — пройти как минимум все игры по шести разным (техническим) устройствам».
Результаты и планы
Сейчас в Honor Academy учится 20% сотрудников компаний-партнёров. Пётр признаётся, что планы на охват целевой аудитории, конечно, больше, но всё равно его команда довольна результатом:
«Нас устраивает охват в 20%, потому что в нашем случае работает принцип Парето — в первую очередь мы подключаем топовые магазины, которые дают нам 80% выручки».
Вместе с тем отдел обучения торгового персонала постоянно работает над расширением аудитории Honor Academy. Для этого команда создала реферальную программу, продвигает платформу через собственных сотрудников в рамках работы с торговым персоналом, а также распространяет информацию через учебные центры и отделы внутренних коммуникаций компаний-партнёров.
Конечно, Honor Academy в Telegram — не единственный способ обучения торгового персонала партнёров. У Honor по-прежнему есть свой тренерский штат, который проводит обучение сотрудников компаний-партнёров, онлайн и офлайн. Кстати, тренеры во время этих занятий тоже рекомендуют участникам подключиться дополнительно к Honor Academy. Этот вариант отлично работает как вспомогательный.