Как в российских компаниях учат сотрудников в онлайне и сколько на это тратят в 2023-м
Слайды или видеокурсы? Покупные или свои? Урезают бюджеты или увеличивают? Ответы на эти вопросы есть в новом исследовании iSpring.
Иллюстрация: itim2101 / ArtPhoto_studio / freepik / Freepik / Teigwelt / Wikipedia / Ikhsan Sugiarto / Sebastian Dumitru / Mark Eder / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media
Кажется, в 2023 году корпоративное обучение оказалось на пороге перестройки: с одной стороны, окончательный переход на гибридную форму работы, автоматизация всё большего числа процессов и необходимость выстроить культуру обучения — так, чтобы сотрудники сами учились, желательно друг у друга. С другой стороны, ещё в 2022-м «половины рынка СДО не существовало», уверяли эксперты из «Эквио» и сообщества Digital Learning.
Изменилась ли ситуация за год? Некоторые выводы об этом можно сделать из отчёта академии iSpring «Исследование по корпоративному онлайн-обучению — 2023». Кратко пересказываем, что удалось из него выяснить.
Кто принимал участие в исследовании
В iSpring опросили представителей 218 российских компаний из 17 отраслей. В пятёрке лидеров среди респондентов — компании из сфер розничной торговли, IT, производства, строительства и потребительских товаров.
Больше трети опрошенных — представители компаний из среднего бизнеса, со штатом от 50 до 500 человек. Примерно столько же представителей «особо крупного» бизнеса — от 3 тысяч сотрудников. В меньшей степени в исследовании представлены малый и крупный бизнес — 10,6% и 19,7% соответственно.
При этом большая часть респондентов работают в компаниях, давно существующих на рынке: 66% — из компаний с историей от 10 до 30 лет, и 17,9% — из компаний старше 30 лет.
Как и чему учат в российских компаниях онлайн
Есть мнение, что через 3–5 лет никакого обучения, кроме электронного, практически не останется. Но сегодня, судя по данным исследования, ситуация всё же иная.
В штате 90,8% опрошенных iSpring компаний есть отдельный специалист по созданию именно онлайн-обучения. Однако чаще всего этот человек выполняет и другие функции тоже — об этом сообщили 57,3% респондентов. Проще говоря, создание онлайн-обучения сейчас — лишь одна из функций T&D-специалиста, а обучение не ограничивается только цифровым форматом, живое не исчезло.
Это в целом коррелирует и с опросом, проведённым компанией «Эквио» с сообществом Digital Learning в 2022 году: тогда 77% опрошенных заявили, что в их компаниях специалисты по обучению — «универсальные солдаты», для которых дистанционное обучение — всего лишь одна из множества задач.
Кто создаёт курсы для российского бизнеса
Судя по данным отчёта, в российских компаниях предпочитают разрабатывать обучение полностью своими силами — так ответили 84% респондентов. Из них 69% действительно не прибегали к услугам сторонних подрядчиков, отмечают авторы отчёта.
Если сравнивать эти данные с другими, более ранними, отчётами, то заметно, что доля в среднем не меняется. Так, опрос, проведённый среди самих разработчиков обучения осенью 2022 года, показал: большая часть респондентов (по совпадению также 69%) полностью создают курсы силами внутренней команды специалистов. А в 2021 году о разработке собственных программ говорили 64% российских компаний, опрошенных компанией «Нетология».
При этом, по данным iSpring, те, кто пользовался чужим контентом, чаще закупали его у подрядчиков — так ответили 17% респондентов. Ещё 16% отдавали часть производства на аутсорс, и только 3% пользовались контентом партнёров.
Что касается международных трендов, то согласно недавно обнародованному отчёту Всемирного экономического форума «Будущее рабочих мест», планы компаний на обучение сотрудников в 2023–2027 годах своими силами и на внешних ресурсах распределились 50 на 50.
Какие форматы корпоративного онлайн-обучения популярнее
Исследование iSpring ещё раз доказало, что ключевым онлайн-форматом для специалистов по корпоративному обучению остаются слайдовые курсы. Среди десятка вариантов ответов их выбрали 86% респондентов.
В тройку форматов-лидеров также вошли тесты (или практические задания) и видео. Обучение на вебинарах распространено значительно меньше, хотя и находится на четвёртой строчке «рейтинга» форматов. Замыкают этот рейтинг диалоговые тренажёры, лонгриды, скринкасты и симуляторы. Непопулярность последних объяснить проще всего: они дороги в производстве.
Какие задачи решают с помощью обучения
В iSpring решили также выяснить, для чего в компаниях используют онлайн-обучение.
На первом месте ответ — для адаптации новых сотрудников. Его выбрали 83% респондентов. Кстати, одной из первостепенных бизнес-задач, которые российские компании решали с помощью онлайн-платформ в 2022 году, был именно онбординг (первый этап адаптации), так что эти данные только подтверждают общий тренд.
Ещё с помощью онлайна часто проверяют знания, учат разбираться в продуктах компании, формируют базу знаний и внедряют стандарты.
Какие форматы привлекают сотрудников
Если разработчики корпоративного обучения предпочитают делать слайдовые курсы, то сотрудникам, для которых они и стараются, больше нравятся видео, а слайды у них на втором месте.
Курсы-лонгриды, тренажёры, скринкасты в аутсайдерах. Правда, на наш взгляд, тут нужно учесть вот что: если компания не даёт сотрудникам широкого выбора учебных форматов, а предлагает в основном лишь слайдовые курсы, то и нельзя ожидать, что какой-то другой вариант наберёт достаточно очков в оценке.
Как сотрудников мотивируют учиться
По обсуждениям на многочисленных конференциях экспертов по корпоративному обучению создаётся впечатление, что перед российскими компаниями остро стоит вопрос мотивации (люди не очень-то горят желанием учиться). Однако опрос iSpring показал, что выстроенная система поощрения персонала за обучение есть лишь у 14% респондентов. Ещё у 23% те или иные мероприятия для мотивации к обучению проводят периодически, но не системно. И в трети компаний о мотивации только задумываются. А в трети — просто полагаются на то, что обучение обязательное (проще говоря, если сотрудники от него никуда не денутся, то зачем их ещё как-то мотивировать?).
Как же сотрудников мотивируют учиться, если в компании вообще занимаются этим аспектом? Исследователи задали респондентам открытый вопрос про это, поэтому палитра инструментов получилась достаточно широкой. Выяснилось, что чаще всего сулят материальные выгоды, в том числе подарки, и увлекают геймификацией.
Некоторые респонденты сообщили, что в качестве методов мотивации стараются просто донести до сотрудников, что учиться необходимо, развивать у них осознанность или демонстрируют им результаты уже окончивших обучение работников. Правда, таких ответов было всего по 6–8% из тех, кто выбрал вариант «Другое» (то есть из 18% от общего числа респондентов).
Примечательно, что в качестве мотивационного инструмента лишь немногие выбрали менторство или наставничество. При этом 78% респондентов рассказали, что в их компаниях практикуется peer-to-peer-обучение, особенно во время онбординга. Причём чем крупнее и старше компания, тем чаще она задействовала такую форму обучения.
Читайте также:
Сколько бизнес потратит на обучение в 2023 году
По данным отчёта, в 2022 году у 37% расходы на обучение сотрудников не превысили 500 тысяч рублей. У 28% они составили от 500 тысяч до 1,5 млн рублей.
Расходы зависят от численности персонала. Эксперты iSpring выяснили, что:
- Среди маленьких организаций со штатом до 50 человек 96% тратили на обучение менее 500 тысяч.
- Среди компаний, где работают от 50 до 150 сотрудников, 38% вложили в обучение до 1,5 млн рублей.
- Среди крупных компаний (со штатом до 1500 человек) 40% потратили на обучение от 500 тыс. до 1,5 млн. Ещё 37% выделили на эти нужды больше 1,5 млн — из них 9% потратили от 10 до 20 млн.
- В особо крупных организациях, где число работников превышает 1500 человек, в основном предпочитали тратить не больше 5 млн.
Судя по всему, в 2023 году компании предпочитают удерживать бюджет на обучение в уже установленных рамках. По данным исследования, 65% компаний не планируют повышать его в 2023-м.
Как проверяют эффективность обучения
В iSpring респондентам предложили выбрать уровни модели Киркпатрика ― Филлипса, которые они учитывают при оценке эффективности. Оказалось, что чем выше уровень, тем меньше ему уделяют внимания. Так, наименее популярными оказались бизнес-показатели.
«ROI (как изменился возврат на инвестиции в обучение) имел наименьшую частоту упоминаний во всех категориях компаний в оценке эффективности обучения», — констатировали авторы отчёта.
Чаще всего в российских компаниях оценивают обучение по первым трём уровням: тому, как сотрудники реагируют на обучение, как они усвоили знания и навыки и как применяют их в работе.
То, что отделы обучения и развития в компаниях не уделяют внимания бизнес-показателям, в последнее время неоднократно упоминали как проблему и российские, и зарубежные эксперты. Это проблема, потому что те метрики эффективности, на которые ориентируются L&D и T&D-специалисты, не представляют ценности для бизнес-заказчиков обучения. Им нужны доказательства реального влияния обучения на бизнес-показатели, а не данные о том, что тот или иной курс понравился персоналу.
Корпоративное обучение
Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев
Узнать подробнее