Как сэкономить на корпоративном обучении без потери качества
Иногда помогает просто навести порядок в уже имеющейся библиотеке учебных ресурсов, утверждают эксперты.
Иллюстрация: скриншот сайта / Filtered / Fizkes / Shutterstock / Annie для Skillbox Media
Корпоративное обучение — предприятие, мягко говоря, затратное, поэтому организации пытаются разными способами сократить расходы на него. Одним из таких способов поделились специалисты международной EdTech-компании Filtered в корпоративном блоге: оказалось, что иногда нужно просто тщательно «перетряхнуть» свою библиотеку контента. Вообще-то, это услуга, которую Filtered оказывает корпоративным клиентам с опорой на данные: определяет наиболее важные для компании-клиента навыки сотрудников, а также какой учебный контент помогает их развивать, и отфильтровывает остальное. Судя по тому, что клиентами Filtered являются такие компании, как Heineken, AstraZeneca и Danone, подобная контент-аналитика действительно востребована и может принести пользу там, где накоплено уже много контента.
Специалисты Filtered Тоби Харрис и Крис Литтлвуд описали, как это работает, обобщив опыт своих клиентов — около 20 компаний. Это корпорации-гиганты с численностью около 10 тысяч сотрудников, но авторы уверяют, что и небольшие организации вполне могут столкнуться с такой же проблемой, потому что тоже накапливают множество учебного контента. Так что и им подобная ревизия не помешала бы.
Возможно, кому-то это даст идею для собственной EdTech-разработки.
Почему бизнес переплачивает за обучение
Filtered при анализе учебного контента в базе своих клиентов пытается выявить одинаковый контент от разных подрядчиков. Анализ ведётся по набору навыков и по формату (например, каталог курсов и библиотека текстов).
«Одинаковый контент» — тот, который совпадает и по форме, и содержанию. Например, арендованный видеокурс и книга из корпоративной библиотеки на одну тему (допустим, по лидерству) одинаковыми не считаются. А вот когда по одной теме или одному навыку от одного подрядчика 15 лонгридов и ещё от другого — пять лонгридов, то это значит, что по пяти активам контент «одинаковый», то есть пересекается.
Пересекаемость смотрели по типичным для корпораций источникам контента: большие библиотеки курсов, доступы к платформам массовых открытых онлайн-курсов и каталоги электронных саммари книг.
Оказалось, что для курсов объём совпадений составляет 31%, для библиотек с электронными книгами — 28%. А если смотреть на контент в целом, то есть в разных форматах, то Filtered обнаружили как минимум 20% совпадений. Причём авторы этого исследования подчёркивают, что такая цифра, по их мнению, характерна для корпоративного обучения в целом. Проще говоря, практически у каждой компании, у которой накоплен учебный контент, примерно 20% этого контента — лишние, потому что это «дубли», а значит, за них переплачено.
Показатель может быть даже выше указанных цифр, если в организации больше трёх библиотек контента, есть внешний контент и внутренняя разработка обучения, а также имеется доступ к материалам, взятым из интернета.
Во сколько обходится бизнесу дублирование контента
Ссылаясь на данные сервиса Statista о стоимости обучения сотрудников во всём мире на 2021 год и данные Ассоциации развития талантов за 2016 год, авторы статьи исходят из того, что расходы на обучение и развитие сотрудников в разных компаниях мира в среднем составляют 1018 фунтов стерлингов на одного сотрудника в год (в переводе на рубли по актуальному курсу — около 90 тыс. рублей). Но в крупных корпорациях эта сумма раза в два больше, утверждают они.
Они подсчитали, что общая сумма затрат разных компаний с численностью сотрудников от 10 тысяч человек на дублирующий учебный контент (если исходить из того, что он составляет примерно 20% от расходов на обучение) обходится примерно в 3,7 млрд фунтов стерлингов в год. При этом надо учесть ещё и зарплату людей, участвующих в покупке и обслуживании контента (L&D-специалистов), потому что их основная работа заключается в том, чтобы предоставить нужный контент или опыт нужным людям. Анализ компании Filtered показал, что управление контентом составляет 42% всей работы L&D. С учётом этого общая сумма расходов возрастает до 9,1 млрд фунтов стерлингов в год.
Это данные для всех крупных корпораций в сумме, а если прикинуть по каждой отдельной компании, то авторы статьи считают, что нужно ориентироваться на 41,8% расходов на обучение сотрудников. Эта доля, по их мнению, складывается из затрат на:
- учебный контент;
- проведение обучения (лично или виртуально);
- технологии доставки контента (то есть на разработку и поддержание LMS‑платформы);
- зарплаты L&D-специалистов и вознаграждения консультантов.
Что это означает
Вывод достаточно прост: какого бы размера ни была ваша организация, если у вас накоплено уже довольно много учебного контента, стоит его как следует проанализировать. Есть риски, что вы:
- приобретаете почти идентичный контент из нескольких источников (то есть несёте лишние траты на покупку);
- удваиваете работу L&D-специалистов по курированию и обслуживанию контента в расчёте на один учебный актив;
- создаёте плохой пользовательский опыт своим сотрудникам, потому что в беспорядочной базе контента им трудно найти нужное, а при наличии нескольких похожих курсов сложно выбрать «правильный».
Возможно, неплохим решением для этого будет настройка фильтрации контента в зависимости от навыков, развитию которых он посвящён.