Как поменялись технологии и форматы корпоративного обучения за 10 лет?
Похоже, правильный ответ — «почти никак», а многочисленные прогнозы о трендах так и остаются прогнозами.
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
Осенью 2023 года британская консалтинговая компания Mind Tools опубликовала отчёт «Обучение и развитие в организациях. Размышления на основе 20-летних исследований» (Learning and development in organizations: Reflecting on 20 years of research), где проанализировала самочувствие зарубежного рынка корпоративного обучения за последние десятилетия. В том числе речь зашла и о том, как именно меняется использование разных диджитал-инструментов в корпоративном обучении. В списке Mind Tools — 31 такой инструмент (от мобильных телефонов до интерактивных видео), отношение к которым эксперты оценивали на протяжении последних десяти лет на основе опросов L&D-руководителей. Пересказываем несколько самых интересных выводов из этой части отчёта.
Растёт популярность «Википедии» и массовых открытых онлайн-курсов
Примечательно, что к 2023 году 84% представленных в списке технологий используются так же часто, как и десять лет назад. Однако некоторые инструменты всё же получили значительное распространение за это время. На первом месте по популярности — сервисы по обмену документами, такие как Google Docs и Dropbox. В 2014 году их использовала только треть респондентов Mind Tools, а сегодня — 91%. На втором месте — корпоративные социальные сети (о них речь пойдёт ниже), на третьем — виртуальные классы, проще говоря, онлайн-площадки для организации занятий.
Замыкают этот рейтинг два пункта, которые относятся скорее к свободному распространению и получению знаний: растёт популярность открытых ресурсов, вроде «Википедии» и YouTube (с 38% до 66%), а также массовых открытых онлайн-курсов (с 15% до 41%). Хотя специалисты Mind Tools не акцентируют на этом внимание, можно предположить, что это напрямую связано с возросшей необходимостью работающих людей не просто постоянно учиться, но и активно вовлекаться в обучение и принимать ответственность за него на себя.
Для корпоративного обучения так и не научились использовать соцсети
Корпоративные социальные сети постоянно набирают популярность, а вот обычные соцсети для общения, вроде Twitter и LinkedIn (обе — заблокированы на территории РФ), TikTok и Reddit, наоборот, теряют привлекательность как инструменты в работе L&D. Например, в 2014 году 46% L&D-команд использовали их в работе, а в 2023-м — 38%. Причём спад был особенно заметен в последний год.
На этом эксперты Mind Tools сделали особый акцент: специалисты считают, что крупные площадки — естественная «среда обитания» людей — могли бы хорошо послужить для обучения. Так, стримы в социальных сетях используют для туров по офису или знакомства с ключевыми сотрудниками компании во время онбординга, хештеги служат инструментом для соединения людей и знаний в буквальном смысле, а мессенджеры создают немало возможностей для совместного обучения.
Причём интересно, что люди прекрасно используют публичные соцсети для личного обучения, а вот для корпоративного, похоже, не хотят. Например, YouTube в 2020 году для обучения в личных целях использовали 83% опрошенных Mind Tools сотрудников, а в рабочих целях — только 41%. С популярными социальными сетями всё ещё хуже: около трети сотрудников учатся на них «для себя» и лишь 2–6% — по работе.
Такие данные говорят о том, что теряющие значимость соцсети — упущенная возможность для L&D. Так, оказалось, что к 2023 году 86% руководителей L&D‑функций не знают, как именно их сотрудники обмениваются знаниями и идеями на таких площадках. Три года назад понимание того, как люди учатся в соцсетях, было столь же плохим, однако на фоне пандемии больше компаний пытались вовлечь своих работников в их использование. Они не представляли, зачем это нужно, но тем не менее, видя популярность соцсетей, пытались делать это — без особых результатов. Проще говоря, организаторы обучения были максимально далеки от опыта тех, кого они учат, и от стратегии, которая требовалась бизнесу.
Читайте также:
Использование технологий растёт совсем не так быстро, как ожидалось
В своеобразном антирейтинге технологий, которые так и не получили распространения в индустрии корпоративного обучения, оказались в том числе дорогостоящие. Например, ИИ-инструменты в 2023-м применяют лишь 16% опрошенных, хотя ещё год назад пользователей было больше — 19%. Спад наблюдается и для инструментов дополненной реальности (AR): их популярность раньше стабильно росла, но в 2023-м резко упала — с 21% до 15% за год.
Примерно такая же ситуация сложилась с онлайн-платформами для курирования контента и создания закладок. А главными аутсайдерами оказались блокчейн (он показал довольно резкий рост в прошлом году, а теперь интерес к нему явно угас) и гаджеты вроде смарт-часов — их популярность за год упала в два раза. Примечательно, что именно им некоторые L&D-специалисты предрекали большое будущее.
Очень показательна ситуация со смартфонами. По данным Mind Tools, в 2014-м их использовали в работе 53% опрошенных, и тогда эксперты компании прогнозировали, что в 2015-м эта цифра дойдёт до 78%. Так вот, этот порог до сих пор не достигнут — в 2023 году смартфоны использовали в работе 66% респондентов.
То есть смартфоны хотя и не вошли в антирейтинг, но и рост их использования для работы (и корпоративного обучения) оказался не таким уж заметным, а мобильное обучение так и не вышло на значимую высоту, сколько ему это ни предсказывали.
Победа онлайн-обучения пока не окончательна
«Каждый год большинство L&D-лидеров предсказывают, что онлайн и смешанное обучение покажут значительно больший рост, чем обычно. В 2022-м, например, 57% респондентов предположили, что смешанного обучения будет больше в следующие 24 месяца. [На самом деле] в 2023-м году количество организаций, где учили одновременно онлайн и очно, снизилось на 2%», — констатировали авторы отчёта.
Судя по данным, популярность смешанного обучения мало изменилась — с 2016 года и по сей день его стабильно используют около четверти опрошенных. А вот офлайн-формат показал существенный спад только в 2022 году — на 13%. Тогда же резкий всплеск популярности продемонстрировал онлайн-формат.
Исследователи из Mind Tools считают, что развитие в сфере корпоративного обучения происходит с некоторой задержкой, и индустрия всё ещё находится в состоянии догоняющего по отношению к технологическому прогрессу. Это британцы объясняют двумя причинами — рассмотрим их ниже.
Почему изменения в сфере обучения и развития персонала столь медленные
Первая причина — сопротивление со стороны сотрудников и корпоративной культуры в целом. Специалисты обращают внимание, что такое сопротивление возникло даже не десять, а двадцать лет назад. Причём часть ответственности за это они возлагают на самих специалистов по обучению и развитию: ведь те крайне редко вовлекают в процесс ключевых стейкхолдеров и не готовят никаких коммуникационных стратегий для вовлечения всех заинтересованных сторон. Иными словами, похоже, они и сами несколько оторваны от корпоративной культуры, которую нужно менять.
Вторая причина в том, что организаторы обучения, по мнению авторов отчёта, недостаточно используют все возможности онлайн-формата. У команд большинства опрошенных L&D-специалистов довольно сильные способности для создания очных программ. Это вполне объяснимо: тренинги и обычные «аудиторные» курсы долгое время были востребованы — и просто так этот опыт никуда не уйдёт до тех пор, пока не сменится целое поколение работников. Однако проблема в том, что переизбыток одних навыков не даёт места для развития других, более приоритетных. То есть отчасти рынок просто-напросто застрял в прошлом — в то время, когда перед ним встала, например, проблема использования ИИ.
Хорошо резюмирует этот отчёт комментарий L&D-специалиста Росса Стивенса: «Мы действительно живём в цифровом мире, поэтому современные специалисты в области L&D должны признать, что цифровой интеллект (понимание того, как использовать новейшие технологии) является неотъемлемой частью нашей работы. Исследование ясно показывает, что путь к тому, чтобы стать высокоэффективной организацией обучения и развития, лежит через раскрытие мощи технологий».
Кейс «Газпрома»: как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников
(Спойлер: компания организовала розыгрыш обучения!)
В результате:
- оптимизированы расходы на обучение;
- сформирован кадровый резерв;
- усилен HR-бренд;
- ускорились рабочие процессы.