Корп. обучение
#статьи

Как корпоративная библиотека и книжный клуб помогают в развитии сотрудников

Советы по формированию актуальной корпоративной библиотеки и созданию книжного сообщества для обучения и эмоциональной поддержки сотрудников.

Кадр: фильм «Забавная мордашка» / Paramount Pictures

Диана Лысенко


Руководитель книжных клубов сервисов MyBook и «Литрес», соавтор телеграм-канала «Литрес: HR Book Club».

Статья подготовлена на основе вебинара «Как обучать, развивать и мотивировать сотрудников с помощью корпоративной библиотеки», организованного платформой для обучения и развития Teachbase.

Корпоративная библиотека и книжный клуб для сотрудников — полезные инструменты, которые могут стать частью системы обучения и развития, существующей в компании. Я расскажу об общих трендах в формировании корпоративных библиотек и о том, как использовать библиотеки в обучении и развитии — в том числе с помощью книжного клуба для сотрудников.

Тренды в формировании корпоративных библиотек

Подбор книг для чтения и обсуждения сотрудников, конечно же, во многом зависит от специфики организации и её культурного кода, от потребностей бизнеса и интересов самих читателей. При этом, работая с корпоративными клиентами, мы с коллегами выявили некоторые распространённые предпочтения и запросы. Как правило, они отражают происходящее в мире — например, пару лет назад в тренде была литература про удалённую работу. На эти тенденции можно ориентироваться, если вы только начинаете собирать свою корпоративную библиотеку и хотите сделать её как можно более актуальной.

Что касается форматов, то мы наблюдаем повышенный интерес к следующим:

  • Аудиокниги. Аудиокниги, аудиоспектакли и подкасты можно слушать за рулём, во время тренировки или на прогулке — это удобный вариант для тех, кто постоянно занят и выполняет параллельно несколько дел. А кому-то просто дискомфортно читать электронные книги, и если печатный вариант по каким-либо причинам недоступен, аудиоверсия станет хорошим способом познакомиться с произведением. Также во многих приложениях для чтения есть функция «Читай и слушай» — она позволяет переключаться между текстовой и аудиоверсией книги, продолжая слушать или читать с того же места, на котором пользователь остановился ранее.
  • Саммари. Это тоже тренд, отвечающий на вызовы ускоряющегося мира. Саммари представляет собой выжимку содержания книги, её основные тезисы. И если художественную литературу в кратком пересказе читать просто бессмысленно (за исключением ситуаций, когда нужно освежить произведение в памяти), то в случае с прикладной и бизнес-литературой это подходящая опция. Особенно актуально чтение саммари для тех, чья профессия требует всегда быть в курсе, что происходит в индустрии, и, соответственно, регулярно поглощать большой объём информации.

При этом очень популярными становятся книжные комьюнити. За последние несколько лет книжные клубы вышли за пределы библиотек — они появляются в киносообществах, музыкальных клубах, кафе и барах. Вероятно, это часть постковидной тенденции к объединению — люди стремятся к совместности, хотят общаться и делиться мнениями. Обсуждение прочитанных книг для этого замечательно подходит, и это можно использовать в том числе в корпоративной среде.

Фото: Stock-Asso / Shutterstock

Что касается литературных жанров и тематик, то здесь тоже можно выделить несколько самых актуальных:

  • Русская и зарубежная классика. Спрос на классические произведения никогда по-настоящему не спадает. Многие во взрослом возрасте заново открывают для себя и переосмысляют школьную программу по литературе, перечитывая Достоевского, Толстого и Тургенева. Интерес к классике пробуждают и её экранные адаптации — как, например, в этом году произошло с фильмом «Мастер и Маргарита».
  • Искусственный интеллект. Скачок в развитии и распространении генеративных нейросетей отразился и на интересе к ИИ в принципе. Это касается не только нон-фикшена про искусственный интеллект, но и научной фантастики. Например, невероятно популярна трилогия «В память о прошлом Земли» китайского фантаста Лю Цысиня. Есть интерес и к книгам-экспериментам, где нейросеть выступает соавтором — как в сборнике рассказов Павла Пепперштейна «Пытаясь проснуться», написанных в соавторстве с нейросетью ruGPT-3.
  • Well-being. Тренд на «достигаторство» любой ценой уходит в прошлое — людям стало очевидно, что если игнорировать своё физическое и ментальное здоровье или проблемы в отношениях с близкими, то от этого пострадают все остальные сферы жизни, карьера в том числе. Поэтому литература о самопомощи и саморазвитии сейчас очень востребована. Один из бестселлеров в этом жанре, который не теряет популярности, — «Атомные привычки. Как приобрести хорошие привычки и избавиться от плохих» Джеймса Клира.
  • Тайм-менеджмент удалённой работы. Этот тренд сохраняется со времён пандемии, когда люди искали лучшие советы и практики, которые помогут организовать домашний офис и не отвлекаться на посторонние дела. Однако сейчас мы уже наблюдаем его снижение. Вероятно, в 2025-м актуальнее всего будут книги о том, как вернуться в офис и больше никогда не работать на удалёнке 🙂
  • Управление продуктом и командой. Это прикладная литература о развитии навыков, об инструментах, методиках и техниках, которые нужны специалистам и руководителям для эффективного менеджмента продуктов, проектов и команд. В отличие от предыдущего, это несменяемый тренд. Например, для команды, создающей продукт, будет полезно прочесть и обсудить такие книги, как «Вдохновлённые» Марти Кагана или «Дизайн всего» Скотта Беркуна.
  • Бизнес-романы. Тем, кому не по вкусу классическая бизнес-литература, может понравиться этот жанр — истории вымышленных предпринимателей, которые преодолевают препятствия и развивают успешный бизнес. Художественные достоинства этих книг нередко критикуют, но из них можно почерпнуть инсайты и вопросы для рефлексии, набраться вдохновения и мотивации для собственных свершений. Самый яркий пример — «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд.

Как использовать корпоративную библиотеку в обучении

Создание и развитие корпоративной библиотеки соответствует современной L&D-модели, для которой характерны фокус на долгосрочных целях, активная роль учащихся, гибкий выбор форматов и непрерывность обучения. В таком подходе обучение не ограничено временем конкретного курса или тренинга — оно продолжается, когда сотрудник, скажем, читает о бизнес-кейсе в книге, а потом обсуждает его с коллегой.

Фото: Standret / Shutterstock

Как можно использовать библиотеку для развития сотрудников? В первую очередь, чтобы подбирать литературу по конкретному запросу. Скажем, сотрудникам стоит повторить правила цифрового этикета или изучить основы Agile-методологии перед её внедрением — специалист по обучению может составить соответствующую подборку и порекомендовать сотрудникам с ней ознакомиться. Полезными будут и подборки книг для сопровождения формального обучения — например, для онлайн-курса по управлению проектами или для тренинга по продажам. В этом случае книги выступают в качестве дополнительных материалов, которые помогут углубиться в определённую тему или познакомиться со смежными тематиками.

В зависимости от аудитории и цели обучения, такие книги могут быть в первую очередь прикладными или передавать ценности компании, мотивировать на изучение нового, внедрение изменений в работу.

Современные сервисы электронных корпоративных библиотек дают возможность собирать статистику чтения, в том числе индивидуальную, узнавать о самых востребованных среди сотрудников книгах, информировать их о новинках. С помощью этих данных удобно следить за актуальностью наполнения библиотеки и мотивировать персонал — например, устраивая соревнования в духе «Самый читающий сотрудник месяца».

Также инструментом развития могут стать регулярные собрания книжного клуба. Во-первых, книжный клуб — элемент самообучающейся организации, которая развивает культуру непрерывного обучения, качественных изменений, инноваций. Благодаря беседам с коллегами о прочитанных книгах сотрудники регулярно соприкасаются с новыми идеями и новым опытом, учатся друг у друга, рассматривают проблемы и вопросы с разных точек зрения.

Во-вторых, по моему опыту, книжные клубы повышают лояльность сотрудников к работодателю и помогают новичкам вливаться в команду. Люди в неформальной обстановке общаются с коллегами, создают социальные связи, делятся мнениями. Общие темы для обсуждения, помимо работы, этому хорошо способствуют.

Книжный клуб не обязательно должен быть посвящён исключительно нон-фикшену для развития компетенций и бизнес-романам — многие компании устраивают обсуждения художественных книг, интересных сотрудникам. Некоторые организуют встречи в двух разных группах — по художественной и нехудожественной литературе. Таким образом, корпоративный книжный клуб становится и пространством для эмоциональной разгрузки сотрудников, которые в конце рабочего дня могут отвлечься и обсудить мотивы персонажей, особенности стиля того или иного писателя, поделиться тем, как конкретная книга повлияла на их жизнь.

Как организовать книжный клуб

Запуская книжный клуб, начать стоит с вводной лекции для сотрудников. Это особенно актуально, если в компании раньше не было книжного сообщества или оно существовало совсем в другом формате. На вводной лекции стоит рассказать о том, что из себя представляет книжный клуб, как отбираются книги для обсуждения, как проходят встречи и так далее. Важно узнать и мнения участников: что именно они хотели бы получить от участия в клубе, с какой регулярностью и где им удобно встречаться. Будет нелишним затронуть и сам процесс чтения — например, посоветовать сотрудникам телеграм-каналы с книжными обзорами, рассказать о литературных премиях, заслуживающих внимания, поделиться стратегиями, которые помогут сформировать привычку читать регулярно.

Затем нужно выбрать книгу для обсуждения. Чаще всего это происходит путём голосования, где участники выбирают один из 5–10 вариантов. Это могут быть произведения на конкретную тему, самые популярные наименования из корпоративной библиотеки, книги из списков бестселлеров, шорт-листов литературных премий или подборок вроде «10 книг, которые должен прочесть каждый руководитель». Конечно, в зависимости от специфики клуба, выбор может происходить и без голосования — например, книгу для чтения и обсуждения назначает руководитель подразделения или специалист по обучению.

На чтение участникам клуба отводится месяц, после чего планируется встреча с дискуссией. Комфортнее всего встречаться в группе не более 15 человек — так каждый участник успеет высказаться, с учётом средней продолжительности дискуссии в полтора часа. Если сотрудников, желающих обсудить книгу, гораздо больше, имеет смысл разделить их на несколько групп. Однако стоит учитывать человеческий фактор: по нашей статистике, если 40 человек отвечают «Да, я приду», значит, придут как раз 15.

В процессе обсуждения очень важна роль модератора — он следит за соблюдением тайминга, за тем, чтобы участники не отходили от темы, чтобы все желающие высказались и были услышаны. Также модератор задаёт участникам вопросы, провоцирующие обсуждение. Вопросы полезнее всего сформулировать заранее, вскоре после выбора книги, и поделиться ими в анонсе будущей встречи — благодаря этому участники смогут лучше подготовиться к дискуссии. Речь, конечно, не о ведении конспектов, а о том, чтобы обратить внимание на какие-то моменты, выписать яркие цитаты или поразмыслить, скажем, применимы ли советы автора в рабочей практике сотрудника.

Если речь идёт о прикладной книге, призванной развивать те или иные навыки, встречу книжного клуба можно сфокусировать именно на этом. Например, на встрече, посвящённой книге «Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно» Майкла Микалко, мы с участниками применяли техники генерации идей, о которых пишет автор.

Саму дискуссию модератор может начать с краткой истории книги или интересных фактов об авторе, но это должно занимать не больше пяти минут, чтобы встреча не превратилась в лекцию. Как правило, мы закладываем час на активную беседу и полчаса — на дополнительные вопросы, которые затронут участники. Из них минут 10–15 можно уделить обмену рекомендациями: что ещё люди читали по теме, что планируют прочесть.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников?

А ещё:

  • оптимизировать расходы на обучение;
  • сформировать внутренний кадровый резерв;
  • усилить HR-бренд и ускорить рабочие процессы.

Нестандартный кейс «Газпромбанка» по мотивации и вовлечению. Механика, цифры и подробности — в бесплатном гайде.

Скачать кейс

Кейс «Гринатома»

Как привлекать молодёжь и как развивать её в компании

  • 📝 Как закрывать стажёрами 500 вакансий в год
  • 📝 Как мотивировать руководителей на работу с джунами
  • 📝 Как за 1,5 года сделать из стажёра ценного сотрудника
Смотреть кейс
Гайд по нейросетям для HR и T&D. Забирайте бесплатно >>
📌 5 инструкций по использованию ИИ в работе
📌 Список задач, которые можно делегировать ИИ
📌 Советы и лайфхаки по работе с нейросетями
Cкачать гайд
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована