Как говорить с заказчиком обучения на одном языке
Эксперт объясняет, почему создатели корпоративного обучения и его заказчики из бизнес-функций не всегда понимают друг друга и как это исправить.
Иллюстрация: Docusign / Unsplash / DCstudio / rawpixel.com / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media
Корпоративный курс создан, сотрудники его прошли, а эффекта почему-то нет. Заказчик обучения может сделать вывод на будущее, что вкладываться в обучение нет смысла. Хотя проблема может заключаться в том, что отделу обучения не хватило как раз его, заказчика, поддержки.
Такая ситуация, к сожалению, типична для корпоративного мира. О её причинах и об одном из способов её исправить рассказал руководитель управления по цифровому обучению компании «М.Видео — Эльдорадо» Артур Мазлоев на вебинаре Center-Game «Как делать курсы, которые решают задачи бизнеса».
Пересказываем основные идеи из его выступления.
Почему бизнес может не услышать или не понять L&D-функцию
Одна из основных проблем в объяснениях и договорённостях с заказчиком обучения — невольная подмена целей и результатов, считает Артур Мазлоев. Он напомнил разницу между ними:
- Образовательные цели — это то, чему нужно научить сотрудников. Цели эти предназначены скорее для внутреннего пользования разработчиков обучения, чтобы грамотно спроектировать и организовать программу, проследить за результатами. Но непосредственного эффекта на бизнес-результаты они не оказывают.
- Бизнес-цели — то, как обучение реально скажется на бизнесе. Проще говоря, это финальный результат, к достижению которого стремятся все участники процесса.
- Статистические метрики — позволяют оценить «здоровье» обучения. Например, посещаемость, уровень доходимости, удовлетворённости — всё это нужно отделу обучения для анализа и дальнейшего роста, а вот бизнес в этой информации опять же обычно не нуждается.
Однако часто специалисты по обучению вместо бизнес-результатов — именно тех, которые интересны заказчикам, — говорят заказчику о результатах «внутренних».
«Мы рассказываем, какая у нас прекрасная программа, какие в ней будут спикеры, как люди будут счастливы и довольны. Мы сделаем себе харакири, если NPS будет ниже такого-то порога или CSI будет ниже такого-то порога, [говорим], что мы точно достигнем того, что 100% людей завершат программу успешно, откликнутся на неё и так далее. Интересно ли это бизнесу и бизнес-лидерам? Нет, не особо», — подчёркивает Артур Мазлоев.
Топ-менеджеры, конечно, могут принять и такие аргументы. Но в этом случае велика вероятность, что в обучение они не верят — для них это всего лишь дополнительный пунктик в общем плане действий. Однако и взаимопонимания между бизнесом и специалистами по обучению это вряд ли добавит.
Говорить с бизнесом нужно на понятном ему языке, считает эксперт. А вот детали про метрики курса и особенности обучения лучше оставить для себя, если заказчику это неинтересно.
«Забудьте про язык образовательных результатов. Он для вас, он для команды обучения. Вообще, может быть, даже никто больше о них не должен слышать, кроме команды обучения», — комментирует эксперт.
Но специалисты по обучению, конечно, не бизнесмены. Как же тогда строить диалог с бизнесом?
Что учитывать в разговоре с заказчиком обучения
Первое правило «продажи» обучения бизнесу, отмечает Артур Мазлоев, — начинать вовремя. Задуматься об эффектах той или иной программы нужно на старте и обсудить результаты — тоже.
Эксперт приводит аналогию с фастфудом: для бизнеса требование обучить сотрудников сродни заказу бургера в ресторане быстрого питания. «Для них это фастфуд: „Давайте-ка нам на следующей неделе запустите какую-то программу. Завтра давайте уже, пожалуйста, презентуйте, что в этой программе будет. А ещё желательно, чтобы там был такой-то спикер, именно вот этот, и так далее“».
Проще говоря, бизнесу нужно быстро и недорого, а в итоге он не получает желаемого эффекта. Сотрудники обучения оказываются в этой ситуации крайними — они не могут продемонстрировать результаты и доказать пользу программы. То есть, с точки зрения заказчика, они показывают собственную неэффективность.
Однако просто задаться на старте вопросом: «А что ждёт бизнес от продукта?» и обсудить это — тоже может быть проблематичным. Ведь заказчики далеко не всегда знают, чего хотят, и могут «зависнуть» на вопросе о своих потребностях. Что делать в этом случае?
Артур Мазлоев предлагает придерживаться конкретной последовательности в создании любого образовательного продукта и определить поэтапно:
- Зачем он нужен заказчику (для каких целей). Возможно, на этом этапе станет понятно, что программа или курс не отвечают поставленным задачам.
- Что именно нужно сделать для решения задачи, ради которой заказчик просит разработать обучение. Например, в одном случае это действительно может быть обучение, а в другом нужного эффекта можно добиться, только изменив условия труда (и тогда проведённое вместо этого обучение не сработает).
- Что будет за обучение — в какой форме, с каким контентом и так далее.
«Сначала определяете „зачем“, потом „что“, потом „как“. Бизнес-эффекты и метрики определяете вначале. Пусть это будут ваши ориентиры, фокусируетесь не на обучении, а на бизнес-результате. То, что происходит после обучения, — это ваша прямая точка интереса. Вы должны быть заинтересованы в том, что изменится в конкретном магазине, на складе или в конкретном подразделении, которое вы обучали», — комментирует эксперт.
Однако обучение не может решить всех проблем, поэтому не стоит «забивать гвозди микроскопом». Иногда бизнес хочет обучение в ситуациях, где помогут только реальные бизнес-решения. Артур Мазлоев приводит пример: сотрудники работают в плохих условиях, они полностью демотивированы этим — и пытаться решить эту проблему с помощью какой-то мотивационной программы вряд ли получится, если условия останутся прежними.
А чтобы ситуации с таким бесполезным и просто неэффективным обучением не произошло, на помощь специалистам по обучению приходят исследования.
Как использовать исследования и обосновать их важность
Спикер приводит несколько аргументов в пользу проведения исследований перед разработкой продукта:
- Проверка идей и гипотез. Исследование позволяет понять пользователей (то есть сотрудников): их взгляды, мотивы, ценности и опыт в обучении. «В ходе исследования мы получаем какую-то неочевидную информацию, какие-то инсайты крупные или мелкие», — комментирует Артур Мазлоев.
- Разница в представлениях о проблеме у заказчика и ЦА. Спикер приводит случаи из практики, когда результаты исследования буквально открывали глаза заказчику на реальные, а не надуманные проблемы бизнеса. Причём касалось это не только обучения, но и процессов в компании в целом.
- Бизнес-эффекты, которые действительно можно получить от обучения. Выяснить это можно только изучив мнение всех сторон и собрав полный набор данных.
- Подача контента. «Иногда на старте мы думаем, что людям наиболее интересны и полезны одни темы и какая-то одна практика. В ходе исследования узнаём, что вообще нет, что с этим проблем нет. Люди демонстрируют, что они это умеют делать и так далее. И мы смещаем фокус. А исследования помогают нам понять реальную проблематику, которая отражается затем в контенте», — говорит эксперт.
Бывает, бизнес воспринимает необходимость провести исследование как лишнюю трату времени и денег. Иногда приходится буквально умолять руководство «дать недельку» на получение хотя бы базовых вводных, а руководство смотрит на это как на лишнюю трату времени. Эксперт рекомендует в обсуждении с заказчиком настаивать на том, что исследования — не трата ресурсов, а инвестиция, которая позволяет оптимизировать и сфокусировать имеющиеся ресурсы и сделать акцент на самом значимом, именно на том, что позволит достичь цели обучения.
Исследования будут эффективны и для объяснения необходимости обучить людей гибким навыкам. Например, на его основе можно наглядно продемонстрировать, с чем сталкиваются сотрудники, и предложить решение этой проблемы. Можно предположить эффект, который окажет обучение софт-скиллам: высвобождение времени, оптимизация работы и так далее. Исходя из этого, выстраивается гипотеза и о бизнес-эффектах.
При этом «аптечная точность» в обосновании как исследований, так и результатов программы требуется не всегда. Представления специалистов по обучению о «злобных финансистах» редко соответствуют действительности, шутит Артур Мазлоев.
«Мы можем строить гипотезы относительно влияния, можем озвучивать какие-то цифры. И знаете, когда мы озвучили несколько сотен миллионов в EBITDA по результатам одного из проектов обучения, а на выходе оказалось в два раза меньше, поверьте, никто не заплакал, и никто никого там не избил. Все были очень счастливы, что в принципе эффект случился и, главное, стал прозрачным», — рассказывает он.
Что если данные исследований неоднозначны?
Исследования далеко не всегда дают прямой ответ на поставленные вопросы и приводят к конкретным решениям, отмечает Артур Мазлоев. Иногда случается и обратная ситуация — и результаты неоднозначные, и надёжность данных может вызывать сомнения.
В этом случае эксперт рекомендует действовать постепенно — создать базовую версию образовательного продукта или небольшую её часть, затем протестировать на фокус-группах. Короткие шаги позволят не наделать больших ошибок. А в процессе можно провести дополнительные исследования, заодно посмотреть на предварительные результаты и «докрутить» программу так, как нужно.
Зачем разыгрывать корпоративное обучение?
Кейс «Газпромбанка»
Нестандартная механика, которая помогает:
- обучать 1500 человек ежегодно;
- повышать вовлечённость;
- оптимизировать расходы на обучение.
Дарим кейс с механикой и подробностями.
Скачать бесплатно