Корп. обучение
#Руководства

Как адаптировать практические упражнения из очного тренинга для синхронного онлайн‑занятия

Советы для преподавателей и тренеров, которые ведут дистанционные семинары и тренинги.

Иллюстрация: Merry Mary для Skillbox Media

Фото: личный архив Марины Казанцевой

Марина Казанцева

Бизнес-тренер, управляющий партнёр агентства K&D Training, автор программ по повышению личной, управленческой и организационной эффективности, преподаватель курсов по soft skills в Университете ИТМО, разработчик игр для высшего образования и бизнеса.

Статья написана на основе вебинара «Перевод практических упражнений и игровых решений из офлайна в онлайн: успехи, ошибки, лайфхаки» на платформе «Ракурс».

Почему нельзя просто взять и перевести практические офлайн‑упражнения в онлайн

Перевести в онлайн практические упражнения в том же виде, в каком они работают в офлайне, — задача нереальная. Это объясняется тем, что на дистанционном формате включается так называемое digital-поведение:

  • Учащиеся быстрее отвлекаются. На очном занятии можно предложить студентам 30-минутное задание для самостоятельной работы, и это подействует прекрасно. На дистанте, если дать учащимся задание и отпустить их на полчаса, трудно будет собрать группу обратно. Люди с большой вероятностью отвлекутся на другие дела, отправятся пить чай или включат сериал.
  • Долгие занятия в онлайне неэффективны. Из предыдущего пункта следует, что лучше избегать многочасовых дистанционных занятий и не пытаться включить в один вебинар несколько тем. Предпочтительнее сделать серию вебинаров или тренингов, посвятив каждый одной теме.
  • Интерактивность становится обязательной. Если не включить в занятие элементы с активным взаимодействием участников, то достичь желаемого результата обучения не получится. Может быть, они и ознакомятся с теоретическим материалом, но вряд ли усвоят знания и чему-то научатся.
  • Адекватные для офлайна задания оказываются слишком сложными в онлайне. Из-за уменьшенного цикла внимания и постоянных отвлечений учащимся на дистанте зачастую нужно объяснять инструкции буквально на пальцах. Иногда требуется повторять несколько раз, а сами задания делать чуть проще, чем для аудиторного обучения.
  • Влияние ведущего ограничено. В офлайне вовлечь учащихся в обучение и взаимодействие нередко помогают харизма и обаяние преподавателя или тренера. На дистанте же эффект от них снижается. И даже если у всех участников включены камеры, ведущему вебинара сложнее в реальном времени отследить, кто работает быстрее остальных, а кто отстаёт, когда нужны дополнительные объяснения, а когда лучше дать слушателям отдохнуть. Поэтому методика и принципы, по которым разрабатывается занятие, начинают играть более важную роль, чем харизма.

Словом, чтобы сохранить эффективность заданий и упражнений при переходе в онлайн, их нужно грамотно адаптировать.

Как адаптировать для онлайна разные виды упражнений

По перечисленным выше причинам можно сделать вывод, что упражнения для дистанционных студентов должны быть вовлекающими и интерактивными, достаточно короткими и не очень сложными. Рассмотрим, как могут выглядеть в онлайне три вида активностей, которые часто применяются на корпоративных тренингах и практических занятиях в вузах.

Разминка, или айс‑брейкеры

Айс-брейкеры (англ. ice-breakers, буквально — «разбиватели льда») — это короткие упражнения, призванные снять напряжение и эмоционально вовлечь участников. Они применяются как в начале, так и в процессе занятия — например, в качестве передышки между заданиями или темами.

У разминки в дистанционном формате есть важные отличия от очных упражнений:

  • Физическая разминка не всегда применима. Двигательная активность хорошо работает в офлайне, помогает участникам взбодриться и «встряхнуться». В онлайн-формате с этим сложнее, особенно при взаимодействии с малознакомой группой. Влияние преподавателя или тренера ограничено, камеры выключены, и если сказать: «Сейчас у нас физическая разминка. Давайте встанем, помашем руками, поприседаем», нет уверенности, что участники это сделают.
  • Нельзя использовать реквизит. В офлайне под рукой могут быть верёвочки, мяч, игрушки, маркеры. В онлайне же есть только камера, чат и виртуальная доска.
  • Обсуждение в чате, а не вслух. На очном занятии легко обсудить упражнения, подвести итог разминке, быстро получить обратную связь. В онлайне общение с учащимися вслух занимает больше времени — участнику нужно привлечь внимание преподавателя, включить микрофон и так далее. Поэтому, как правило, всё обсуждается в чате.
  • Оптимальное время — до трёх минут. Из-за уменьшенного цикла внимания онлайн-занятие в целом должно быть короче, чем очное. Поэтому, если в аудитории вполне можно потратить на разминку минут 15, то на дистанте — максимум три минуты.
  • Разминка может компенсировать недостаток общения. На очных занятиях студенты могут общаться друг с другом в перерывах, в онлайне же такой возможности нет. Многие люди, которые учатся дистанционно, испытывают нехватку общения, и её можно восполнять в том числе на разминке.

Какие же виды упражнений для разминки будут работать в онлайне?

Вопросы

Хороший способ начать занятие — задать аудитории вопрос. Лучше всего, если он связан с темой обучения. Например, в начале тренинга по эмоциональному интеллекту можно спросить: «Что для вас было самым радостным сегодня?» Отвечая в чате, участники обмениваются впечатлениями, включаются во взаимодействие, готовятся к работе на занятии.

Важно помнить, что личные вопросы задавать не стоит. «Поделитесь самым радостным детским воспоминанием», «Расскажите о ситуации вашего провала» — отвечать на такое люди, вероятнее всего, будут просто не готовы.

Также серьёзная ошибка — игнорировать ответы в чате. Попросив ответить или что-то рассказать, нужно обязательно отслеживать все ответы, комментировать, реагировать на них, даже если кратким «Здорово!» или «Спасибо!».

Простые когнитивные упражнения

Для разминки можно использовать логические задачи и даже оптические иллюзии. Например, предложите учащимся посмотреть на гифку и ответить на вопрос, в какую сторону вращается балерина — по часовой стрелке или против. Разные люди видят направление вращения по-разному, и оно может меняться в восприятии.

Изображение: Wikimedia Commons

Когда участники ответят в чате, можно попросить их сделать умственное усилие и «переключить» направление вращения. Чаще всего это получается, что позволяет озвучить вывод: «Смотрите, как здорово мы умеем управлять своим мозгом! А сегодня на занятии ещё поработаем над этим». Это вызовет ощущение успеха, пусть и маленького, а позитивное и уверенное настроение очень полезно в обучении.

Упражнения на общение

Такая разминка тоже настраивает участников занятия эмоционально и помогает им познакомиться друг с другом. Можно, например, предложить им написать в чат первую приходящую в голову ассоциацию с заданным словом. Имеет смысл подбирать это слово под тему обучения. Затем можно попросить перечитать чат и написать имя участника, чей ответ их удивил. Таким образом мы обращаем внимание студентов на личности и имена одногруппников, на то, что все мыслят по-разному.

Вообще, приём «Сделайте то-то, просмотрев ответы в чате» очень полезен — он поощряет внимание к ответам других и в итоге может стать первым шагом к нетворкингу, который на онлайн-курсе очень важен.

Физические упражнения

Как уже упоминалось выше, не стоит начинать разминку в незнакомой группе с физических упражнений. Но когда доверие между участниками и ведущим занятие установлено, ничто не мешает добавить двигательную активность. Особенно если студенты включили камеры и видят друг друга.

Рекомендую такое короткое упражнение:

  • Вытянуть вверх указательный палец. Правши действуют правой рукой, левши — левой.
  • Затем поднять прямую руку вверх, направив в потолок.
  • Начать пальцем рисовать круг, будто обводя по часовой стрелке циферблат, находящийся на потолке. При этом нужно внимательно смотреть на кончик вытянутого пальца.
  • По команде ведущего — опустить руку до уровня груди, сгибая её в локте, продолжая вращение и не отрывая взгляда от кончика пальца.

Затем я задаю учащимся вопрос: «Что изменилось?» Суть в том, что, если смотреть на палец, находящийся на уровне груди, он будет вращаться против часовой стрелки, потому что изменилась точка зрения. Удобный момент для обсуждения со студентами того, что точка зрения — это очень важно.

Как в онлайне, так и в офлайне нужно от любых упражнений переходить к их смыслу — почему это было важно сделать, как это связано с тем, что будет происходить на занятии.

Индивидуальные упражнения

Индивидуальные упражнения обычно применяются для того, чтобы учащийся отработал на практике изученный теоретический материал, а также для оценки усвоения знаний. На корпоративных тренингах собственно оценка встречается редко. Однако индивидуальные упражнения помогают тренеру определить, насколько каждый участник понял теоретическую часть, готов ли он к более глубокому погружению в тему обучения и групповой работе.

Как и в случае с разминкой, подход к упражнениям в дистанционном формате отличается от их выполнения в офлайне:

  • Упражнение не должно занимать больше десяти минут. Оставлять участников самих по себе надолго нельзя, и на выполнение одного задания нужно давать строго ограниченное время.
  • Инструкция к заданию должна быть максимально понятной и доступной. Если в офлайне обычно хватает устного объяснения, на дистанте лучше всего продублировать инструкцию письменно на слайде презентации и даже в чате. И чем она подробнее и конкретнее — тем лучше. Это нужно для того, чтобы даже участники, которые на время отвлеклись (а такие есть всегда), могли быстро войти в курс дела и включиться в работу.
  • Используя медиафайлы, важно убедиться, что все участники смогут их воспроизвести. Чаще всего сложности возникают с видео: не открывается, тормозит, звук пропадает — и вот упражнение уже провалено. Чтобы этого избежать, стоит позаботиться о разных каналах. Например, добавить ролик в презентацию, чтобы включить его одновременно для всех, а также показать на экране QR-код со ссылкой на видео и прислать ссылку в чат.

Рассмотрим, какие индивидуальные упражнения эффективно работают в онлайне.

Тренажёры

Задания могут быть основаны на различном медиаконтенте: «Посмотрите видео и ответьте на вопрос», «Послушайте аудиозапись и найдите ошибку», «Прочтите текст и выберите верное утверждение». По сути, подойдут любые задачи, проверяющие усвоенные знания.

Разбор кейса

Участникам предлагается описание проблемной ситуации (например, из предпринимательской, правовой или медицинской сферы, случай из истории — зависит от темы обучения), а они должны оценить имеющиеся факты, предложить решение и аргументировать свою позицию.

Вопросы

Если на этапе разминки вопросы простые, так как их цель — вовлечение, то здесь стоит использовать вопросы на размышление и понимание: «Как бы вы оценили подобную ситуацию?», «Как вы думаете, сколько существует способов управления гневом?» Можно также предложить учащимся пройти онлайн-тест или опрос по теме обучения.

Важно помнить, что, если участники отвечают неверно, ни в коем случае нельзя двигаться дальше, не обозначив ошибки и не объяснив ещё раз непонятные моменты.

Чтобы участникам было легче ориентироваться в происходящем, разные виды заданий полезно оформлять по-разному. Например, пусть все слайды презентации с описанием кейсов будут с серым фоном, а с заданием-тренажёром — с голубым. Уже при виде цвета слайда люди поймут, какое упражнение их ждёт, и это поможет им быстрее фокусироваться на определённой задаче.

Групповые упражнения

После тренировки на индивидуальных упражнениях можно переходить к серьёзной отработке материала в группах. Конечно, если речь идёт о тренинге, который длится пару часов, нельзя говорить о стопроцентном формировании какого-то навыка. Но можно развить понимание и представление о том, как его применять. А ещё групповые задания дают участникам возможность пообщаться, что также очень ценно в онлайн-обучении.

Во время офлайновой групповой работы учащиеся, как правило, перемещаются в пространстве, и это довольно легко организовать — например, направив каждую команду к своему флипчарту. А преподаватель или тренер может наблюдать за работой всех групп, вовремя замечать затруднения и отвечать на вопросы.

В онлайне участники работают в сессионных залах — отдельных виртуальных комнатах. Проблемы могут возникнуть уже на этапе распределения команд: у кого-то не получается зайти в нужную комнату, кто-то вообще выключил камеру и не реагирует на инструкции преподавателя. Наблюдать одновременно за работой всех участников тоже уже не получится. Преподаватель может перемещаться по онлайн-комнатам, но если он слишком задержится в одной, отвечая на вопросы, то не успеет уделить внимание другим группам.

Фото: Rido / Shutterstock

Эти проблемы решаются с помощью модераторов, которые будут контролировать организационную часть, подсказывать и помогать участникам в сессионных залах. Если нет возможности пригласить в качестве модератора отдельного человека, можно поручить эту роль кому-то из студентов, знакомых с порядком работы. Как показывают исследования, это позволяет учащимся ощутить контроль над своим образовательным процессом и положительно сказывается на вовлечённости.

Вот какие ещё особенности отмечают у групповой работы в онлайне:

  • Оптимальное время на одно групповое задание — до 20 минут. Если в процессе участвуют модераторы, можно дать участникам больше времени на работу в сессионных залах. Но без серьёзной необходимости это делать не рекомендуется.
  • Важно сформулировать задание как можно более конкретно. Как уже говорилось ранее, подробные и конкретные инструкции, которые дублируются вслух, в чате и на слайде презентации, — это необходимость. Также стоит чётко объяснить, в каком формате учащиеся должны представить результат работы: «Когда закончите, пришлите в общий чат ответы на эти три вопроса».
  • Обратная связь имеет большое значение. В офлайне преподаватель или тренер видит группу и может оценить, довольны учащиеся, растеряны или разочарованы. На онлайн-занятии не обойтись без запроса фидбэка: «Ребята, оцените от одного до десяти, насколько хорошо у вас получилось», «Напишите, какой шаг для вас был самым сложным». Чтобы собрать эмоциональную обратную связь, можно спросить: «Друзья, если бы ваше настроение было цветом, каким бы оно было?» Если отвечают, что оранжевое, жёлтое, красное, — это хорошо. Чёрное, серое, коричневое — значит, что-то не так.

Среди форматов групповой работы в онлайне хорошо работают следующие.

Отработка навыков во взаимодействии

Этот формат хорошо подходит для практики коммуникативных навыков. Можно разделить учащихся на группы по три человека, где каждый по очереди будет принимать одну из ролей. Первый участник тренирует навык (например, разрешения конфликтов), второй ему подыгрывает как партнёр по взаимодействию, а третий наблюдает за процессом и отмечает, что получается, а что нужно улучшить. Через пять минут участники меняются ролями.

Совместное решение задачи

Группам по 4–5 человек можно предложить сложное задание, которое выполняется только командой. Например, провести мозговой штурм по заданной проблеме, совместно оценить предложенные участниками идеи и проголосовать за самую эффективную. А затем — представить её перед другими группами и преподавателем.

Разбор кейса

Этот метод хорошо работает не только в индивидуальной, но и в групповой деятельности. Участники должны обсудить заданную ситуацию, вместе прийти к какому-то решению и подкрепить его аргументами. Если речь не о длительном онлайн-курсе, а об одном занятии, то при выборе кейса для групповой работы лучше предлагать участникам тот, который решается однозначно. Иначе есть риск, что студенты «утонут» в обсуждении и за отведённое время не придут ни к чему конкретному.

Также на единичном занятии лучше не привлекать дополнительные технические инструменты и платформы — на их освоение и переход от одного сервиса к другому уйдёт драгоценное в онлайне время. Исключение — инструменты, которые хорошо знакомы и удобны всем участникам. Например, «Google Документы» вряд ли вызовут затруднения у тех, кто хоть раз работал в текстовом редакторе.


Кейс «Газпрома»: как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников

(Спойлер: компания организовала розыгрыш обучения!)

В результате:

  • оптимизированы расходы на обучение;
  • сформирован кадровый резерв;
  • усилен HR-бренд;
  • ускорились рабочие процессы.

Скачать кейс

Кейс «Гринатома»

Как привлекать молодёжь и как развивать её в компании

  • 📝 Как закрывать стажёрами 500 вакансий в год
  • 📝 Как мотивировать руководителей на работу с джунами
  • 📝 Как за 1,5 года сделать из стажёра ценного сотрудника
Смотреть кейс
Гайд по нейросетям для HR и T&D. Забирайте бесплатно >>
📌 5 инструкций по использованию ИИ в работе
📌 Список задач, которые можно делегировать ИИ
📌 Советы и лайфхаки по работе с нейросетями
Cкачать гайд
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована