Что такое контекстуализация обучения и чем она отличается от персонализации
Сейчас только ленивый не говорит о том, как важна персонализация обучения. Но действительно ли она нужна, если речь про обучение персонала?
Кадр: сериал «Миллиарды» / Showtime Networks / Best Available / Dominika Roseclay / Ottabeworthit / Pexels / Annie для Skillbox Media
Персонализация обучения — один из ведущих трендов в образовании последних лет. Считается, что она позволяет добиться максимальных успехов. Гораздо реже говорят о контекстуализации обучения, хотя она может оказаться столь же полезной и куда дешевле, чем разработка персонализированного обучения, уверен директор центра мастерства норвежской IT-компании Conscia Мариан Брадешко. В своей колонке для eLearning Guild он объяснил разницу между этими понятиями и предложил свой взгляд на то, почему иногда полезнее внедрять в курс контекст, чем индивидуальные нужды.
Чем контекстуализация отличается от персонализации
Персонализация, объясняет эксперт, строится на том, чтобы «подогнать» программу и процесс обучения под конкретного человека. В этом случае учитывают уже существующие знания и навыки человека, его предпочтения и учебный профиль (то есть такие особенности, как рабочая роль и учебный стиль). Отчасти именно проблему персонализации сегодня решает ИИ.
Контекстуализация, в свою очередь, смещает фокус с конкретных людей на среду, в которой эти люди работали или будут работать. То есть и обучение строится из хорошего понимания рабочего опыта и задач на конкретном рабочем месте, а для этого разработчики должны быть полностью погружены в контекст работы.
«Когда мы сравниваем персонализацию и контекстуализацию, то видим, что первая требует надёжных данных об учащемся и множества корректировок, поддерживаемых цифровыми инструментами. Для контекстуализации требуется меньше данных: нам нужно знать только контекст, в котором будет работать учащийся. В большинстве случаев нам также нужно меньше технологий. Мы можем просто адаптировать обучение к контексту группы участников, особенно если такие группы сплочены, как при внутреннем организационном обучении», — поясняет автор статьи.
Почему в корпоративном обучении контекстуализация может быть эффективнее
Конечно, чем ближе учебный курс или тренинг к потребностям конкретных учащихся, тем лучше. Однако далеко не у каждой компании есть возможность для сбора нужных данных или ресурсы для создания более персонализированных учебных продуктов для своих сотрудников. Зато создателям корпоративного обучения куда проще, чем массовым онлайн-школам, работать с рабочим контекстом своих подопечных — потому что учащиеся в него уже погружены.
Мариан Брадешко добавляет ещё одну причину, по которой персонализация не всегда нужна в обучении персонала: дело в том, что и рабочая среда зачастую не учитывает индивидуальных различий или предпочтений сотрудников. Так что учитывать в учебных программах рабочий контекст может быть полезнее, чем индивидуальные особенности и потребности сотрудника.
Заметим тут в скобках, что если всё-таки есть возможность совместить контекстуализацию с персонализацией, то эффект будет ещё заметнее.
Как учитывать контекст в обучении
Эксперт называет два способа контекстуализации обучения:
- Собственно, добавить контекст в обучение.
Проектно- и проблемно-ориентированное обучение, кейс-стади с реальными рабочими кейсами и опытные сотрудники в качестве менторов и наставников — всё это методы, которые позволяют внедрить контекст в стандартный учебный процесс. Например, разрабатывая программу по кибербезопасности, нужно пригласить специалиста из соответствующего отдела — рассказать о своём опыте, ответить на вопросы и продемонстрировать рабочие задачи.
- Внедрить обучение непосредственно в рабочий процесс.
Эксперт напоминает, что можно встроить обучение прямо в рабочий процесс, а также провести его внутри рабочего пространства или максимально близко к нему. Так, одна компания решила организовать курс в формате буткемпа для сетевых инженеров буквально «через стенку» от реального центра, где эти сети размещались. Учащиеся видели всё происходящее там сквозь стекло. Во время перерывов они общались с будущими коллегами или менторами, а тренировались непосредственно на рабочем месте.
Конечно, не стоит опираться исключительно на контекст, считает эксперт. Каналы поддержки учащихся тоже нужны — такие, где можно развить дискуссию о работе вообще, конкретной теме и том самом контексте, задать вопросы эксперту, получить поддержку наставников или кураторов.
Корпоративное обучение
Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев
Узнать подробнее