Аренда курсов для корпоративного обучения: стоит ли связываться?
Чем отличается аренда контента от обычной покупки, в каких случаях это выгодно и при каких условиях подойдёт.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Курс для корпоративного обучения можно создать самостоятельно (конечно, если у компании в штате есть профессионалы, которые могут это сделать), заказать производство подрядчику или купить готовый. Если покупается доступ к онлайн-курсу с возможностью проходить его в течение определённого времени сразу многим сотрудникам, это явление называется арендой учебного контента, а когда у одного провайдера приобретается доступ к набору разных курсов — арендой библиотеки учебного контента.
Мы попросили экспертов рассказать, как устроена аренда контента, в каких случаях к ней обычно прибегают, когда она выгодна, а когда всё-таки лучше заняться созданием собственного уникального курса.
Что такое аренда учебного контента и почему она стала популярной
У провайдера (например, платформы онлайн-курсов) есть готовая учебная программа, и компания приобретает её на определённый срок для обучения своих сотрудников, внося за это ежемесячную или годовую плату. Это и есть аренда контента. Арендой это называется потому, что интеллектуальная собственность на программу сохраняется за разработчиком или провайдером, а право на использование передаётся на ограниченный срок.
Бывает, и так, что создатели курса дорабатывают его по просьбе компании-заказчика непосредственно под её запрос, с учётом специфики работы. В таком случае заказчик может выкупить интеллектуальные права на адаптированную программу, чтобы её эксклюзивно использовали только его сотрудники. Но тогда это уже не аренда, а покупка учебного контента.
В последние годы спрос на аренду контента растёт. Связано это с тем, что у отделов корпоративного обучения и развития увеличивается объём задач, причём зачастую выполнить их надо в сжатые сроки. Только своими силами и заказом производства курсов на аутсорсинге в таком случае не обойтись, потому что процесс производства учебной программы с нуля долгий. Выручает аренда готовых курсов.
Мария Зыкова, проектный менеджер федеральной HR-службы DNS, подтверждает это наблюдение:
«У нас раньше было убеждение, что не всякий готовый контент отвечает принципам и правилам обучения, принятым в компании, к тому же он может быть неактуален и поэтому требует серьёзной проверки. Но в прошлом году многое изменилось. Почему? Создание собственного обучающего материала всегда требует времени и денег на разработку.
При этом сегодня существует множество готовых онлайн-курсов по универсальным темам. Пожалуй, нет онлайн-школ, в которых не было бы курсов по тайм-менеджменту, делегированию или постановке задач. И принципы этих учебных материалов в разных компаниях одни и те же. Курс по технологиям продаж тоже будет в целом одинаковым — у нас в цифровом ретейле и в ретейле одежды или стройматериалов. Никто ничего нового не придумал».
Конечно, только арендованным контентом полноценный процесс развития персонала ограничиться не может. Во-первых, никуда не уйти от производства узкоспециализированных учебных программ, которые тесно связаны со спецификой работы конкретной компании и полностью построены на этой специфике.
Во-вторых, даже у курса на универсальную тему содержание вряд ли будет подходить компании на все сто процентов. Но, условно говоря, может соответствовать процентов на 80–90. Если в каком-то случае на это можно закрыть глаза, то в другом случае это может быть критично.
Разумеется, выбирая готовые курсы, стоит их проверять, чтобы убедиться в актуальности и качестве контента. Это тоже время, но всё-таки меньшее, чем требуется на производство нового продукта. К тому же серьёзные провайдеры регулярно обновляют содержание своих курсов, чтобы они не утратили актуальность (это особенно важно, например, когда курс обучает работе с каким-то программным обеспечением и у этой программы выходят обновления). А если компания делает собственный курс, ей приходится заниматься такой поддержкой актуальности самостоятельно.
«Рассчитав экономику и время, мы понимаем, что какие-то курсы можно арендовать, а есть вещи, которые мы арендовать никогда не будем», — делится Мария Зыкова.
По опыту DNS, покупка профессиональных SCORM-курсов обошлась значительно дешевле собственного производства и сэкономила 3–4 месяца, которые пришлось бы потратить на подготовку таких курсов своими силами. Но, конечно, для вовлечённости и доходимости важно, чтобы эти курсы хорошо вписывались в программу развития персонала.
Какие условия бывают у аренды контента
Условия аренды бывают разные, обычно они довольно гибкие, и можно договориться о:
- разных сроках (месяц, несколько месяцев, год и больше);
- ограниченном количестве доступов или неограниченном;
- предоставлении доступа на платформе провайдера или переносе арендованного курса на внутреннюю платформу компании-арендатора;
- приобретении доступа к курсу с экспертной проверкой домашних заданий или без такой проверки.
Бывает модель подписки. Допустим, T&D-отдел решает, что в этом году должен сфокусироваться на развитии определённых групп сотрудников, например, аналитиков и маркетологов. T&D-специалист компании выбирает платформу, на которой есть различные курсы для аналитиков и маркетологов, выбирает пакеты таких курсов, вариант с проверкой домашнего задания или без неё, необходимое количество доступов, заключает договор и дальше вправе распоряжаться этими доступами по своему усмотрению: в нужный момент открывать их определённым сотрудникам на конкретные курсы в рамках своей стратегии развития команд.
Большое количество доступов обычно берут для универсальных программ широкого потребления, которые нужны почти всем офисным сотрудникам, независимо от их функции. Например, по Excel.
В последнее время растёт спрос на размещение арендованного контента внутри корпоративных онлайн-платформ компаний-арендаторов. Это связано, во-первых, с тем, что многие крупные компании имеют свои LMS для обучения, а, во-вторых, с существованием во многих компаниях ограничений с точки зрения информационной безопасности. Бывает, сотрудникам запрещено посещать любые сторонние ресурсы, даже учебные, с рабочих компьютеров и с собственных мобильных устройств в рамках корпоративного Wi-Fi. И тогда, чтобы дать сотрудникам доступ к курсу стороннего провайдера, необходимо перенести курс на внутреннюю корпоративную платформу.
Технически это возможно: курс сворачивается в SCORM-пакет (zip-архив), и арендатор разворачивает файлы на своей платформе. Правда, могут быть специальные требования: например, LMS-система арендатора должна соответствовать стандарту xAPI. Это лучше уточнять заранее, обсуждая детали с провайдером до сделки.
Ещё одна важная деталь: перенести можно сам видео- и текстовый контент. Но если курс предполагает выполнение домашних заданий с их экспертной проверкой и обратной связью учащимся, то осуществить такую поддержку курса на чужой платформе провайдер, конечно, не сможет. Эту часть работы арендатору придётся взять на себя.
Гораздо проще (если такой вариант допускает служба безопасности арендатора) сделать на своей платформе «витрину», где представлены описания всех курсов корпоративного обучения, как своих внутренних, так и от сторонних провайдеров, чтобы пользователь переходил по ссылке из описания на платформу провайдера, где может пройти этот курс.
Современным отделам обучения и развития важно не только обеспечить сотрудников компании качественным учебным контентом, но и проанализировать данные о том, как они учились и каких успехов достигли. Можно ли это сделать, если курс остаётся на платформе провайдера, а на внутренней платформе размещается только онлайн-витрина? Для этого необходима дополнительная настройка. Можно ли будет это организовать, тоже важно сразу обсуждать с потенциальным провайдером.
Действительно ли аренда выгодна?
Генеральный директор Websoft Алексей Корольков советует учитывать не только то, что аренда контента дешевле его покупки и создания собственными ресурсами, но и то, что курсы, покупаемые поштучно, обходятся дороже аренды библиотеки курсов, порой даже раза в три-четыре. На это есть две причины:
- арендованными материалами можно пользоваться только ограниченный период времени;
- покупать оптом всегда выгоднее — провайдеры в таких случаях обычно дают скидки.
Елена Тихомирова, генеральный директор eLearning center, советует для начала проанализировать, как часто в последние годы вашим сотрудникам требовалось обучение по универсальным программам, которые в разных компаниях по содержанию не сильно отличаются. Затем рассчитайте бюджет, который вы потратили на создание этого учебного контента своими силами, силами подрядчика или на покупку готового курса. И сравните со стоимостью аренды аналогичного контента за такой же срок.
«Сколько будет стоить разработка всего пула курсов внутри компании? Это обойдётся точно значительно дороже полной стоимости библиотеки, даже если её покупать, а не арендовать. Что произойдёт, если мы всё купим? Мы будем платить за последующие обновления. А плюс аренды в том, что тут есть только фиксированные расходы и нет дополнительных костов, связанных с обслуживанием курсов», — объясняет Елена и подчёркивает, что подписка на аренду — сейчас общий тренд, мы используем эту модель везде: есть подписки на фильмы, сериалы, музыку, книги.
Эксперт советует составить список курсов, направленных на развитие общих навыков и софт-скиллов, которые должны пройти ваши сотрудники в предстоящем году. Именно такие курсы оптимальнее всего приобрести в аренду из уже готовых. Если в ближайшее время планируется обучение лишь по паре общих тем для небольшой целевой аудитории (до 60 человек), то создавать собственный курс нецелесообразно, аренда будет экономически более выгодной, считает Елена.
Если речь о большом количестве курсов на большую аудиторию, то аренда, по её мнению, скорее всего, тоже окупится лучше: «Допустим, вы арендуете библиотеку за одну десятую стоимости контента. Тогда в течение десяти лет вы потратите сумму, за которую могли бы приобрести этот контент в собственность. Но эта сумма всё время находится в обороте компании, эти деньги работают. Причём качественные библиотеки постоянно пополняются, то есть вы тратите одну и ту же сумму, но при этом каждый год получаете обновлённый контент».
Ещё несколько важных факторов
Выбирая провайдера, кроме содержания и качества курсов, эксперты советуют выяснить и учесть следующие факторы:
- Актуализирует ли провайдер содержание своих курсов и как часто он это делает.
- Существует ли техническая возможность переноса курса на вашу внутреннюю платформу, если ваши правила безопасности не допускают обучение на внешних ресурсах.
- Есть ли техническая возможность организовать сбор учебной аналитики для вас, если сотрудники будут проходить курс на платформе провайдера.
- Если вам важно, чтобы сотрудники выполняли домашние задания с экспертной проверкой, но при этом вы хотите перенести курс в свою LMS, есть ли у вас ресурс самостоятельно организовать такую проверку.