9 идей для экономичного корпоративного обучения
Для многих компаний корпоративные образовательные мероприятия — ощутимая статья расходов. Рассказываем о бюджетных вариантах.
Сформировать единую базу знаний
Один из лучших способов сберечь время T&D-команды и бюджет — записывать тренинги, вебинары, конференции и прочие образовательные мероприятия, которые проходят в компании. И сохранять записи в единой базе знаний: на своём корпоративном портале или YouTube, в виде ссылок в Excel- или Google-таблицах.
Главное, чтобы это было доступное для всех сотрудников пространство. Когда кому-то понадобится получить новую информацию или освежить знания, достаточно будет выбрать запись и посмотреть её. Ещё собственная база знаний — материал, который может стать основой для создания новых корпоративных курсов.
«Мы стараемся всегда делать записи мероприятий, в которых участвуем, вплоть до командных встреч в Zoom. Впоследствии мы создаём курсы, в которых используем фрагменты этих видеозаписей. При необходимости любой сотрудник может зайти на корпоративный портал и пройти их».
Ирина Родина, руководитель T&D-направления в сети онлайн-кинотеатров ОККО
Найти внутренних экспертов
Наверняка среди ваших сотрудников есть те, кто обладает глубокими экспертными знаниями в своей сфере и готов поделиться ими с коллегами. Вместо того чтобы заказывать услуги дорогостоящего внешнего тренера, предложите вашему специалисту выступить с темой или записать курс.
Но не стоит думать, что организация обучения силами собственных экспертов совсем лишена затрат. Данил Парникель, менеджер по обучению и развитию персонала в компании Semrush, советует, чтобы разобраться, будет ли в вашем случае выгоднее привлекать к обучению внутреннего эксперта вместо внешнего, оценить три фактора:
- Стоимость времени сотрудника (если он отрывается от основной работы) в сравнении со временем внешнего эксперта.
- Стоимость времени внешнего эксперта на адаптацию своей программы под вашу задачу.
- Дополнительные услуги (создание методичек, проведение посттренинга, поддержка участников после обучения — ответы на вопросы).
Вместе с тем по качеству и практической применимости учебный материал от сотрудника может превосходить материал внешнего спикера.
«Опыт и знания, которыми располагают наши специалисты, зачастую имеют уникальный характер, от сторонних экспертов их не получишь. При этом мы не просто берём наработки коллег из штаб-квартиры Huawei в Китае, а привлекаем к составлению тренингов сотрудников из разных стран — как правило, экспертов высокого уровня с сертификатами на осуществление образовательной деятельности. Такой кросс-региональный обмен опытом позволяет добиться высокого уровня обучения и отразить особенности работы на локальных рынках»
Елена Каверина, HR-бизнес-партнёр компании Huawei Enterprise в России
Кроме того, обучение при помощи внутренних экспертов имеет ещё ряд преимуществ.
Пригласить эксперта из другой компании
Если вы не нашли человека с нужными компетенциями среди своих — пригласите специалиста из другой компании. Многие организации сейчас поддерживают практику обмена внутренними экспертами. Единственное условие: у вас должен быть сотрудник со знаниями и опытом, которые представляют интерес для другой компании, либо вы можете предложить в обмен другую услугу (например, инфопартнёрство). Стоит привлечь своих маркетологов и PR-специалистов для обсуждения идей коллаборации.
Договориться о таком формате сотрудничества можно напрямую через коллег по T&D из других организаций. Если вы активный участник профессионального сообщества — посещаете профильные конференции, семинары, состоите в специализированных T&D-группах в социальных сетях, — найти нужного эксперта и договориться о его приглашении не составит особого труда.
Проводить мероприятия по обмену опытом
В большинстве компаний сотрудники одних подразделений толком не знают, чем занимаются их коллеги из других отделов, хотя их опыт мог бы им пригодиться. Организуйте мероприятия для обмена наработками и кейсами. Такой формат может оказаться более эффективным, чем дорогостоящий тренинг, потому что сотрудники узнают про опыт, который относится непосредственно к их работе. Например, в ОККО такие встречи проводят ежеквартально:
«На нашем внутреннем мероприятии „Марафон знаний“ руководители подразделений и специалисты выступают с разными темами вроде „Как я построил хорошие взаимоотношения в своей команде“ или „Лайфхаки удалёнщика“. В основном, конечно, выступления касаются софт-скиллов. Так мы распространяем знания для всех коллег, а заодно знакомим их друг с другом, что немаловажно в эпоху удалённой работы», — рассказывает Ирина Родина.
Завести корпоративную библиотеку
Даже в наш век тренингов и онлайн-курсов профессиональная литература не потеряла своего значения — это по-прежнему популярный источник знаний. И по-прежнему есть люди, которые предпочитают лекциям книги. Можно завести электронную корпоративную библиотеку, которую каждый сотрудник мог бы пополнять своими файлами. Главное — рассортировать книги и ссылки на полезные статьи по темам и направлениям для удобного поиска. Если вы готовы к небольшим тратам, можно приобрести корпоративную подписку на онлайн-библиотеки — например, MyBook или «МИФ». Хорошим бонусом был бы аудиоформат книг — можно слушать и узнавать что-то новое по дороге на работу или во время фитнеса.
Найти качественные бесплатные курсы
Базовые знания и навыки можно найти на бесплатных онлайн-курсах. Например, на таких площадках, как «Открытое образование», представлены бесплатные курсы от вузов. У платных площадок, даже таких крупных, как Coursera, тоже бывают бесплатные курсы от преподавателей лучших университетов и известных экспертов. Подберите для сотрудников подходящие темы, следите за датами начала записи на них и периодически проверяйте, не появились ли новые курсы.
Кроме того, многие университеты и платные образовательные площадки часто проводят бесплатные разовые мероприятия — вебинары, воркшопы, круглые столы. Они могут оказаться полезны как начинающим, так и опытным специалистам. Важно только подписаться на новости образовательной площадки в соцсетях или на рассылку по электронной почте, чтобы следить за расписанием.
Можно попросить начальников отделов собрать списки любимых образовательных площадок сотрудников, свести их в единую базу и поручить кому-то регулярно отслеживать анонсы по каждому направлению.
Создать образовательный Telegram-канал
Людям удобно получать информацию по тем каналам, к которым они привыкли. Например, если корпоративными порталом пользуются далеко не всё, то мессенджеры — уже неотъемлемая часть жизни. Почему бы не сделать для сотрудников Telegram-канал и постить в него подборки полезного обучающего контента? Можно организовать всё так, что наполнять этот канал сотрудники будут частично сами — материалами из открытых источников.
«У нас есть свой Telegram-канал, где мы публикуем полезные подборки со статьями, исследованиями, кейсами, видеоматериалами и так далее. Причём сотрудники сами находят интересные материалы и отправляют нам „в редакцию“. Мы проверяем их и делимся с остальными».
Ирина Родина, руководитель T&D-направления в сети онлайн-кинотеатров ОККО
Участвовать в конференциях со скидками
Профессиональные конференции и форумы с участием звёздных представителей индустрии — безусловно, полезные для развития сотрудников мероприятия. Но участие в лучших ивентах стоит недёшево. Ирина Родина предлагает варианты экономии:
- Приобрести билет для одного сотрудника, а затем организовать внутреннюю встречу, на которой попросить его поделиться информацией с коллегами.
- Отправить своего эксперта выступить в качестве спикера на мероприятии. Помимо того, что он сам получит возможность бесплатно присутствовать на конференции, организаторы чаще всего разрешают привести коллегу (тоже бесплатно или со скидкой).
Ещё один хороший способ — поддерживать информационно интересные для вас мероприятия. Если ваша компания может оказать влияние на целевую аудиторию организаторов конференции, то они охотно пойдут на сотрудничество с вами. Как бонус — вам достанется парочка бесплатных билетов.
Создавать свои курсы на бесплатных платформах
Свои онлайн-курсы тоже можно делать бюджетно, если использовать бесплатные ресурсы и создавать контент своими силами.
«Если это не влияет на эффективность обучения, я стараюсь минимизировать экономические затраты и использовать бесплатные платформы. Среди платформ для образовательных программ могу выделить Google Classroom. Там можно создавать учебные программы, проводить уроки, отправлять домашние задания, отслеживать траекторию обучения и многое другое. В курсы можно добавлять презентации, видео, картинки, аудиофайлы и так далее. Большой плюс, что Google Classroom интегрируется с другими сервисами Google, в частности почтой и календарём. Поэтому, когда я назначаю студентам следующее занятие, оно автоматически падает им в расписание».
Алексей Плужников, основатель «Мастерской онлайн-мероприятий», T&D-маркетолог и бизнес-тренер
Словом, доступные варианты всегда найдутся — главное, чтобы при этом не страдало качество обучения. Что при организации обучения экономить точно не стоит, так это время. Например, разработка полноценной программы для корпоративного обучения — многоступенчатый процесс, но если ради скорости пропустить какой-то шаг, то велик риск потратить и деньги, и время впустую (обучение не принесёт пользы).