Корп. обучение
#Руководства

6 советов по выбору бизнес-тренера

Как найти того, кто действительно обладает нужными компетенциями, и не нарваться на инфоцыган? Рекомендации профессионалов.

Ошибка при выборе бизнес-тренера для обучения сотрудников влетит компании в копеечку: деньги на услуги псевдотренера будут израсходованы напрасно, плюс придётся заново потратиться на нормальное обучение.

Снизить вероятность промаха может только грамотный подход к выбору тренера. В чём-то этот процесс похож на работу рекрутера по executive-подбору управленца. Вот пять советов от T&D-экспертов и самих бизнес-тренеров.

1. Сформулируйте чёткий запрос

Основа успешного выбора бизнес-тренера — понимание, кто вам нужен и для каких целей. На грамотно составленный запрос преподаватель найдётся быстрее: куда проще и приятнее работать с заказчиком, который знает, чего хочет. И вероятность разочарования от процесса и результатов обучения будет меньше — порой причина провального тренинга не в плохом ведущем, а в туманно сформулированных ожиданиях.

Встретьтесь с внутренним заказчиком (обычно это руководитель, который попросил провести тренинг), чтобы обозначить цели, задачи, целевую аудиторию, а также ожидания заказчика от самого тренера. Елена Михайлова, корпоративный коуч IT-компании Slotegrator, советует обсудить следующие вопросы:

  • Какие задачи нужно решить через обучение? Включите в расчёт не только качественные показатели (такие как «улучшить знание продукта», «повысить уровень общения с клиентами» и так далее), но и количественные (например, «снизить количество жалоб клиентов на 50%», «сократить время обработки запросов клиентов до 30 минут», «поднять объём продаж на 70%»).
  • Кто нужен для участия в тренинге? Зачастую на обучении оказываются лишние люди: их работа напрямую не связана с основной темой тренинга или они не мотивированы учиться. Их присутствие не испортит образовательный процесс сильно, но может внести негативную ноту, потому что у них нет настоящей заинтересованности. Поэтому важно тщательно формировать группу участников.
  • Какого тренера видит заказчик? Составьте идеальный портрет кандидата по мнению заказчика.

С Еленой согласен Вадим Холодцов, руководитель Учебного центра АО «Почта России»:

«В первую очередь необходимо определить ключевые критерии, которые должны измениться после реализации программы обучения. Критерии эффективности программы обучения формулируются заказчиком совместно с исполнителем (тренером) в процессе переговоров. Важно учесть качественные и количественные критерии, а также рассмотреть все факторы, влияющие на динамику выбранных бизнес-показателей».

Не ограничивайтесь только теми предпосылками, которые даст внутренний заказчик, — он может заблуждаться в оценке ситуации. Для правильного определения целей нужно провести небольшое исследование — мы рассказывали об этом подробнее. И не стоит объединять в одной программе сразу много целей — это одна из типичных ошибок, которые приводят к провалу программ обучения.

При составлении запроса важно понять, надо ли искать известного тренера или можно подобрать «просто хорошего эксперта» в своей области. Павел Галатенко, руководитель направления в корпоративном университете Сбербанка, говорит, что всё зависит от ваших задач и целевой аудитории тренинга:

«Для обучения сотрудников узкому предмету в большинстве случаев нет необходимости приглашать звёздного тренера. Провести тренинг может эксперт, который хорошо владеет темой и имеет соответствующий опыт. Это может быть даже ваш сотрудник, обладающий опытом преподавания.

При выборе тренера для топ-менеджеров, как правило, возникает больше вопросов. В этом случае особенно важно, чтобы эксперт имел богатый опыт работы с топ-менеджментом крупных компаний и мог поделиться лучшими практиками. Такой человек обычно имеет вес в бизнес-сообществе.

Если говорить об общем мероприятии, то можно пригласить известного спикера в качестве интересного гостя. Он не обязательно должен относиться к сфере профессиональной деятельности вашей компании и даже к бизнесу в целом. Например, часто приглашают выступить людей, чья работа связана с большой эмоциональной нагрузкой (космонавты, лётчики, военные и так далее), чтобы те поделились жизненным опытом».

2. Определитесь: эксперт из агентства или частник?

При поиске бизнес-тренера вы можете обратиться к услугам тренинговой компании или частного лица. Оба варианта имеют как преимущества, так и отрицательные стороны.

Компания, которая специализируется на проведении корпоративных тренингов, как правило, сотрудничает с большим количеством разных преподавателей и, скорее всего, может похвастаться многолетним опытом проведения обучения. С высокой вероятностью вы сможете быть уверены в качестве подготовки программы, соблюдении сроков, наличии необходимых сертификатов. В то же время услуги таких тренинговых обучающих центров обходятся намного дороже, чем заказ обучения напрямую у тренера-«частника», который работает только на себя.

Павел Галатенко в выборе между агентством и частным лицом советует отталкиваться от целей и бюджета:

«Если у вас масштабная задача — предположим, надо провести обучение на несколько тысяч человек, — то лучше обратиться в тренинговую компанию. Один тренер просто не справится с такой нагрузкой. Но важно учитывать, что один день работы эксперта из агентства будет стоить от 200 до 250 тысяч рублей (по Москве). Для разового заказа или в целях экономии лучше обращаться к частному лицу. Например, некоторые тренеры работают на себя и берут за свои услуги от 50 тысяч рублей за день тренинга».

3. Ищите бизнес-тренера по рекомендациям

Вне зависимости от того, какой вариант вы предпочитаете — эксперт из тренинговой организации или тренер, предоставляющий частные услуги, — в поиске конкретного эксперта помогут:

  • рекомендации коллег и T&D-специалистов в других компаниях. Возможно, они смогут посоветовать тренера, с которым уже работали;
  • рекомендации тренеров, которые проводили обучение у вас. Обычно бизнес-тренеры, коучи, фасилитаторы достаточно хорошо знают друг друга. Если у вас был успешный опыт работы с кем-то из внешних экспертов в обучении — обратитесь к ним за советом;
  • социальные сети. Присмотритесь к группам в Facebook* и чатам в Telegram, где потенциально могут быть специалисты в нужной вам области. При этом будьте готовы к шквалу нерелевантных сообщений: придётся потратить время, чтобы отфильтровать их.

«На T&D-рынке все друг друга более-менее знают. Обязательно обратитесь к знакомым в крупных корпоративных университетах больших корпораций, чтобы узнать, каких тренеров они привлекали», — советует Евгений Фокин, бизнес-тренер в CBSD.

Многие бизнес-тренеры имеют собственные сайты, но это не означает, что они действительно хорошие эксперты. Чтобы выяснить, кто есть кто, необходимо найти честные отзывы. О том, как это сделать, будем говорить ниже.

4. Оцените кандидатов по ключевым критериям

Предположим, вы нашли нескольких кандидатов, которые вроде бы подходят под ваш запрос. Как понять, с кем из них стоит начать работу?

Реальные отзывы

Важно услышать мнение заказчика или кого-то из тех, кого он учил. За такими отзывами лучше обращаться лично к коллегам — поможет сарафанное радио. У коллег, занимающихся обучением в крупных корпоративных университетах, можно спросить, знают ли они такого тренера.

Не стесняйтесь уточнить подробности у тех, кто оставил свой отзыв на сайте или личной странице тренера в соцсетях, даже если вы не знакомы лично.

Если среди положительных отзывов попалось несколько отрицательных, это ещё не означает, что тренер — плохой специалист. Не исключено, что заказчик обучения сам не знал, чего хочет, или неправильно поставил задачу.

Поэтому к любому отзыву стоит отнестись критически: если будете связываться с их авторами и просить подробностей, то интересуйтесь не только впечатлениями — обязательно уточните, как они ставили цель обучения и формировали аудиторию для него. Это даст понять, насколько серьёзно сам заказчик подошёл к процессу и стоит ли доверять его мнению.

Готовность обсуждать программу обучения

Универсальная программа, какой бы грамотной по содержанию она ни была, не будет учитывать специфику вашей компании и ваши цели. Хороший тренер обязательно сам поинтересуется задачами и особенностями, чтобы адаптировать программу. Если инициатива исходит от вас, профессиональный тренер, по крайней мере, не откажет в адаптации и не будет настаивать на универсальной программе.

«Кастомизация программы обучения под условия и требования заказчика необходима практически всегда», — говорит Вадим Холодцов.

И уж точно профессиональный тренер не откажется показать свою программу обучения и обсудить её детали.

«Меня бы насторожило, если бы тренер отвечал на вопросы в формате: „Да не важно, мы проведём всё, что хотите“. Очевидно, что человек не разбирается или не хочет разбираться в том, что вам нужно. Также некоторые хитрят и отказываются отправлять программу, ссылаясь на коммерческую тайну. Профессионалы своего дела всегда делятся программой, им нечего скрывать. По этому признаку вы легко поймёте, проводил человек обучение на эту тему или нет», — предупреждает Евгений Фокин.

Понимание специфики вашего бизнеса

Важно, чтобы преподаватель разбирался в том, как устроены процессы в организации. Хорошо, если он регулярно проводит тренинги в компаниях того же сегмента. В противном случае ему будет сложно приводить примеры из практики в вашей сфере деятельности и с учётом особенностей ваших рабочих процессов.

Практический опыт по теме выступления

Спросите, в каких рабочих проектах тренер применял те знания и навыки, которым посвящено обучающее мероприятие, и каких результатов он достиг. Обычно у профессиональных тренеров эти сведения представлены в портфолио. Зная, в каких проектах работал тренер, можно выйти на его коллег и попросить отрекомендовать его как специалиста — точно так же, как делают рекрутеры при подборе на executive-позиции.

Наличие сертификата об образовании

Для того чтобы проводить некоторые виды тренингов, специалисту нужен сертификат. Это не значит, что без таких сертификатов его преподавание нелегально, сертификат — просто подтверждение того, что тренер обучался соответствующей методике и владеет ею. И, конечно, важно, где он этот сертификат получил, — это должен быть центр подготовки тренеров, который пользуется доверием у профессионалов, а не раздаёт красивые корочки направо и налево.

«Если говорить о тренингах на такие общие темы, как коммуникации, менеджмент, продажи, то специальное образование для тренера здесь не так важно — нужен релевантный опыт. Но если тренер занимается такими узкоспециализированными направлениями, как коучинг, Agile-практики и так далее, то нужно обязательно просить сертификат об обучении самого тренера хотя бы потому, что участники обучения могут попросить его предоставить», — предупреждает Павел Галатенко.

Актуальность образования и опыта

Бизнес стремительно развивается, поэтому знания быстро устаревают. Прекрасно, если тренер в прошлом — топ-менеджер или ведущий эксперт крупной компании в вашем сегменте, но если этот опыт у него был очень давно, то насколько он релевантен актуальной ситуации? Интересуется ли тренер текущими трендами, учится ли регулярно сам для повышения квалификации, насколько он в курсе последних самых ярких кейсов в отрасли? Всё это стоит выяснить.

Видеозаписи с предыдущих выступлений

Это хороший способ увидеть тренера в деле, оценить, как он взаимодействует с аудиторией. Многие тренеры с готовностью предоставляют видеозаписи.

С другой стороны, Вадим Холодцов советует не слишком доверять этому способу оценки, поскольку записи могли быть сделаны очень давно. Лучше всегда уточнять, в каком году было проведено соответствующее мероприятие.

5. Обратите внимание на личные качества тренера

Бывает, тренер блестяще владеет предметом, но аудитория его не воспринимает, потому что он ведёт занятие скучно или выглядит и держится неубедительно (люди не воспринимают его как суперпрофессионала).

Чтобы избежать проблемы неприятия тренера аудиторией, наши T&D-эксперты рекомендуют обратить внимание на его личные качества.

Лидерская позиция и активность

Профессиональный преподаватель должен неплохо разбираться в психологии, владеть такими техниками воздействия на аудиторию, с помощью которых он сможет управлять участниками обучения, стать для них авторитетом, заряжать их своим выступлением. Вадим Холодцов говорит, что для проверки этих качеств можно попросить претендента поделиться ситуацией из практики, когда он проявил себя в таком свете. Словом, проведите с ним небольшое интервью, похожее на беседу при подборе на позиции управленцев.

Коммуникабельность

В качестве лидера сложно представить человека, который неохотно идёт на контакт. Тем более что люди сейчас ждут от корпоративного обучения не только передачи полезных знаний во время тренинга, но и поддержки после него (ответов на вопросы и помощи с решением собственных кейсов).

Поэтому при встрече важно оценить, как тренер ведёт переговоры, насколько открыто и развёрнуто отвечает на вопросы, приводит ли примеры из практики и жизни.

Например, если вы пытаетесь узнать подробности обучающей программы, а тренер отвечает короткими фразами, ссылаясь на нехватку времени, вероятнее всего, с аудиторией он будет взаимодействовать так же.

Гибкость ума и чувство юмора

Тренер должен уметь реагировать очень быстро и гибко — допустим, если кто-то из слушателей задал ему необычный, каверзный вопрос. Подготовьте к первой встрече с ним парочку таких вопросов и оцените реакцию.

Вовлечённость в процесс

Преподавателю должно быть важно, кто его будущие слушатели, как лучше с ними взаимодействовать, зачем им его слушать, — и другие детали, которые точно пригодятся ему в процессе подготовки. Профессионал сам начнёт общение с таких вопросов, и если их у него не возникло, это повод насторожиться.

Соответствие культуре и аудитории

В каждой компании свои культура и атмосфера. Идеально, если тренер соответствует и тому, и другому, и кажется «своим» — тогда он быстро завоюет доверие участников обучения. Подбирая тренера, вам важно хорошо знать свою аудиторию: где-то больше подойдёт человек с демократичным стилем общения, а где-то — более напористый и авторитарный.

Типичная проблема: тренер — человек из другой сферы, иной культуры, говорит «на другом языке». Допустим, у вас компания с очень строгими корпоративными традициями, основной костяк менеджеров — 45+, условно говоря; все в галстуках, и принято общение по имени-отчеству. Тренер, который до этого всегда работал в компаниях нового типа, где даже на совет директоров можно прийти в джинсах и кроссовках, с привычкой обращаться по имени и быстро переходить на ты, скорее всего, вызовет неприятие.

Тут тоже важно понимание своей аудитории: если «инопланетян» у вас встречают с интересом, то непохожесть может стать даже плюсом. Но чаще это препятствие для успешного обучения.

Так ли важен голос спикера?

Многие считают хорошо поставленный голос спикера чуть ли не важнейшим качеством, которое непременно должно быть у профессионального тренера. Это, безусловно, большой плюс, но Вадим Холодцов считает, что этот фактор не определяющий:

«Недавно я проводил стратегическую сессию, на которую мы пригласили космонавта Роскосмоса, действующего героя России. Он позиционировал себя как мотивирующего спикера, но при этом не отличается сильным и поставленным голосом. Но мы понимали, что и человек вроде Энтони Роббинса с развитыми ораторскими навыками не подходит под наши задачи. Для целевой аудитории стратегической сессии (руководителей высшего звена) были важны другие качества спикера, а также содержание выступления».

6. Попросите провести презентацию

Если вы определились с тренером, на ознакомительной встрече попросите его кратко представить программу. Так вы ещё раз проверите, как эксперт работает с материалом и взаимодействует с аудиторией, и убедитесь (или разочаруетесь) в своём выборе. Только не путайте демопрезентацию с пробным занятием: не стоит затягивать её более чем на полчаса или собирать пол-отдела в качестве зрителей. А вот кого на презентацию пригласить точно стоит, так это заказчика или другого специалиста, который хорошо разбирается в теме предстоящего тренинга. Они смогут заметить возможные подводные камни.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Корпоративное обучение

Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев

Узнать подробнее

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована